Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави известен в истории не только как выдающийся памятник средневекового зодчества, но и как святое место, хранящее богатейшее историческое наследие, дошедшее до нас со средневековья. Когда в 1978 году мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави был открыт как республиканский музей и начал свою работу, в его фонде насчитывалось более 300 экспонатов.
Первыми экспонатами, принятыми в фонд музея, стали бронзовые и деревянные изделия XIV века, сохранившиеся в мавзолее Ходжи Ахмеда Ясави, изготовленные по приказу Амира Темира. К ним относятся тайказан, светильники, а также дверные полотна и дверные кольца с молотками для гробницы и зала для собраний. Первые научные сведения об этих бронзовых изделиях начали публиковаться в конце XIX — начале XX века. Например, М.Е. Массон и А.Ю. Якубовский дали общую характеристику, а в 1960-х годах востоковед Эрмитажа из Санкт-Петербурга А.А. Иванов дал полное описание нескольких предметов эпохи Амира Темира, сохранившихся в мавзолее. [1]
К числу экспонатов, сохранившихся с эпохи Амира Темира, относятся двери, через которые посетитель входит в здание. Дверь зала для собраний называется «Кақпа», а дверь гробницы – «Қапсырма». Мастера уделяли внимание не только прочности и красоте изготовления дверей, но и увеличению их символического значения путем нанесения орнаментов, имеющих символический смысл, а также глубоких хадисов и изречений. Двери украшены с обеих сторон деревянными, костяными, золотыми и серебряными узорами. Часть узоров, выполненных инкрустацией разноцветными деревянными элементами и слоновой костью, утрачена. В центральной части двери «Кақпа» расположены прямоугольные накладки с двумя бронзовыми кольцами для стука и их петлями-основаниями. Петли колец выполнены в виде голов барса, а ниже на самих кольцах изображены две маленькие лапы барса. На бронзовой накладке имеется небольшой ударник в виде восьмилепесткового цветка для удара кольцом и создания звука. Вторая дверь – дверь гробницы – «Қапсырма». По форме она похожа на дверь зала для собраний, в верхней части двери сохранились круглые бронзовые накладки двух колец и небольшой восьмилепестковый ударник в виде цветка, сами кольца утеряны. По имеющимся данным, утерянные кольца были похожи на кольца двери «Кақпа», и надписи на них повторялись. [2]
Шесть светильников и дверные ручки, отлитые из бронзы и покрытые золотом и серебром, также относятся к числу жемчужин народного искусства. Изготовителем был мастер из Исфахана Тадж-ед-Дин, сын Из-ед-дина. На бронзовой ручке указан год изготовления 797 год хиджры, а на бронзовых светильниках написано, что они изготовлены по заказу Амира Темира 20 рамазана 799 года хиджры.
По словам М.Е. Массона, двери, ведущие в два боковых небольших помещения, ранее были закрыты, и посетители входили через главную дверь «Кақпа». Переступив порог «Кақпа», человек попадал в центральный зал здания – комнату Казандык. В центре комнаты Казандык находился «Тайказан». Вес казана составляет 2 тонны, диаметр – 2,45 метра. Казан наполнялся водой с добавлением сахара, и служители мечети после завершения пятничной молитвы раздавали ее паломникам как целебную воду. Этот казан был отлит в населенном пункте Карнак, расположенном в 25 километрах от города Туркестан. Мастер, отливший его, был тебризским мастером Абд-аль-Азизом, сыном Шарафуддина. [3]
В этнографической группе музейного фонда хранятся не только экспонаты эпохи Амира Темира, но и великолепные образцы казахских ремесел, охватывающие период до XX века. Среди произведений казахского народного творчества в этнографическом отделе представлены вышитые и тканые изделия, посуда и мебель из дерева и кожи, самовары и кумганы, а также более 800 уникальных ювелирных изделий, выполненных исключительно из серебра. Большую помощь в сборе национальных сокровищ оказала политика нашего Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева по возвращению на родину наших соотечественников, проживающих за рубежом, благодаря которой они смогли сохранить и передать в музейный фонд национальные ремесленные изделия без искажения их первоначального вида. Ценность этих изделий заключается в том, что они сохранили в первозданном виде произведения народных ремесел XVIII-XIX веков и, в некоторых случаях, представляют собой синтез культур, когда наши соотечественники интегрировали культуру стран своего проживания в степную казахскую культуру.
В настоящее время на государственном учете в государственном историко-культурном заповеднике-музее «Азирет Султан» находится 23 978 вещественных памятников, которые разделены на четыре научно-классификационные группы: 2627 экспонатов этнографических, 5034 – археологических, 2734 – письменных памятников и 13583 – нумизматических. Большинство из них являются подлинными и уникальными произведениями народного творчества.
2734 письменных памятника делятся на 4 группы по типу письма и выполняемой функции: старинные печатные книги, старинные рукописи, новые ценные книги и исторические документы.
Письменное наследие любого народа – это ценный источник информации о стране и истории этого народа. Говоря о письменном наследии казахского народа, можно отметить, что наряду с богатым устным народным творчеством, оно также обладает обширным фондом письменных памятников. Известно из исторических источников, что в свое время только в библиотечной комнате мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави хранились письменные памятники, относящиеся к нескольким векам. В советское время, как и другие места, связанные с религией, наши богатые наследия, накопленные веками, остались без присмотра или были намеренно уничтожены, перевезены в другие места, сожжены, утеряны и присвоены теми, кто имел к ним доступ. В настоящее время письменные памятники, собранные в фонде, были переданы в музей в качестве дара вместе с другими старинными артефактами, хранившимися у народа, по инициативе нашего выдающегося соотечественника Узбекали Жанибекова.
Письменные памятники в фонде музея делятся на несколько групп. Среди них наиболее ценными и важными являются рукописи. Общее количество рукописей в фонде – 158. Они написаны на арабском, персидском и тюркском языках. Некоторые из них оформлены в виде книг с переплетом и обложкой, другие переписаны в виде толстых тетрадей, а третьи написаны в карманных тетрадях (блокнотах). Темы этих рукописей разнообразны, степень их сохранности также различна, и по сохранности рукописей можно судить об их степени использования. Мы надеемся, что эти произведения, хранящиеся в фонде, послужат источником совершенствования веры, ответов на вопросы, открытий для исследований и доказательств для мнений. Некоторые из старинных рукописей написаны шрифтами насталик и насх в XIX-XX веках. В книге доктора исторических наук А.К. Муминова «Каталог арабографических рукописей музея-заповедника «Азрет-Султан» в городе Туркестан», исследовавшего рукописный фонд музейных экспонатов, ученый делит рукописи на 8 групп: Коран и коранические науки, хадисы, догматика, фикх, логика, филология, поэзия, мутаффарикат (математика и медицина). Среди рукописей есть книги и брошюры с полным текстом Корана или его сурами, жизнеописания и истории, связанные с пророком Мухаммедом (мир ему), переводы его хадисов в стихотворной форме о смерти его сына, книги с песнями «Маулит Шариф», которые читаются на празднике Маулит, посвященном дню рождения пророка Мухаммеда (мир ему). Особо стоит отметить трехтомное произведение «Магаридж ун-Нубувват» на тюркском языке, полностью охватывающее жизнеописание пророка Мухаммеда (мир ему), которое является ценностью не только нашего фонда, но и редкостью в целом.
Известные книги по исламу, в которых находятся ответы на различные вопросы по фикху, подтверждающие веру и поклонение, такие как «Мухтасар ал-Викая», «Чар китаб» и их отрывки, а также книги с различными религиозными вопросами, в основном сохранились в виде рукописей, включая молитвы и амулеты-молитвы. Основная часть старинных печатных книг была издана в начале XIX-XX веков в Ташкенте, Казани, Уфе, Стамбуле, Бухаре и Санкт-Петербурге.
Наиболее ценными экспонатами нашего фонда являются несколько рукописей и старинных печатных книг произведений Ходжи Ахмеда Ясави, то есть его хикметов. Среди них – оригинал рукописи «Диуани Хикмет», принятый в фонд музея 7 лет назад. Это книга объемом 326 страниц, с полными и завершенными хикметами, автор которой пока неизвестен, переписанная примерно в 1845 году. Сохранность ее хорошая. Поскольку оригиналы других произведений Ходжи Ахмеда Ясави, таких как «Миратуль кулуб» (Зеркало сердца), «Фахырнама» и позднее найденного «Рисала дар адаби тарикат» (Этика тариката), отсутствуют, были собраны копии их рукописей.
Еще один вид книг, собранных в фонде музея, – это произведения учеников Ходжи Ахмеда Ясави. Они написаны на персидском или старотюркском языке, то есть на чагатайском, в восточном стиле в формах дивана, газели, назима. Произведения Омара Маргунфа «Бедил Диваны», С. Бакыргани «Диваны», книги «Софы Аллаяр».
Произведения казахских поэтов и жырау, написанные поздним прямым письмом, например, «Арманда Айтбай» Айтбая Белгибаева и «Ахуали кыяматы» Избасты, свидетельствуют о том, что они были проповедниками учения Ясави или суфийского течения. Среди них наиболее ценными и интересными являются «Бустан уль-Мухиббин» Шейха Худайдада Таш-Мухаммеда ал-Бухари, написанный на тюркском языке примерно в конце XVIII века и содержащий глубокие сведения о теоретических и практических обрядах тариката Ясавия, который можно оценить как ценную книгу после «Диуани Хикмет», и книга Фарид ад-Дина Мухаммада ибн Ибрахима Аттара, святого, суфия и поэта, «Тазкират ул-Аулия» (Жизнеописания святых) на персидском языке.
Нумизматические экспонаты составляют более половины всех экспонатов, хранящихся в фондах музея. К нумизматическим экспонатам относятся 11 кладов средневековых монет, то есть нумизматические находки, обнаруженные во время археологических раскопок в Туркестанском регионе в городах «Яссы-Култобе», «Тоган», Сауран, Икан, Коскорган, Терткуль (Кушата), Терткуль II, Жуйнек, Миртобе, а также редкие артефакты. Большинство этих кладов были исследованы казахстанским нумизматом Р.З. Бурнашевой и узбекским ученым Л. Шпеневой, и стали основой для различных научных трудов этих ученых.
В феврале 2012 года житель населенного пункта Орангай передал в музейный фонд 54 медных фельса (медные монеты), отчеканенных в конце XV — первой четверти XVI века. В марте того же года житель населенного пункта Сарыбулак Шаянского района привез и передал клад из 450 медных монет, найденный в местности Курысай у подножия горы. В ходе исследования клада было установлено, что это посеребренные медные дирхемы Чагатайского улуса, отчеканенные во второй половине XIII века. Этот клад был исследован, и результаты были опубликованы на научно-практических конференциях. В результате исследований были выявлены новые факты, не встречавшиеся в трудах ученых, исследовавших посеребренные медные монеты Чагатайского улуса XIII века, отчеканенные во второй половине XIII века в Отыраре.
В фонде музея хранится 20 золотых и около 500 серебряных экспонатов. Практически все монеты, отчеканенные из драгоценных металлов, были проверены в Республиканской пробирной палате, и их состав был определен.
В фонде нумизматических экспонатов, помимо нумизматических, хранятся также бонистические и фалеристические экспонаты.
Один золотой динар XIII века, отчеканенный на имя Мухаммада бин Текеша, был найден случайно. Название монетного двора и год чеканки утрачены. Еще один золотой динар, судя по сохранившимся фрагментам рельефа на его поверхности, был отчеканен на имя Чингисхана или Менгу-хана, найден случайно. Динар был отчеканен в Самарканде между 660/680 годами хиджры. Эта монета относится к числу очень редких золотых динаров.
13 золотых динаров, отчеканенных в середине XIII века в городах Средней Азии. Эти монеты были намеренно отчеканены с пониженным содержанием золота (500-580%) в связи с особенностями монетного дела того времени. На монетах сохранились названия только Бухары и Самарканда из названий монетных дворов. На всех монетах нанесена надпись «Калима» и имя халифа Наср лид-Дин Аллаха. Надписи на краях монет практически полностью утрачены. Пять золотых монет были отчеканены в Стамбуле, Иране, Австро-Венгрии, Российской империи в XIX-XX веках.
Клад, состоящий из более чем 6000 медных монет, случайно найденный в городском некрополе у реки Карашык города Туркестан, был отправлен на исследование казахстанскому нумизмату Р.З. Бурнашевой, после чего узбекский ученый-нумизмат Л.Ю. Шпенева полностью исследовала клад в музее «Азирет Султан». Было установлено, что клад состоит из медных адли, отчеканенных во время денежной реформы, проведенной правителем Мавераннахра государства Тимуридов Улугбеком, с указанием 832 года хиджры (1428-29 гг.). Ценность клада заключается не только в том, что монеты датированы 832 годом хиджры, но и в наличии монет, отчеканенных в 851, 854, 862 годах на различных монетных дворах Мавераннахра и Хорасана. В результате исследований, проведенных Р.З. Бурнашевой и Л.Ю. Шпеневой, были выявлены новые монетные дворы государства Тимуридов, ранее неизвестные. Состав клада рассмотрен в книгах Р.З. Бурнашевой, Е.А. Смагулова, М.К. Туякбаева «Клады и монеты Туркестана» и в ряде научных статей Р.З. Бурнашевой. [5]
В 1982 году во время раскопок городища Яссы-Култобе из кувшина был обнаружен клад из 202 серебряных дирхемов и фельсов, отчеканенных на монетных дворах Чагатайского государства в последней четверти XIII — начале XIV века. В состав клада входят изделия монетных дворов Алмалык, Андижан, Бухара, Кашгар, Кендж, Маргинан, Отырар, Самарканд, Тараз, Ходжент, Шаш и Янги. Важным является то, что на одном дирхеме, отчеканенном на Алмалыкском монетном дворе, был обнаружен новый, ранее не встречавшийся для этого монетного двора, показатель 688 года хиджры / 1289 года, а также наличие продукции практически всех монетных дворов III периода по периодизации Е.А. Давидович Чагатайского улуса. Это свидетельствует о том, что город Туркестан, входивший в состав Чагатайского улуса, был одним из значительных торговых центров того периода.
В 2000 году во время раскопок в «Кокандской цитадели» города Туркестан был обнаружен клад из 75 серебряных танга, отчеканенных во времена правления династии Джанидов. Танга состоят из монет, отчеканенных во времена Имам Кули-хана, Надыр Мухаммед-хана и Абдулазиз-хана. Важность клада заключается в том, что он состоит из монет, отчеканенных в период первых правителей династии Джанидов. Исследователь нумизматики, доктор исторических наук Е.А. Давидович делит денежное обращение Средней Азии VIII-XVIII вв. на три периода. Было установлено, что этот клад состоит из монет II периода. Отличием монет I и II периодов от последнего периода является более высокая проба серебра, характерная для этих периодов. В последний период содержание серебра в металле танга снизилось. В составе этого клада были выявлены новые типы танга, отчеканенные на имена вышеупомянутых правителей, ранее неизвестные науке. Были выявлены новые типы танга на имя Имам Кули-хана, обозначенные номерами от 73 до 79, и ранее неизвестные типы Надыр Мухаммед-хана под номерами 18 и 19.
В феврале 2016 года в музейный фонд поступило несколько медных монет. Среди них встречаются образцы различных типов, отчеканенные на Сыгнакском и Хорезмском монетных дворах Золотой Орды во второй половине XIV века. Среди этих монет есть медная монета, на одной стороне которой полностью стерты надписи, а на другой стороне арабской вязью нанесена надпись «Джахан…р Хан». По результатам первых исследований этой монеты было высказано предположение, что это монета, отчеканенная на имя казахского хана Жангира. [Рис. 3] Это связано с тем, что среди правителей Средней Азии, относящихся к этому периоду, нет известного хана по имени Джахангир. Монета типологически уникальна. Конечно, пока рано делать окончательные выводы, так как существует только один образец монеты. Тем не менее, мы верим, что будущие находки раскроют тайну. В целом, среди казахских ханов известна только монета, отчеканенная на имя Турсун Мухаммед-хана.
В фонде нумизматических экспонатов, помимо нумизматических, хранятся также бонистические и фалеристические экспонаты. [4, 5, 6]
Археологическая группа музейного фонда пополняется экспонатами, найденными в ходе ежегодных археологических раскопок в древних городах и поселениях Туркестанского оазиса, таких как Шаугар-Шойтобе, Яссы-Култобе, Старый Туркестан, Каратабе-Сауран, Сидак-ата. Самыми древними археологическими экспонатами в фонде являются каменные осколки, найденные на стоянках Коскорган, Шоктас в Туркестанском регионе, а также каменные орудия труда и нуклеусы возрастом 700-500, 150-120 тысяч лет до н.э., найденные на других стоянках каменного века на территории Казахстана, таких как Семизбугы, Таскотан, Тангырказган, памятники Мангышлакского региона. К ним можно отнести коллекцию бронзовых украшений XIV-XIII веков до н.э., двурогие браслеты, бусы из камня и несколько видов глиняной посуды. Это артефакты Федоровского и Алакольского периодов андроновской культуры бронзового века. Среди почти 120 экспонатов, найденных на стоянке Шпан недалеко от города Туркестан, есть ценные золотые подвески для украшения женских головных уборов, относящиеся к XVII-XIV векам до н.э.
Глиняные изделия в фонде свидетельствуют о том, что мастера древних времен в совершенстве владели технологиями изготовления различных форм посуды. Среди собранных экспонатов видно, что искусство изготовления глиняной посуды в Туркестанском регионе было особо развито и в более поздние периоды, а орнаментация и символическое значение узоров на посуде привлекают внимание.
Материалы, найденные в результате исследования городов-поселений раннего средневековья, таких как Сидак, Сауран и др., открыли новые, ранее неизвестные данные. Особенностью хумов, найденных при раскопках города Сидак раннего средневековья, является их большой размер и разнообразие форм. Они использовались для хранения зерна и других продуктов питания. На их боковых стенках, плечах и нижней части, до обжига, вместо орнаментов наносились насечки или знаки, похожие на клейма. По ним можно предположить, что мастера наносили на посуду клеймо своего рода или личный знак. К ценным археологическим артефактам относятся геммы IV-V веков, найденные в городах Сауран, Сидак-ата, в виде «фальшивых колец», на сасанидских поверхностях которых были выгравированы изображения различных насекомых, птиц, животных, а на некоторых – непонятные образы, а также каменные ядра (катапульты), выпущенные войсками Абдолла-хана, найденные при раскопках у ворот Саурана, и колодцы для сточных вод.
Среди узоров на чашах и тарелках в музейном фонде наиболее часто встречаются диагональные сетки и растительные узоры в виде листьев и стеблей, выполненные черным и синим цветом на белом фоне или чернильно-синим цветом на белом фоне. Такой метод в археологии называют «Темуридским стилем» керамического производства. Этот метод, широко распространенный в XV-XVI веках, свидетельствует о высоком уровне развития гончарного производства и декора посуды в Туркестане. И произведения такого искусства можно часто встретить в музейном фонде.
Исследование и популяризация наших древних ценных артефактов, являющихся духовным богатством нашего народа, и введение их в научный оборот – одна из основных задач музейной деятельности.
Литература:
1. Иванов А.А. О бронзовых изделиях конца XIV в. из Мавзолея Ходжа Ахмеда Ясеви. Средняя Азия и ее соседи в древности и средневековье 68. Издательство «Наука» Главная редакция восточной литературы Москва 1981
2. Мейірманов А. Есіктер. Буклет. Туркестан. 2009 г. 4 с.
3. Нағым-Бек Нурмухаммедов, Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи, Издательство «Өнер», Алма-Ата, 1980, 11 с.
4. Муминов А.К. «Каталог арабографических рукописей музея-заповедника «Азрет-Султан» в городе Туркестан» 1997 г. «Мура»
5. Бурнашева Е.З., Смагулов Е.А., Туякбаев «Клады и монеты Туркестана» Издательство «БАУР», Алма-Ата 2006
Ж.М. Аубакир
Директор заповедника-музея «Азирет Султан»
Город Туркестан.