Среди наших четырех шаманов самыми могучими и сильными были Мырзагали и Тусупбек. В детстве я своими глазами видел «игру» шаманов, упомянутых выше: Кали, Иисбая, Жумабека. Но никто из них не мог сравниться с Тусупбеком. Тусупбек жил в нашем аиле – в Балтакынском ущелье. Однако, разве зря говорят, что «у шамана не бывает богатства», он, разъезжая по стране двенадцать месяцев в году, редко бывал дома.
Однажды жена нашего сватовского аксакала Шику, женщина по имени Корлыга, заболела «желигу» (вид психического расстройства) и извела весь аил. Эта Корлыга, грамотная по старым меркам, знавшая много сказок и преданий, с широкой душой, вдруг внезапно сошла с ума и за один день превратилась в албасты. Распустив волосы, воткнув в одежду перья разных птиц, она бродила по степи босиком и с непокрытой головой. Иногда изо рта у нее шла пена, и она сама по себе хохотала. Ночами она бродила одна среди могил. Мы, которые еще вчера слушали сказки у Корлыги, теперь боялись ее.
Однажды парни, искавшие Тусупбека, нашли его в далеком Мамбете. Люди еще не вышли на летние пастбища, наш аил находился в Аркарлы. Был установлен отдельный шестистенный шатер для игры шамана. Я слышал о Тусупбеке раньше, но увидел его впервые именно тогда. Он был высокого роста, худощавый. То ли дух Корлыги был слишком силен, но знающие люди говорили: «Давно Тусупбек так сильно не играл». То, что шаманы во время игры облизывают раскаленное железо языком, топчут его ступнями, было обычным делом. Тусупбек показал и другие чудеса. Он связал женщин аила, пропустив нить через их языки. Он заставил дикого, только что пойманного жеребца, встать на колени и войти в юрту. У ша