ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Общество » Светский принцип развития Казахстана

Светский принцип развития Казахстана

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
20 июля, 2017
in Общество
0

Одной из абсолютных норм Конституции Республики Казахстан является светскость. Одним из первых законов, принятых нами после обретения независимости, провозгласившим религиозную свободу, был Закон РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях». В данное законодательство неоднократно вносились дополнения в соответствии с требованиями времени, а в 2011 году был принят новый Закон РК «О религиозной деятельности и религиоз- ных объединениях». То есть, Казахстан утверждает себя как светское государство. В том числе, он стремится заложить основу казахстанской модели светскости.

Понятие «светскость»

Слово «светский» происходит от арабского слова «захир», означающего «внешний». Если обратиться к толковому словарю казахского языка, слово «зайыр» имеет значения прилагательных «ясный», «четкий», «открытый». Слово «зайырлы», образованное от прилагательного «зайыр», имеет значения «знающий», «образованный» (Толковый словарь казахского языка / Общая редакция Т. Джанузакова. – Алматы: Дайк-Пресс, 2008. – 968 с.). Следовательно, «светскость» можно назвать «знанием», «образованностью». К сожалению, сегодня мы понимаем слово «светскость» как синоним западных терминов «laïcisme», «sécularisme», «светскость». Светскость в Республике Казахстан, похоже, следует понимать близко к понятию «образованность».

«Laïcisme» (по-французски «Laïcisme») – это принцип, согласно которому государство в своем управлении не ссылается ни на одну религию и придерживается нейтралитета по отношению к религиям. Французское слово «laïcisme» происходит от латинского слова «laicus», означающего «недуховное лицо», «народ, отличный от духовенства». В эпоху Римской империи духовных лиц называли «clerici», а недуховных – «laici». Во Франции термины «Laïcité», «Laicisme» означают «недопущение смешения материального (научного) и идейного (религиозного) бытия». Английским переводом термина «laïcisme» является слово «Secularity».

Слово «sécularisme» означает «отделение дел религии и государства друг от друга». Это слово происходит от латинского слова «saeculum», означающего «век», «время». Слова «laïcisme» и «sécularisme» вошли в русский язык в виде слова «светскость», означающего «приведение в соответствие с веком» или «ориентация на мирское».

В результате исторического развития термина возник нюанс между католической Европой и англосаксонской Европой. В католических странах преобладал лаицизм, а в других – секуляризм. При лаицизме религия находится под контролем государства, а при секуляризме религия и государство являются независимыми сферами. В протестантских и англиканских странах секуляризм означает образ жизни, определяющий повседневную жизнь, и недопущение вмешательства религии в мирские дела.

История светскости

Если светскость в западных странах является явлением, порожденным социальной необходимостью, то светскость в Казахстане является результатом исторического процесса. Поэтому светскость в казахстанском обществе не обособляется от религиозности и веры.

Западная светскость возникла для прекращения борьбы и конфликтов между религиями и конфессиями, верующими и неверующими. Она формировалась как научный и демократический инструмент для достижения сознания, уважающего свободу мнений и совести, свободного от агрессивного экстремизма. Светскость же в Республике Казахстан является ценностью, сформировавшейся в условиях краха господства неверующих в сфере безверия.

Изначально на Западе христианство придерживалось принципа разделения религии и государства, известного как «кесарево – кесарю, а божье – богу». Церковь и духовенство, пользуясь слабостью, а порой и «отсутствием» государства, установили свое господство во всем, в том числе и в государстве. Не удовлетворяясь этим, они начали преследовать людей, группы, общины и классы, не служащие религии, называемых по-гречески «laikos», по-латыни «laicus» («народный», «народнический»), под различными предлогами. Часто применялась инквизиция.

Папы, ставшие правителями Европы, организовывали крестовые походы, свергали и возводили на престол королей, уничтожали одни страны и разоряли другие. В средневековой Европе две трети (2/3) имущества, одна треть (1/3) земли и половина (1/2) доходов находились в руках пап.

На протяжении длительного периода христианской истории религия господствовала над религиозной и нерелигиозной жизнью людей. Поэтому невозможно представить средневековую экономическую жизнь отдельно от церкви. Люди, посвятившие себя Богу и уединившиеся в монастырях, помимо богослужений занимались сельским хозяйством, торговлей и банкингом. В средние века две трети (2/3) всех пахотных земель и одна треть (1/3) доходов от них принадлежали церкви. Церковь и по сей день является одним из крупнейших капиталистов Европы.

Так или иначе, враждебность, направленная против церкви, обладавшей столь огромной политической, социальной и экономической силой и возможностями, сначала разделила ее на секты и церкви. В конце концов, церковь была вынуждена разделить все свое имущество, политическую, социальную и экономическую мощь и возможности с народниками. Это разделение между религией и государством, или церковью и государством, то есть эти новые отношения, этот новый характер власти, получили название «светскость».

Чтобы лучше понять этот исторический процесс, пережитый народами Европы, следует помнить о двух факторах. Первый – это формирование и противоречия между социальными классами в европейских народах, второй – дуалистическое мировоззрение христианства, рассматривающее бытие в категориях независимых друг от друга духовного и мирского. Эти два фактора очень важны. Потому что светскость возникла из разделения мирского и духовного миров в традиционном мировоззрении христианства. В результате христианское общество Запада разделилось на две социальные группы: «верующих» и «светских». Духовными делами занимались верующие, а мирскими – светские.

С точки зрения общественной структуры, эти две социальные группы были объединены в рамках «церкви» и «государства». По мнению Святого Августина, одного из крупнейших представителей христианской философии, наряду с «государством Божьим» (civitas dei) существует «земное государство» (civitas terrena). Церковь, принятая как «civitas dei», а государство как «civitas terrena», стала юридическим лицом в Римской империи и после ее падения адаптировала под себя ее политические, административные и правовые системы. Таким образом, она получила доступ ко всем элементам государственности. Через католическое право, называемое «каноническим правом», она сосредоточила в своих руках «законодательную власть», «исполнительную власть» через такие услуги населению, как образование, культура, регистрация численности населения в качестве монополиста, и «судебную власть», наказывая не только верующих, но и светских. Таким образом, в VIII веке церковь создала свое государство на землях, подаренных городу Риму и его окрестностям (не следует путать с современным государством Ватикан. Ватикан был подарен Папе Б. Муссолини).

Другое проявление мирско-духовного разделения можно наблюдать в разделении политической власти между государством и церковью. Государственная власть называлась «regnum» («царство»), а церковная власть – «sacerdotium» («жречество»). В истории христианства эти два источника власти боролись за превосходство друг над другом. В этой борьбе иногда церковь имела характер структуры, стоящей над государствами, управляя императорами и королями, а иногда государства управляли церковью. Эта борьба между двумя источниками власти завершилась во Франции в 1905 году политикой в отношении религии под названием «laïcisme» («светскость»), теоретически учитывающей свободу каждого в своей сфере.

Первоначально завоевание Средиземноморья мусульманами отдалило Западную Европу, традиционно занимавшуюся торговлей, от Средиземного моря. Этот фактор привел к двум важным последствиям. Во-первых, каролинги, считавшие себя преемниками Римской империи, противопоставили христианскую идеологию исламу и признали господство церкви в государстве. Духовенство назначалось на высокие должности, местные церкви получали в дар обширные земли государства и право на получение десятой части (1/10) налогов. Во-вторых, это переход Европы к аристократической (дворянской) системе, основанной на «феодализме», землевладении. Европа, потеряв торговые пути, стала обществом, основанным на сельском хозяйстве. В эпоху Каролингов ответственные лица, называемые «государственными служащими», после ослабления центральной власти стали аристократами, присвоив местное имущество. Феодализм возник в результате того, что эти аристократы сделали зависимыми от себя безземельных крестьян, заставив их присягнуть. В системе феодализма церковь, обладавшая экономической и духовной властью и монополией на грамотность, занимала важнейшее место. Католицизм стал идеологическим оружием феодализма.

Прекращение завоевательных действий мусульман и крестовые походы оживили торговлю Западной Европы в Средиземноморье. Образование новых рабочих мест и последующее перемещение молодых крестьян из деревень в города привели к формированию буржуазии. Эти беженцы, составлявшие новый класс, опасались, что их найдут их господа и вернут на землю. Поэтому они сформировали новое городское право против феодализма и католицизма, являвшегося его идеологией. Второе крыло буржуазии – интеллигенция – благодаря появлению типографий и увеличению книгоиздания достигло экономической независимости, свободно записывало свои мысли и распространяло буржуазные взгляды среди народа. Они выражали свое противостояние церкви и аристократии в своих сочинениях.

Короли, отвернувшись от аристократов, лишившихся источников дохода, начали поддерживать буржуазию, ставшую источником финансирования. Короли, выступавшие против господства пап, теперь начали придерживаться политики «кесарево – кесарю, а божье – богу».

Учитывая, что Конституция Республики Казахстан разработана на основе Конституции Франции, политику французов в отношении религии в истории христианства можно разделить на четыре этапа:

1) Политика поддержки одной религии и запрета других (средневековая Франция);
2) Политика поддержки одной религии, но разрешения деятельности других религий, признанных второстепенными, и их определенной поддержки (Франция накануне Великой Французской революции);
3) Политика неподдержки какой-либо религии, но разрешения деятельности некоторых религий и их определенной поддержки (Франция между 1801-1905 гг.). На территории Эльзас-Лотарингии эта политика действует до сих пор;
4) Политика, называемая «светскость», теоретически создающая условия для независимой деятельности церкви и государства в своих сферах, при которой государство не признает ни одну религию, не оказывает поддержки ни одной из них (современная Франция с 1905 года).

Короче говоря, светскость во Франции является государственной характеристикой, возникшей из традиционного мирско-духовного разделения христианства и конфликта между французским понятием национального государства и глобальной идеологией католической церкви. В западном обществе церковь и верующие оказывали давление на неверующее население и государство. Когда это давление превысило пределы, большинство объединилось и одержало победу в длительной борьбе против церкви и верующих, чтобы избавиться от их превосходства. Таким образом, в западном обществе установилась светскость, обеспечивающая баланс влияния и сил между церковью и государством, верующими и неверующими социальными группами. Важно помнить, что светскость в западном мире возникла из потребности общества в мирной социальной жизни, большей свободы для неверующих людей и социальных групп, большей независимости государства.

В результате в некоторых частях Запада существуют светские, в некоторых – полусветские, в некоторых – номинально светские, а в некоторых – полностью религиозные или наоборот, безбожные страны.

В Казахстане же принцип светскости является условием развития страны, обновления общественного сознания. Благодаря светскости будет реализована общенациональная патриотическая идея «Мәңгілік Ел», состоящая из ценностей «гражданское равенство», «трудолюбие», «честность», «уважение к науке и образованию», «светское государство». В этом направлении Указом Президента Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года №147 была утверждена и введена в действие «Концепция укрепления и развития казахстанской идентичности».

Обновление общественного сознания

В текущем году Президент Республики Казахстан, Елбасы Нурсултан Назарбаев в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» еще раз подчеркнул, что целью Казахстана является вхождение в число 30 самых развитых стран мира. По мнению Елбасы, для достижения этой цели сознание казахстанцев должно опережать действия, то есть обновляться раньше них. Западная модель модернизации XX века не соответствует реалиям сегодняшнего дня. Для изменений необходимо адаптироваться к требованиям времени и усвоить позитивные стороны новой эпохи. Важно суметь превратить передовые традиции, выдержавшие испытание временем, в важные предпосылки успешной модернизации.

Модернизация важна своей способностью гармонично сочетать различные полюса национального сознания. История народа и национальные традиции должны стать прочным стержнем дальнейшего развития. В этом отношении Елбасы выделил несколько направлений обновления сознания всего общества и каждого казахстанца:

1. Конкурентоспособность;
2. Прагматизм;
3. Сохранение национальной идентичности;
4. Торжество образования;
5. Эволюционное, а не революционное развитие Казахстана.

Елбасы предложил несколько проектов, которые необходимо будет тщательно реализовать в ближайшие годы для формирования основных принципов модернизации общественного сознания и достойного противостояния вызовам времени:

1. Постепенный переход казахского языка на латинскую графику;
2. Реализация проекта «Новое гуманитарное образование. 100 новых учебников на казахском языке» по общественным и гуманитарным наукам;
3. Реализация программы «Туған жер»;
4. Внедрение в общественное сознание понятия священных мест общенационального значения;
5. Реализация проекта «Современная казахстанская культура в мире»;
6. Реализация проекта «100 новых имен Казахстана».

Для обновления общественного сознания граждане должны быть способны сознательно адаптироваться к требованиям времени. Задача модернизации в соответствии с требованиями времени стоит перед всеми обществами. Все казахстанцы должны глубоко осознать важность идеи модернизации. Важно не забывать, что в новых условиях модернизация будет осуществляться только на основе светскости – главного принципа развития Казахстана.

Баймаханов Б.К.
Руководитель отдела анализа Международного центра культур и религий КГКП МКИ РК, к.и.н.
Национальный портал

Previous Post

Великобритания за 12 лет инвестировала в Казахстан 12,1 млрд. долларов

Next Post

С начала года государственные служащие получили около 1 млрд. тенге взяток

Next Post

С начала года государственные служащие получили около 1 млрд. тенге взяток

Свежие записи

  • Певец Торегали Тореали может вернуться испольнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.