Представляем вашему вниманию мистификационную повесть известного писателя Каната Абилкаира «Змеиная месть».
Змея родной земли
Укуси меня, жалобно шипя!
Жаркен Бодеш
I
…Потеряв всякую надежду, Бала Молда, глядя в войлочную книгу, увидел свою будущую судьбу.
Он предсказал, что через тридцать лет откроется граница между Китаем и Россией, и тогда, вернувшись на родину и развязав узел на языке змеи, Шах-Мардан простит его, и все наладится.
«Аксарбас, аксарбас!» – радостно воскликнул юноша и бросился в бурлящую, клокочущую воду Текеса, где вода текла, словно кровь. Хотя его лицо едва шевельнулось, бурные волны Текеса не дали молде сил и уносили его в свой водоворот.
Кто знает, может быть, он был бы поглощен водой и исчез навсегда, но он знал, что его одежда зацепилась за ветку, и он остался жив.
Бала Молда потерял сознание и несколько дней висел на этой ветке.
II
К этому времени у Бала Молды поседели борода и усы, ему было за семьдесят. Он пытался обмануть себя, говоря, что шестьдесят – это «полдень», но с тех пор, как ему перевалило за семьдесят, он стал внутренне чувствовать, что его жизненный путь подходит к концу.
Каждый день он приходил на берег реки Текес, протекающей вдоль границы, и часами смотрел на родные края, видневшиеся вдалеке, на землю предков, где пролетело его детство, на Жабырский хребет, где покоились останки его отца.
Появится ли день, когда он сможет добраться до Тузкёля, всего в тридцати-тридцати пяти километрах от этого места, и очиститься от грехов перед Богом? Только этот вопрос мучил Бала Молду.
Он смотрел в бинокль на село Сумбе у подножия гор Уйсинтау. Надежда увидеть кого-нибудь из знакомых стариков никогда не покидала его. Как же быстра эта фантазия! Ему хотелось доехать до Сумбе на своем Карагере, скача во весь опор. Затем, поднявшись вверх по течению реки Кысан, за час добраться до подножия Шартаса, оттуда, миновав Сарыбастау, всего за три часа достичь Тузкёля. Если бы он добрался до Тузкёля, он бы смог, пусть и поздно, искупить свою вину перед Всевышним. Но вот уже пятьдесят лет он не мог преодолеть эти три часа пути. Пятьдесят лет – и мечта Бала Молды – увидеть Тузкёль своими глазами. Там, в Тузкёле, его кто-то ждал.
Этот «кто-то» был не человеком, а существом. Существом, ползающим по земле, извивающейся змеей. Если бы он был жив, он бы умолял о прощении у Шах-Мардана, предводителя змей пятидесятилетней давности, и пал бы к его ногам. Младший Шах-Мардан, носивший имя древнего царя змей, если бы покинул этот мир, его потомки должны были бы собраться у его ног и заплатить цену за его вину. Он хорошо знал, чем измеряется эта цена. С тех пор, как невестка, поддерживающая очаг единственного сына, забеременела, он стал чувствовать, что время платить эту цену приближается. Невежество Бала Молды ставит под угрозу судьбу его внука. Если он не сломает этот железный забор и не доберется до Тузкёля, чтобы пасть ниц, его потомки навечно проклянут его. Какой толк от такого богатства?!
Если бы он жил обычной жизнью, как все, он бы сегодня жил, не привязываясь к границе. Какая польза от того, что он научился языку змей?! Разве не умирают многие люди, не успев стать моллой, не произнеся даже шахады, без всякой несправедливости?! Бала Молда не осмеливался думать, что Бог отправит всех их в ад. А его грех – самый тяжкий. Не каждый человек способен на такую несправедливость. Даже если бы он совершил ее, он бы, совершив еще одно действие, молился бы перед Всевышним, очищая свою душу от всякой скверны. Он бы не страдал пятьдесят лет, как Бала Молда.
Многие люди, говоря: «Ад мы увидим в загробной жизни», живут беззаботно. Бала Молда видит этот ад в этой жизни.
Как только он задремлет, он превращается в змею. Превратившись в змею, он ползает по земле, шипит и кусает многих людей. Но яд его не смертелен, укушенные не умирают.
В один момент перед ним появляются невестка и сын. Невестка держит в руке щипцы, сжимая горящие угли. А сын готов вылить на отца масло из ведра. Бала Молда изливает на единственного сына яд своего раздвоенного языка. В тот же миг сын падает, издавая крик. Вот Оралы синеет и опухает, словно кулак. Сельчане вокруг кричат: «Замкни, замкни!». А Бала Молда, задыхаясь, стонет: «Бау, бау».
Бала Молда, борясь, просыпается и едет на Карагере к Текесу. Достигнув Текеса, он погружается в море глубоких размышлений. «Зачем было становиться моллой, если, познав Бога, познав тайны природы, подружившись даже с джиннами, не смог предсказать будущее свое и своих потомков?!». Думая об этом, Бала Молда украдкой смахивал слезы, когда никого не было рядом.
III
Он еще помнил, когда Бала Молде было всего пятнадцать-шестнадцать лет, и его имя только начинало становиться известным. Люди уже пасли скот на летнем пастбище Шалкоде, еще не ощущая холода политики. После утренней молитвы он задремал, и его разбудил отец. «Сынок, пришел человек от Бесбая бая, чтобы забрать тебя. Говорят, в зятя вселился джинн, и он хочет, чтобы вы провели зикр. Они хотят, чтобы ты и Джакып молла поиграли», – сказал он.
Услышав имя Джакыпа моллы, Бала Молда встрепенулся. Ему было чему поучиться у этого опытного моллы, обладающего обширными знаниями и силой баксы. Уже давно он хотел научиться у Джакыпа понимать язык змей и читать хасиды. Сейчас он уже достиг уровня, когда мог понимать язык предводителя змей.
Бала Молда, совершив омовение, сел на коня вслед за черным мальчиком, чье лицо было покрыто пятнами оспы. Имя мальчика было Тураш. Единственный сын известного в Албане бия Медеу. Приход не кого-нибудь, а сына известного бия считался большим почетом для понимающего человека. Бий Медеу – брат Бесбая бая. Послал ли Бесбай бай сына своего брата как своего собственного сына, или это был знак уважения к Бала Молде, он решил посмотреть.
Мальчик, который был на полтора мушеля младше, кроме имени «единственный сын бия», не обладал никакими особыми таинственными способностями. Он слышал много легенд о его отце. Казалось, что эти способности не передались этому ребенку. Он даже не пришел за Бала Молдой, потому что тот был моллой. Однажды, в детской шалости, он помчался вперед. Однажды, преследуя сурка, который дразнил их, он упал на землю и, воткнув камчу в его нору, остался в замешательстве.
– Тураш, доберемся до ущелья Балта, пока не стемнело, – сказал Бала Молда, проявляя свое старшинство.
После этих слов их путь ускорился. Когда солнце начало садиться и скот возвращался с пастбищ, они добрались до дома Бесбая бая.
Джакып молла пришел раньше их и, сменив место жительства, подготовил дом для «игры джиннов» в одном-двух километрах от аула.
На следующий день собрались сельчане, и баксы начали проводить зикр.
Когда он вспоминает этот день, сердце Бала Молды чуть не останавливается от ударов. Его собственная сила, которая раньше не поддавалась даже самым сильным джиннам, исчезла без следа, и когда он начинал зикр, изо рта у него шла пена, и он падал. Джакып молла тоже потерял свою свирепую силу и показал, что постарел. Оба моллы, объединившись, не могли изгнать джинна, похожего на воробья, вселившегося в жениха, и обливались потом.
Обычно Бала Молда мог успокоить такого джинна, вселившегося в человека в облике воробья, прочитав одну суру из Корана. В этот раз жених, словно порхая, кружился внутри шестистенного белого юрты. Он махал руками, как крыльями, и не давал им шанса. Вот-вот он схватил его, как вдруг жених ухватился за ветку и полез вверх. Оба моллы тянулись к небу, но не могли дотянуться до жениха, висевшего на ветке. Джакып и Бала Молда знали, что без другого способа они не смогут справиться с этим воробьиным джинном. Тогда они оба вышли наружу и полезли на крышу юрты. Они собирались спрыгнуть через шанырак и накрыть джинна-воробья. Вдруг Бала Молда увидел огромного беркута, расправившего крылья над шаныраком, и испугался. Он хотел подойти ближе, но беркут издал пронзительный крик, готовясь атаковать. Он посмотрел на Джакыпа моллу, тот катался по земле. Не осмелившись приблизиться к огромной птице, которая не испугала его учителя, Бала Молда тоже бросился вниз.
Когда Бала Молда пришел в себя, Джакып молла говорил со слезами.
«Байеке, байеке, я слышал, что духом вашего брата, бия Медеу, был хищный орел. Этот орел не отдает нам джинна-воробья. Пошлите человека к бию, пусть он отгонит его духа».
Сын Медеу бия тут же вскочил на коня и помчался в аул. Через некоторое время орел с шанырака улетел. В тот же миг жених на ветке упал на землю.
Джинн-воробей, не зная куда деться, взмыл в небо и мгновенно исчез из виду.
IV
После этого случая Джакып молла рассказал Бала Молде много поучительных историй.
Он говорил, что в этой жизни происходит много таинственных событий, непостижимых для человеческого разума, что каждое живое существо создано с уникальными свойствами, и эти свойства нельзя оценивать и судить по меркам религии или чего-либо другого, что до сих пор ни один человек не нашел и не найдет ответа на бесчисленные вопросы о тайнах.
«Человек, пытающийся разгадать тайну таинственного, сбивается с истинного пути. Ибо неведомые события, происходящие по воле Всевышнего, пытаться объяснить в узких рамках этого мира – это глупость. Поэтому для простого человека достаточно найти Бога и следовать Его наставлениям.
Однако кочевому казаху иногда приходится нарушать границы таинственного. Поэтому мы не просто моллы и не просто баксы, мы живем, борясь с неведомой силой. Ради благополучия народа и скота мы усмиряем джиннов и обуздываем змей. Мы должны стремиться освоить это учение, оставленное предками, чистым путем и не причинять вреда никаким существам», – сказал Джакып молла.
Затем он рассказал о дружбе известного в этой местности батыра Омирзака и бия Медеу.
Омирзак батыр проявлял особое уважение к бию Медеу.
В то время Джакып молла был молод. Один из пяти сыновей Курманбая, Куркебая, был укушен змеей, и Джакыпа моллу пригласили, чтобы снять яд.
Звали юношу, укушенного змеей, Кусаин. Когда Джакып молла вошел в дом, где лежал Кусаин, он увидел, что у головы юноши сидела белокурая красавица лет семнадцати-восемнадцати, прикладывая к ране мокрую ткань.
Увидев девушку, Джакып молла потерял рассудок. Воображение юноши, еще не обрученного, было бурным. «Если я не скажу отцу и не посватаюсь к этой девушке, пусть мое имя Джакып будет опозорено!» – прошептал он про себя.
Джакып молла начал читать хасиды и призвал царя змей Шах-Мардана на поединок. В то время Шах-Мардан тоже был молод.
Весь албанский народ, которому хватило ног, собрался посмотреть на схватку Джакыпа моллы и Шах-Мардана. Собравшимся он сказал: «Когда я буду сражаться со змеей, змея и Кусаин раздуются и лопнут. Если вы хотите помочь мне, когда я кивну, шумите и кричите «Замкни, замкни!». Если же кто-нибудь из вас скажет «Бау», то и Кусаин, и я умрем».
Джакып молла начал читать хасиды. Менее чем через час прибыл сам царь змей Шах-Мардан с двумя своими приближенными, извиваясь.
– Ты был посланником царства людей в страну змей, о, Джакып… Ты позвал меня просто так? – спросил Шах-Мардан на своем языке.
– Если бы это было просто так, стал бы я беспокоить царя страны змей, отнимая ваше время?! Змея укусила Куркебая Курманбая, и этот юноша лежит без сознания. Прошу вас наказать змею, укусившую этого ребенка.
– Откуда ты знаешь, что Кусаин, лежащий без сознания, невиновен? Возможно, именно этот юноша первым угрожал змее. В таком случае я против того, чтобы жертвовать своим родом. Пусть умрет Кусаин!
– О, Шах-Мардан, не рано ли выносить приговор? Разве не ты, обладающий священными свойствами, с упованием заткнул прогрызенную мышью пробоину в ковчеге пророка Нуха? Куда делись эти свойства? Ты видишь состояние Кусаина, мы не можем его допросить. Лучше найди мне змею, которая его укусила. Поговорим с ней.
– Ты хочешь, чтобы я привел перед тобой тысячи миллионов змей на земле?! Это невозможно. Из-за того, что один человек из вашего народа погиб, я не могу привести весь народ моего царства перед тобой.
– Тогда и я прикажу убивать всех змей, которых увидит мой народ. Разве наши предки веками находили общий язык и жили в мире? Когда твой отец умер и ты был избран ханом, разве не я специально приехал в твое царство и возлил тебе на голову белую жидкость? Ты забыл это, Шах-Мардан?
Говорят, когда Джакып молла сказал это, Шах-Мардан замолчал. Затем он послал одного из своих приближенных и приказал собрать всех змей этого региона.
Говорят, менее чем через час прибыл первый отряд змей. Змеи одна за другой клали головы на колени Джакыпа моллы и, говоря «Я не кусал Кусаина», уходили по своим делам. Борьба со змеями затянулась. Народ, увидев такое количество змей в этом регионе, был поражен. Все с изумлением смотрели на святость Джакыпа моллы. Если бы Джакып молла и Шах-Мардан не смогли договориться, война между змеями и людьми могла бы вспыхнуть в любой момент. Молла проявил свою образованность, а Царь – свою мудрость.
Когда поток змей утих, последняя, огромная змея, волочась, приползла и начала бороться с Джакыпом моллой. Не касаясь его, читая хасиды, молла тоже заговорил с этой змеей.
Змея сказала, что она ни в чем не виновата, что когда она спокойно уползала, Кусаин наступил ей на пятку, и она укусила ее, чтобы спасти свою жизнь.
Услышав это, Шах-Мардан усилился:
– Вот, я же говорил. Виноват – Кусаин! Я не могу пренебрегать судьбой дитя моей расы ради человека, который не может смотреть под ноги!
Говорят, в этот момент Кусаин, опухший и раздувшийся, был на грани разрыва. Джакып молла тоже в спешке успел спросить у той змеи: «Где произошло происшествие?»
– У ручья у подножия Шартаса.
– Разве не мы с вашего одобрения связали пасти всем змеям в этом ручье, господин Шах-Мардан? – радостно спросил Джакып молла.
Оказалось, что эта змея, путешествуя, без разрешения вошла на территорию, принадлежащую змеям со связанными пастями. За нарушение договора между людьми и царем змей судьба огромной змеи оказалась в руках Джакыпа моллы.
Джакып молла начал быстро читать хасиды. Легко ли отдать жизнь, огромная, опухшая змея теперь угрожающе шипела на самого моллу, выгибая шею и пытаясь укусить. В этот момент Джакып молла кивнул. Все люди начали шуметь, крича: «Замкни, замкни!». Змея лопнула с шипением, и через несколько часов Кусаин пришел в себя.
V
Бала Молда уже много раз слышал эту историю от Джакыпа моллы. Хотя за годы его недолгого служения моллой не произошло ничего подобного, он сам был свидетелем многих подобных случаев. Бала Молду больше интересовала судьба белокурой красавицы, которая заставила сердце Джакыпа трепетать. Не боясь своего учителя, он расспросил и о судьбе белокурой девушки, и Джакып разговорился.
– Это дочь Медеу бия, которая чуть не лишила нас благодати и не спугнула удачу. Ей