Охватывающая внимание стран мира, волна салафитской идеологии проникает в страну и сеет раздор в обществе своими представлениями, противоречащими нашему традиционному религиозному мировоззрению. Несмотря на попытки салафитской идеологии разрушить национальные ценности и культурно-религиозное мировоззрение, некоторые наши граждане следуют этому течению и принимают их убеждения как истинные принципы ислама.
Через проповеди сторонников салафитской идеологии распространяется идеология, противоречащая нашему национальному, религиозному мировоззрению. Согласно взглядам течения, прикрывающегося именем религии, составные части культуры, такие как музыка, искусство, театр – харам, наши традиционные ценности – обесценены. Они стремятся к духовному падению народа и приближению к своим целям. В результате этого возникают недопонимания и противоречия в обществе, растет число тех, кто следует двусмысленным убеждениям.
Внешний вид верующих, «вооруженных» салафитской идеологией, выдает их отношение к представителям других течений с агрессией и высокомерием. Сторонники нетрадиционного течения в нашей стране носят длинные бороды, короткие брюки выше щиколоток или одежду арабского образца, а их женщины носят черные и серые никабы, паранджи. Однако, среди тех, кто носит хиджаб, отращивает бороду и совершает намаз, есть не только представители деструктивных религиозных течений, но и последователи ислама ханафитского мазхаба, который является традиционным для нашего народа; для их различения необходимо обращать внимание на их религиозные взгляды.
Сегодня черный никаб и паранджа стали одной из спорных проблем в нашей стране. Девушек, закутанных в черное, сегодня можно встретить во всех регионах Казахстана, некоторые из них доходят до крайности, надевая очки и перчатки. Самое опасное – их число растет с каждым днем.
Глава государства во время встречи с представителями Духовного управления мусульман Казахстана выразил свою позицию: «В последнее время молодые люди стали отращивать бороды и укорачивать штаны. Увеличилось число девушек, закрывающих лица и одевающихся в черные одежды. Это не соответствует ни нашей нации, ни нашему мировоззрению, ни нашим традициям. У казахов черная одежда носится в знак траура… Конечно, у каждого есть свобода выбора одежды. Это другое дело. А это – явление, которое намеренно выступает против нас, разделяет казахов», – отметил он. Председатель Духовного управления мусульман Казахстана Ержан кажы Малгажыулы также отметил, что закрывание лица не предусмотрено шариатом. После этой встречи представители компетентных органов неоднократно публиковали в интернете информацию о рассмотрении вопроса об ограничении использования данных атрибутов.
Министерство по делам религий и гражданского общества РК в своей позиции относительно черного одеяния заявляет, что ограничение касается не хиджабов и платков, а видов одежды, не позволяющих идентифицировать лицо человека. Ограничения или запреты не распространяются на религиозных служителей конфессий, иностранных граждан или сотрудников, обязанных носить одежду, скрывающую лицо. Важность этого ограничения заключается в предотвращении опасности, исходящей от экстремистских групп, чрезмерно фокусирующихся на внешней атрибутике религиозности. Не поддаваясь религиозному фанатизму, сохранение наших национальных ценностей, религиозной культуры и традиций – залог развития и экономического процветания нашей страны. В связи с этим министерство, основываясь на заключении о толерантном отношении ислама к традициям, выдвинуло мысль о том, что вера казахского народа заключается не во внешнем облике, а во внутренней чистоте.
В целом, в исламе цвет и фасон одежды не закреплены, поэтому фасоны одежды формируются в соответствии с традиционным мировоззрением и культурой каждого народа, особенностями климата. А для некоторых граждан никаб и паранджа, ставшие «религиозной» одеждой, не соответствуют ни традициям нашего народа, ни его мировоззрению. В этой связи Глава государства в своем выступлении отметил: «Наши женщины никогда не носили этого, не скрывали своих лиц. Конечно, мы с уважением относимся ко всем представителям мусульманской религии, но у нас есть свой путь, свои национальные обычаи и традиции. Рост интереса молодежи к религии – положительный процесс. Но необходимо отличать истинную религию от ложной», – подчеркнув, что арабская одежда не соответствует мировоззрению нашего народа.
А для сторонников салафитской идеи ношение одежды арабского образца и черного одеяния, закрывающего лицо, является обязательным. Некоторые ученые считают, что причиной этого является их неспособность различать степени достоверности хадисов. Они распространяют в интернете посты и видеоролики, пропагандирующие хиджаб, паранджу, никаб, а также идеи о том, что национальный головной убор кимешек является разновидностью никаба, вызывая тем самым двойственные мнения в обществе. Эта ситуация способствует усвоению искаженных представлений молодежью, активно пользующейся интернетом и еще не сформировавшей свое мировоззрение.
Единственный способ противостоять концепциям экстремистов, использующих религиозную идеологию как оружие, а также религиозную неграмотность и низкое социальное положение народа, – это повышение религиозной и религиоведческой грамотности, пропаганда национальных традиций. Для предотвращения негативных явлений в обществе необходимо противостоять идеологии идеологией и не допускать распространения нетрадиционных течений.
Зайнолдина А.А.
Научный сотрудник Центра научных исследований и анализа по вопросам религии Комитета по делам религий Министерства по делам религий и гражданского общества РК
Национальный портал