Вчерашнее выступление журналиста, писателя Есболата Айдабосына на открытой дискуссионной площадке «QazTalks» на тему «Духовное возрождение началось. Молодой писатель, где ты?» вызвало дискуссию и общественное обсуждение. Слова писателя словно пустили кровь в затихший сегодня литературный процесс. Известный политолог Айдос Сарым незамедлительно высказал свое мнение. Затем писатель ответил на возражения. Мы сочли нужным опубликовать ответ Есболата Айдабосына.
***
На форуме QazTalks я немного порассуждал о литературе. Одно из моих предложений, касающееся привлечения молодых писателей в регионы в рамках программы «Туған жер», сегодня активно обсуждается. Радует, что сказанное слово не остается без внимания и вызывает общественный резонанс. Сторонников много, противников тоже достаточно, а также есть друзья, которые наблюдают со стороны и говорят: «Чья бы корова мычала». Подобно тем «особо умным» депутатам, которые всегда оставались в стороне, когда принимались законы, связанные с судьбоносными вопросами, такими как язык и земля.
Итак! Попытаюсь ответить на аргументы противоположной стороны. Главный оппонент – мой старший брат, политолог Айдос Сарым. В те времена один из предков Есболата (Оразбай) спорил с Абаем, в наше время Есболат «спорит» с Айдосом. Уважаю, ценю. Вчера мы немало поговорили лично, сегодня он собрал свои мысли и опубликовал.
1. «Нам совершенно не нужна система поддержки писателей, сложившаяся в социалистическую эпоху. У такой социальной поддержки есть своя цена и ценность: она называлась соцреализмом в советское время. Если сегодня будет введена подобная система, у нее тоже будет своя цена. В конечном итоге эта система приведет к тому, что рот поэта и писателя будет зажат, и они не будут допущены к определенным темам», – говорит Айдос Сарым.
На первый взгляд, это кажется правильным, позиция в духе «пусть литература будет свободной, как наша тенге, пусть сама себя обеспечивает». Это основной принцип рыночного общества. Но можем ли мы сказать, что в Казахстане сформировалось классическое рыночное общество? Сам наш бизнес зависит от государственных тендеров, наши банки при кризисе смотрят на бюджет, даже СМИ и сайты живут за счет государственного заказа. Находясь в таком обществе, почему мы жалеем дать глоток молодым писателям, утоляя жажду из того же источника и наживаясь на этом? Я также не согласен с опасением, что «рот поэта и писателя будет зажат». Наоборот, главная проблема – когда решен вопрос с жильем, он не будет зависеть от других. Мы с Ерланом уже два года живем в доме, купленном в Талдыкоргане. До сих пор никто не диктовал мне: «пиши на эту тему, воспевай то». А что написали свободные писатели, которые сегодня «кочуют» по Астане и Алматы? Создали ли они произведения, которые могли бы «разодрать» нынешнюю власть? Кто, кого знает, где этот герой, совершивший такой подвиг? Наоборот, они смотрят на всех с надеждой, чего-то ждут от каждого, и, если нужно, бьют в бубен каждого. Вы, старший брат, наверное, знаете больше меня о молодых интеллектуалах, которые стали бить в бубны религиозных, политических групп!
2. «Я также против того, чтобы создавать особые условия и платить зарплату 800 писателям в стране. Потому что из этого автоматически не появятся 800 Мухтаров Ауэзовых и 800 Магжанов Жумабаевых. Наоборот, мы лишим многих людей упорства и воли к труду. Все знают, что Пушкин и Достоевский написали немало великих произведений, чтобы покрыть карточные долги. Точно так же дом и хорошая зарплата – это не аванс, а награда за упорный труд. Для этого нужно приложить немало усилий. Кроме того, поэт и писатель как человек не превосходит никого другого, как и представителей любой другой профессии. Если создаются условия для одной группы, то необходимо создавать такие же условия для всех остальных групп. Это утопия!» (А.С.)
Отвечу с конца. То, что Айдос аға называет другими группами, – это представители таких профессий, как нефтяник, врач, учитель. Все они получают деньги за свою работу. Врач получает зарплату за лечение человека, учитель – за обучение ребенка. А писатель получает хоть копейку за написание художественного произведения? Вообще, существует ли в нашем обществе профессия писателя? Писатели зарабатывают на жизнь в других сферах. Конкретно, многие работают в газетах, на телеканалах, на сайтах. Упорный труд растрачивается на черные статьи. Д. Лондон в «Мартине Идене» называет «редакционную работу литературной смертью». Если следовать этой логике, наши молодые писатели играют со смертью. Есть те, кто не пишет месяцами, годами. Потому что времени мало, нет творческого настроя. Настроение подавленное, недовольство обществом.
Представьте себе: писатель уволился с работы. Втиснувшись, втиснувшись, он садится в автобус. Сходя на остановке, направляется к съемной квартире, когда мимо проносится огромный джип. Внутри едут певцы, которые выступают на тоях. На писателя с папкой в руках они смотрят с жалостью, он бросает на них злобный взгляд. Возвращаясь домой, плюнув на землю, звонит хозяин квартиры. «Деньги скорее, иначе покажи пятки», – говорит он. Приходит домой, сгорбившись. Жена, уставшая ждать, когда ты станешь великим писателем, открывает дверь… «Папа, я хочу поиграть на планшете», «папа, пойдем гулять в Хан Шатыр», «папа, то нужно, это нужно», – прижимаются к тебе дети. Отбросив все это, он должен сказать: «Я буду писать, я писатель, я должен пройти через такие трудности, чтобы написать великое произведение. Поэты рождаются в провинции и умирают в Париже, – я не уеду из Астаны, даже если буду скитаться. Жена, ты потерпи, завтра я займу денег и заплачу за квартиру, успокой детей, я сейчас буду писать, потому что великая литература рождается только в таких условиях». По-вашему, чтобы написать великую литературу, писатель должен претерпеть от общества немало страданий? Писателю нужно многое! Нужно время, творческий настрой, исследование, чтение, работа в архивах… Но обязательно ли включать в список всего необходимого пункт о том, что писатель должен страдать? Даже если он страдает, должна быть возможность записать это на бумагу.
3. «Я также против того, чтобы распределять поэтов и писателей по регионам. Потому что литераторы приезжают в Алматы и Астану не только ради славы, но и ради конкурентной среды, среды идей. Для творчества очень эффективно и полезно, чтобы поэты и писатели встречались, обменивались мнениями, даже дрались друг с другом».
Айдос аға, возможно, раньше так и было. Сейчас ситуация другая. Сейчас человек, желающий не отставать от литературного движения, даже находясь в ауле, не отстанет. Есть интернет, компьютеры, достаточно книг. Утверждение, что литературная среда, конкуренция есть только в Алматы и Астане, – тоже ошибочное представление. Если под литературной средой понимать собрания за пивом, последующие бурные споры, «я круче, он халтурщик», то я согласен с вами. Вы упомянули переезд на запад во времена Имангали Тасмагамбетова и Крымбека Кошербаева. Каких людей они перевозили? Грубо говоря, они перевозили «черных верблюдов» в литературе, а мы говорим о «верблюжатах» или о юношах и девушках, которые уже проявили себя в юном возрасте. Возможно, то, что «черные верблюды» недолго задерживались и снова возвращались в Алматы, было связано с их «черным верблюжьим» характером. А эти молодые ребята, «верблюжата», на 99 процентов уверены, что они приживутся в этом регионе.
«Какой толк в том, чтобы собирать поэтов и писателей? Кому будет польза, если завтра они будут судиться и ссориться с акимом?» – говорите вы. Не понял вас. Суды – это отдельная история, лучше не вспоминать. В последнее время творческие люди не столько судят акимов, сколько их самих тащат в суд официальные лица, поэтому, возможно, вы опасаетесь судов.
«Я бы поддержал только одно направление: сегодня нужно усилить интеллигенцию Арки. И не с точки зрения землячества и родства, а можно призывать активных граждан казахов, поэтов и писателей ехать на Арку и требовать создания условий». Если такие условия будут созданы в Алматы и Астане, я готов реформировать свое предложение. Пусть сильные все заберут два города, а тех, кто не прошел, отправьте в регионы. Если на Арке зима мягкая, то почему бы архарам не перекочевать туда. Если в столицах будут обеспечены жильем, это будет вдвойне хорошо! Возможно, в будущем мы обсудим с вами это ваше предложение. Если просить верблюда, то будем вести за собой и кобылу власти.
4. «Система, предложенная Есболатом, противоречит рыночным принципам. Нам нужно создать книжную индустрию (писатель-агент-издательство-маркетинг-продажи-пропаганда-читатель). Если будет создана хорошая индустрия, из этой системы вырвутся вперед талантливые личности с острым словом и пером. Нам нужно создать новую моду на книги, культуру чтения книг» (А.С.)
С этим аргументом выступил и мой брат Нурмухамед Байгараев. Он даже говорит, что предоставление жилья писателям незаконно. Дорогой мой, в каждом областном центре найдется работа для писателя. Помимо управлений по языку, культуре, есть учреждения, такие как библиотеки, музеи, газеты-журналы, телеканалы, театры, где требуется труд литератора. Если принять их на работу и предоставить жилье молодым семьям, государственным служащим по государственным программам, или включить в казенный фонд, то что в этом незаконного? В чем это противоречит рыночным принципам? Если мы будем считать такое устройство противоречащим законам рынка, то никому не должно предоставляться жилье по государственной программе. Пусть врачи купят его, накопив зарплату, пусть учителя сделают то же самое… Почему другим можно, а писателям нельзя?
Я приветствую вашу мысль о книжной индустрии. Но я против того, чтобы возлагать ее развитие на плечи писателей. Писатель не должен ломать голову над тем, как продать свою книгу. Он должен производить, говоря языком рынка. Продажами, рекламой должны заниматься другие люди. Сейчас продюсер ведет за собой группу певцов, так же и нам нужны литературные агентства.
Вы говорите, что нужно создать моду на книги, культуру чтения книг, и при этом говорите о пробуждении интереса учащихся к литературе. Чтобы увеличить число книголюбов среди молодежи, нужно улучшить положение писателей, изменить их образ в обществе. Образ поэта-писателя, который вы хотите видеть, не пробудит у сегодняшнего ребенка интереса к литературе, наоборот, отпугнет его. Недавно я увидел одного поэта-брата перед школой. У него в руках две сумки, рядом женщина. Он пришел рекламировать детский журнал. Он, наверное, говорил, читал стихи. Оцените сами, какое впечатление это произвело на учеников… Поэт-писатель должен избавиться от образа бедняка, нуждающегося. Большинство молодежи хочет стать певцами, мелькать в шоу-бизнесе. Потому что модная одежда, беззаботная жизнь привлекают молодежь. А вы хотите, чтобы писатель носил киргизский костюм десять лет, жили в съемных квартирах…
5. Думаю, я ответил на аргументы Айдоса аға, перейдем к следующему. Среди тех, кто выступает против, есть наши соотечественники, приехавшие из-за рубежа. Я понимаю их опасения. «Если каждый уедет на свою родину по программе «Туған жер», куда пойдем мы?» – говорят они. Если вы помните, этой весной мы с поэтом Ерланом Жунисом издали антологию «Жетысуские поэты и писатели». 30-40 процентов молодых писателей, вошедших в нее, – это девушки и юноши, приехавшие с той стороны. Мы постарались включить всех поэтов и писателей, проживающих на территории области. Мы никого не делили по принципу «оралман» или «другой». Прошу вас, не делитесь и вы! Это только начало, Президент вряд ли примет решение только потому, что сказал Есболат. Если предложение будет принято, еще многое изменится, и вопрос оралманов не останется в стороне. Я бы даже включил в этот проект журналистов и грамотных блогеров. Поэтому не поддавайтесь сомнениям! Весь казахский народ – один казах!
6. Если я не отвечу на мнение Омиша, который первым откликнулся на мое предложение, он обидится, ведь он человек обидчивый. Омиш, «до этого многим писателям предоставляли жилье в Астане, Алматы, других городах. Но от этого литература не расцвела и не зажила». Посчитайте на пальцах. Возможно, вы имеете в виду старых писателей. Да, они получали и получают, и немало. Но было ли массовое предоставление жилья молодым за последние десять лет? Да, пожилые люди, возможно, получали. Но даже если получали, они не пишут, потому что возраст, здоровье не позволяют, нет времени из-за собраний и тоев. А что было бы, если бы этой благами воспользовалась молодежь? Конечно, если внутри ничего нет, то и лежа на золотом ложе ничего не напишешь. Я говорю о тех, у кого что-то есть внутри? Не говорю ли я о том, чтобы создать им условия, чтобы они реализовали то, что внутри, пока оно не погасло из-за повседневной суеты, не превратилось в тлеющие угли? Сколько людей ушло, не сумев реализовать то, что было внутри? Ерлан говорит, однажды придя в гости к Таласбеку аға, он увидел, как тот переводит фильмы. Мы, народ, используем талант Таласбека для перевода сериалов, которые тянутся как кишки! Когда мы перестанем сравнивать скакуна, который должен участвовать в скачках, с овцой, которую пасет старик?
В заключение о себе. Те, кто меня не знает, могут подумать, что я прошу жилье для себя. Перефразируя слова Акана, скажу: «Люди эгоистичны, а мое – для других». Слава Богу, этот вопрос решен. Два года назад мы приехали в город Талды. Было написано две книги. Одна издана, вторая выйдет в будущем. Вот ответ тем, кто спрашивает: «Что ты сделал, получив жилье в регионе?» Молодым писателям сейчас нужна поддержка, завтра будет поздно.