Конечно, теледебаты – это не показатель «демократии» в стране и не «героизм» телеканала «Хабар». В любой здравомыслящей, разумной стране теледебаты проводятся как утреннее умывание, без лишнего шума и пафоса. Нет никакой необходимости обязывать кого-либо участвовать в них. Любой член правительства, депутат, представитель политической партии, общественный деятель должен быть готов к дебатам, к спору с кем угодно, хоть с чертом, чтобы донести свои мысли и позицию до народа, объяснить и разъяснить. Это понятно даже ученику третьего класса. Это настоящая демократическая культура. Дебаты – если говорить шире, то это спор, а если хотите, то это «главное искусство – острый язык», признак души и сущности казахов, их многовекового цивилизационного развития и предпосылка казакской идентичности.
Давайте рассмотрим даже прошедшие недавно дебаты. Это результат споров в интернете, в социальных сетях. Разговор между членом правительства и экспертом естественным образом перешел в телевизионный формат. Это были прекрасные, очень культурные дебаты. Ни у кого не вытекли глаза, ни у кого не раскололась голова. Каспий не высох, Есиль не изменил своего течения. Наоборот, у многих открылись глаза, народ узнал о многом. И министр Биртанов, и эксперт Ошакбаев высказали свои мысли, обменялись мнениями, соревновались в идеях. Можно сказать, что эти дебаты стали самым удачным, самым запоминающимся мероприятием в рамках пропаганды такого сложного процесса, как обязательное медицинское страхование. Самое главное, что на телевидение вернулся забытый, попавший в политическую «Красную книгу» жанр – «прямой эфир», «живой эфир». Сегодня говорят: «Биртанов победил», «Нет, Ошакбаев оказался впереди», но проигравших нет. Биртанов подробно рассказал о политике, проводимой его министерством, а Ошакбаев представил свои критические замечания и аргументы. Обе стороны достигли своих целей. Взамен начало формироваться видение и понимание обществом сложной реформы. Самое главное, опровергнуто общее мнение о том, что правительство – это «деревня молчунов», «логово тех, кто боится дебатов». А кто же проиграл от этого?
Действительно, почему мы так боимся теледебатов, политических ток-шоу? Разве это то, чего стоит бояться и избегать?
Сколько еще мы будем считать подвигом и воспевать то, что министр выступает по телевизору, а аким отчитывается перед народом?
Сколько еще мы будем слушать пустые слова наших эстрадных певцов на тоях?
Не будем ходить далеко, возьмем соседнюю Россию, с которой мы хорошо знакомы, чья авторитарность не намного превосходит нашу. На каждом российском телеканале ежедневно проходят политические передачи и ток-шоу в прямом эфире по меньшей мере 3-4 часа. Политические темы и новости занимают не менее трети эфира, а в некоторых случаях до 40 процентов. Проблемы поднимаются и обсуждаются, будь то хорошо или плохо. От этого авторитет Путина не рухнул, и миллионы бунтовщиков не вышли на улицы. Наоборот, телевизионные обсуждения успокаивают общество, выпускают наружу накопившееся недовольство народа. Утверждение, что никто не смотрит политические передачи и ток-шоу, – это тоже ложная информация. Рейтинг некоторых политических передач в России очень высок, выше многих юмористических программ и кинофильмов. Вся наша жизнь, в конечном итоге, сводится к политике. Так почему же политика, являющаяся зеркалом общества, отсутствует на телевидении – вот законный вопрос, который возникает.
В целом, сегодняшние казахские телеканалы – это все еще колониальные телеканалы. Неважно, на казахском или русском языке они вещают. Давным-давно один колонизатор сказал своим приспешникам относительно телевидения в управляемой им стране: «Если хочешь управлять колониальной страной, не показывай завоеванному народу ничего, кроме искусства и музыки». Например, у нас есть татарский кабельный канал ТНВ. Ночью и днем наши татарские братья поют песни и танцуют. Создается впечатление, что у татарского народа нет других проблем, что это счастливый народ, который веселится и радуется во времена изобилия. Но так ли это на самом деле? Конечно, нет. Наоборот, это политика, порожденная притеснением России в отношении братских народов. Это коварный прием, порожденный гнилой мыслью о том, чтобы татарский народ не развивался, не стал нацией. А чего не хватает нам? Кто нас завоевывает и колонизирует? Наше собственное правительство? Казахская власть во главе с Назарбаевым? Есть ли способ победить общественное сознание, рабское сознание путем неоколонизации? Не наоборот ли?
Если говорить серьезно, любое общество развивается только через борьбу, спор, душевные и умственные терзания. Интеллект общества, его разум и политический уровень, историческое сознание формируются только через политические дебаты, когда его проблемы искренне обсуждаются. Через это формируются политические требования, политический вкус. Только через это общество взрослеет и становится политической гражданской нацией. Не говорить о наболевшем, скрывать болезнь – это общественный, социальный и политический суицид. Сокрытие правды в обществе, запрет на правду, установление цензуры – это подталкивание, принуждение общества к суициду, то есть к смерти. Когда же мы это поймем?
Наше общество – это общество, переживающее очень сложный, очень судьбоносный период. Мы – общество, обязанное одновременно сделать три выбора, переступить три порога за короткое время. Во-первых, мы обязаны выйти из колониального состояния, избавиться от рабского сознания. Во-вторых, мы должны избавиться от сталинско-большевистского тоталитарного сознания, въевшегося до костей. В-третьих, мы обязаны сделать шаг от закрытого общества к открытому, от авторитарного общества к демократическому. Только тогда мы станем независимой нацией, только тогда мы сможем достичь подлинной независимости и казахского национального государства. Создание нового независимого общества, обновление его сознания – это и есть это. Если это правда, то мы должны признать, что сегодняшние пресса и телевидение являются первым и главным препятствием. К сожалению, вместо этого мы потребляем ложную повестку дня, питаемся фейковыми новостями и до сих пор дышим ядом прошлой империи. Общество, которое спорит и обсуждает до хрипоты, кто с кем живет и чье происхождение, никогда не двинется вперед. У такого общества не растет уровень, не развивается сознание, его мысли и действия не соответствуют требованиям времени.
На прошлой неделе в нашей стране произошло трагическое событие. Гражданин по имени Умирбек Жампозов, предприниматель, достигший возраста пророка, глава семьи, сначала выстрелил в представителей силовых структур, а затем, подойдя к мемориалу АЛЖИР, застрелился. «Караш-Караш» наших дней, Бактыгулы наших дней! Казахский гражданин, не выдержав произвола силовиков, превративших защиту закона в его нарушение, совершил два тяжких преступления. Одно – преступление перед обществом и государством, второе – преступление перед Богом и близкими. Да простит его Бог… Посмотрите, человек, измотанный преследованием правовой системы, вышедшей из сталинской системы и не сумевшей избавиться от ее болезней, доведенный до предела терпения, совершил самоубийство у памятника сталинской эпохи. Какой грозный, священный, опасный символизм! В другой стране такое событие вызвало бы огромный резонанс. Трагедия Мухаммеда Буазизи, торговца фруктами в Тунисе, потрясла весь арабский мир и стала началом явления, названного «арабской весной». Там речь шла не о 2 миллионах долларов, а о 200 долларах. Но мы не Тунис. Потому что мы – все еще сталинский АЛЖИР…
В любом здравомыслящем, целостном государстве такое событие, несомненно, обсуждалось бы круглосуточно, стало бы главной темой повестки дня. Пресса страны с правильной природой и менталитетом днем и ночью приглашала бы экспертов, специалистов, чиновников, чтобы досконально изучить проблему, докопаться до сути. Однако наши телеканалы молчат. Если мы не можем обсуждать события, происходящие в нашем обществе, не можем смотреть правде в глаза, не можем принять горькую правду, обижаемся на нее, как дети, то кто мы, какое мы общество?
Давным-давно один из основоположников латиноамериканской школы «магического реализма», кубинский писатель Алехо Карпентьер, хорошо описал положение Аргентины своего времени. В одном из своих романов он сказал: «Наше общество – странное общество. В нем в одной стране, в одно время, в один момент живут одновременно все: от каменного века до граждан XXI века». Наше общество такое же. В казахском обществе живут представители всех эпох, всех исторических периодов, дышащие одним воздухом, каждый из которых действует в соответствии со своим временем. Одни тянут, агитируют, толкают народ в каменный век, другие – в гуннскую эпоху, третьи – в эпоху Золотой Орды, четвертые – в эпоху царской России, пятые – в советскую эпоху. У каждого своя правда, свое видение, свое понимание. Знаете почему? Потому что мы не закрыли ни одной страницы нашей истории, не попрощались ни с одним периодом нашего прошлого. Вместо этого мы обсуждаем ложные темы. Книга казахской истории не сшита, не опубликована, она лежит на столе как случайная рукопись без всякого порядка и направления. Не все личности нашей истории покоятся в пантеоне, они живут среди нас. Мы – страна, подобная Макондо Маркеса, где мертвые не похоронены, а живут вместе с живыми. Абылай, Абай, Чингисхан – наши современники. Поэтому, возможно, мы обсуждаем происхождение Чингисхана наравне с байем Баян. Мы – общество, которое подкладывает Абая под подушку, учит наизусть и читает, как будто смотрит в зеркало. Поэтому, возможно, мы до сих пор восхищаемся каждым словом Абая и до сих пор ругаем себя, унижаем себя. В конечном итоге, такая ситуация является бременем, тяжелой ношей как для отдельного человека, так и для всего общества. Это груз десяти верблюдов, который может привести только к шизофрении, который не под силу никому. Одним из главных инструментов предотвращения этой душевной болезни, избежания ее – является свобода прессы, свобода мысли, открытые дискуссии, политические дебаты. История, досконально обсужденная в прессе и на телевидении, закрывается, переходит в архив истории. Для этого мы обязаны критиковать свое общество, как Абай. Мы обновимся, возродимся только тогда, когда станем не современниками Абая, не его героями, а его читателями. Другого пути нет.
Айдос САРЫМ,
Газета «Жас Алаш»