ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Актуальное » Айдос Сарым. Алжир, Макондо и Казахия

Айдос Сарым. Алжир, Макондо и Казахия

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
25 июля, 2017
in Актуальное
0

Конечно, теледебаты – это не показатель «демократии» в стране и не «героизм» телеканала «Хабар». В любой здравомыслящей, разумной стране теледебаты проводятся как утреннее умывание, без лишнего шума и пафоса. Нет никакой необходимости обязывать кого-либо участвовать в них. Любой член правительства, депутат, представитель политической партии, общественный деятель должен быть готов к дебатам, к спору с кем угодно, хоть с чертом, чтобы донести свои мысли и позицию до народа, объяснить и разъяснить. Это понятно даже ученику третьего класса. Это настоящая демократическая культура. Дебаты – если говорить шире, то это спор, а если хотите, то это «главное искусство – острый язык», признак души и сущности казахов, их многовекового цивилизационного развития и предпосылка казакской идентичности.

Давайте рассмотрим даже прошедшие недавно дебаты. Это результат споров в интернете, в социальных сетях. Разговор между членом правительства и экспертом естественным образом перешел в телевизионный формат. Это были прекрасные, очень культурные дебаты. Ни у кого не вытекли глаза, ни у кого не раскололась голова. Каспий не высох, Есиль не изменил своего течения. Наоборот, у многих открылись глаза, народ узнал о многом. И министр Биртанов, и эксперт Ошакбаев высказали свои мысли, обменялись мнениями, соревновались в идеях. Можно сказать, что эти дебаты стали самым удачным, самым запоминающимся мероприятием в рамках пропаганды такого сложного процесса, как обязательное медицинское страхование. Самое главное, что на телевидение вернулся забытый, попавший в политическую «Красную книгу» жанр – «прямой эфир», «живой эфир». Сегодня говорят: «Биртанов победил», «Нет, Ошакбаев оказался впереди», но проигравших нет. Биртанов подробно рассказал о политике, проводимой его министерством, а Ошакбаев представил свои критические замечания и аргументы. Обе стороны достигли своих целей. Взамен начало формироваться видение и понимание обществом сложной реформы. Самое главное, опровергнуто общее мнение о том, что правительство – это «деревня молчунов», «логово тех, кто боится дебатов». А кто же проиграл от этого?

Действительно, почему мы так боимся теледебатов, политических ток-шоу? Разве это то, чего стоит бояться и избегать?

Сколько еще мы будем считать подвигом и воспевать то, что министр выступает по телевизору, а аким отчитывается перед народом?

Сколько еще мы будем слушать пустые слова наших эстрадных певцов на тоях?

Не будем ходить далеко, возьмем соседнюю Россию, с которой мы хорошо знакомы, чья авторитарность не намного превосходит нашу. На каждом российском телеканале ежедневно проходят политические передачи и ток-шоу в прямом эфире по меньшей мере 3-4 часа. Политические темы и новости занимают не менее трети эфира, а в некоторых случаях до 40 процентов. Проблемы поднимаются и обсуждаются, будь то хорошо или плохо. От этого авторитет Путина не рухнул, и миллионы бунтовщиков не вышли на улицы. Наоборот, телевизионные обсуждения успокаивают общество, выпускают наружу накопившееся недовольство народа. Утверждение, что никто не смотрит политические передачи и ток-шоу, – это тоже ложная информация. Рейтинг некоторых политических передач в России очень высок, выше многих юмористических программ и кинофильмов. Вся наша жизнь, в конечном итоге, сводится к политике. Так почему же политика, являющаяся зеркалом общества, отсутствует на телевидении – вот законный вопрос, который возникает.

В целом, сегодняшние казахские телеканалы – это все еще колониальные телеканалы. Неважно, на казахском или русском языке они вещают. Давным-давно один колонизатор сказал своим приспешникам относительно телевидения в управляемой им стране: «Если хочешь управлять колониальной страной, не показывай завоеванному народу ничего, кроме искусства и музыки». Например, у нас есть татарский кабельный канал ТНВ. Ночью и днем наши татарские братья поют песни и танцуют. Создается впечатление, что у татарского народа нет других проблем, что это счастливый народ, который веселится и радуется во времена изобилия. Но так ли это на самом деле? Конечно, нет. Наоборот, это политика, порожденная притеснением России в отношении братских народов. Это коварный прием, порожденный гнилой мыслью о том, чтобы татарский народ не развивался, не стал нацией. А чего не хватает нам? Кто нас завоевывает и колонизирует? Наше собственное правительство? Казахская власть во главе с Назарбаевым? Есть ли способ победить общественное сознание, рабское сознание путем неоколонизации? Не наоборот ли?

Если говорить серьезно, любое общество развивается только через борьбу, спор, душевные и умственные терзания. Интеллект общества, его разум и политический уровень, историческое сознание формируются только через политические дебаты, когда его проблемы искренне обсуждаются. Через это формируются политические требования, политический вкус. Только через это общество взрослеет и становится политической гражданской нацией. Не говорить о наболевшем, скрывать болезнь – это общественный, социальный и политический суицид. Сокрытие правды в обществе, запрет на правду, установление цензуры – это подталкивание, принуждение общества к суициду, то есть к смерти. Когда же мы это поймем?

Наше общество – это общество, переживающее очень сложный, очень судьбоносный период. Мы – общество, обязанное одновременно сделать три выбора, переступить три порога за короткое время. Во-первых, мы обязаны выйти из колониального состояния, избавиться от рабского сознания. Во-вторых, мы должны избавиться от сталинско-большевистского тоталитарного сознания, въевшегося до костей. В-третьих, мы обязаны сделать шаг от закрытого общества к открытому, от авторитарного общества к демократическому. Только тогда мы станем независимой нацией, только тогда мы сможем достичь подлинной независимости и казахского национального государства. Создание нового независимого общества, обновление его сознания – это и есть это. Если это правда, то мы должны признать, что сегодняшние пресса и телевидение являются первым и главным препятствием. К сожалению, вместо этого мы потребляем ложную повестку дня, питаемся фейковыми новостями и до сих пор дышим ядом прошлой империи. Общество, которое спорит и обсуждает до хрипоты, кто с кем живет и чье происхождение, никогда не двинется вперед. У такого общества не растет уровень, не развивается сознание, его мысли и действия не соответствуют требованиям времени.

На прошлой неделе в нашей стране произошло трагическое событие. Гражданин по имени Умирбек Жампозов, предприниматель, достигший возраста пророка, глава семьи, сначала выстрелил в представителей силовых структур, а затем, подойдя к мемориалу АЛЖИР, застрелился. «Караш-Караш» наших дней, Бактыгулы наших дней! Казахский гражданин, не выдержав произвола силовиков, превративших защиту закона в его нарушение, совершил два тяжких преступления. Одно – преступление перед обществом и государством, второе – преступление перед Богом и близкими. Да простит его Бог… Посмотрите, человек, измотанный преследованием правовой системы, вышедшей из сталинской системы и не сумевшей избавиться от ее болезней, доведенный до предела терпения, совершил самоубийство у памятника сталинской эпохи. Какой грозный, священный, опасный символизм! В другой стране такое событие вызвало бы огромный резонанс. Трагедия Мухаммеда Буазизи, торговца фруктами в Тунисе, потрясла весь арабский мир и стала началом явления, названного «арабской весной». Там речь шла не о 2 миллионах долларов, а о 200 долларах. Но мы не Тунис. Потому что мы – все еще сталинский АЛЖИР…

В любом здравомыслящем, целостном государстве такое событие, несомненно, обсуждалось бы круглосуточно, стало бы главной темой повестки дня. Пресса страны с правильной природой и менталитетом днем и ночью приглашала бы экспертов, специалистов, чиновников, чтобы досконально изучить проблему, докопаться до сути. Однако наши телеканалы молчат. Если мы не можем обсуждать события, происходящие в нашем обществе, не можем смотреть правде в глаза, не можем принять горькую правду, обижаемся на нее, как дети, то кто мы, какое мы общество?

Давным-давно один из основоположников латиноамериканской школы «магического реализма», кубинский писатель Алехо Карпентьер, хорошо описал положение Аргентины своего времени. В одном из своих романов он сказал: «Наше общество – странное общество. В нем в одной стране, в одно время, в один момент живут одновременно все: от каменного века до граждан XXI века». Наше общество такое же. В казахском обществе живут представители всех эпох, всех исторических периодов, дышащие одним воздухом, каждый из которых действует в соответствии со своим временем. Одни тянут, агитируют, толкают народ в каменный век, другие – в гуннскую эпоху, третьи – в эпоху Золотой Орды, четвертые – в эпоху царской России, пятые – в советскую эпоху. У каждого своя правда, свое видение, свое понимание. Знаете почему? Потому что мы не закрыли ни одной страницы нашей истории, не попрощались ни с одним периодом нашего прошлого. Вместо этого мы обсуждаем ложные темы. Книга казахской истории не сшита, не опубликована, она лежит на столе как случайная рукопись без всякого порядка и направления. Не все личности нашей истории покоятся в пантеоне, они живут среди нас. Мы – страна, подобная Макондо Маркеса, где мертвые не похоронены, а живут вместе с живыми. Абылай, Абай, Чингисхан – наши современники. Поэтому, возможно, мы обсуждаем происхождение Чингисхана наравне с байем Баян. Мы – общество, которое подкладывает Абая под подушку, учит наизусть и читает, как будто смотрит в зеркало. Поэтому, возможно, мы до сих пор восхищаемся каждым словом Абая и до сих пор ругаем себя, унижаем себя. В конечном итоге, такая ситуация является бременем, тяжелой ношей как для отдельного человека, так и для всего общества. Это груз десяти верблюдов, который может привести только к шизофрении, который не под силу никому. Одним из главных инструментов предотвращения этой душевной болезни, избежания ее – является свобода прессы, свобода мысли, открытые дискуссии, политические дебаты. История, досконально обсужденная в прессе и на телевидении, закрывается, переходит в архив истории. Для этого мы обязаны критиковать свое общество, как Абай. Мы обновимся, возродимся только тогда, когда станем не современниками Абая, не его героями, а его читателями. Другого пути нет.

Айдос САРЫМ,

Газета «Жас Алаш»

Previous Post

На юге начался прием документов по проекту «Серпін — 2050»

Next Post

Өмір Шыныбекұлы. Августовское совещание как прикорм…

Next Post

Өмір Шыныбекұлы. Августовское совещание как прикорм...

Свежие записи

  • Певец Торегали Тореали может вернуться испольнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.