Считать себя потомком казахов и гордиться Абаем — это естественное явление. «Главный поэт казахов — Абай. Не было поэта равного ему ни в прошлом, ни в настоящем, насколько нам известно», — так, переступив порог двадцатого века, категорично заявил уважаемый представитель народа Алаш Ахмет Байтурсынов, и его мудрые слова запечатлены в наших сердцах.
В программной статье Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», опубликованной в апреле этого года, было глубоко раскрыто, что «наши национальные традиции, язык и музыка, литература, обычаи, одним словом, наш национальный дух должны остаться в нас навечно». Многочисленные отрасли нашего духовного наследия — мудрость Абая, гениальность Ауэзова, песни Жамбыла, кюи Курмангазы, музыка предков, звучавшая на протяжении веков, — должны стать достоянием нынешнего поколения. Именно наши древние сокровища воспитывают поколение и возвышают наш дух.
Наследие Абая должно восприниматься нынешним поколением с большим вниманием, а если хотите, и с сыновней любовью. На 150-летнем юбилее великого поэта, стоя на трибуне мавзолея Абая-Шакарима, прозвучали крылатые слова: «Слово Абая — оберег казахов. Наследие Абая — самое священное сокровище казахов», и они, несомненно, навсегда останутся в сознании каждого образованного молодого человека.
Речь идет о том, что Абай — это наше достояние, наша ценность. Поэтому желательно, чтобы ни один момент из жизни и творчества великого деятеля не оставался незамеченным, ни один факт — без внимания. Например, обратим внимание на день рождения Абая. В «Национальной энциклопедии Казахстана» сказано: «Абай (Ибрагим) Кунанбаев [29.7 (10.8) 1845, ныне аул Каскабулак Абайского района Восточно-Казахстанской обл. – 23.6 (6.7) 1904, там же, урочище Балашакпак, могила в Жидебае)] – великий поэт, философ, просветитель, композитор» (Алматы: 1998, 1-т., 11-с.). А в «Энциклопедии Абая» указано: «Абай (Ибрагим) Кунанбаев (22.8.1845, ныне Абайского района Семипалатинской обл. – 5.7.1904, там же) – великий поэт, композитор, философ, просветитель, основоположник новой казахской реалистической письменной литературы» (47-с.). Разница в двух изданиях, которые должны предоставлять наиболее достоверные научные данные о жизни Абая, не может не заставить задуматься. Если мы не сможем систематизировать научным образом дни рождения и смерти великого поэта и передать их будущим поколениям, разве это не упрек в адрес абаеведов? То, что день рождения Хакима Абая отмечается 10 августа в Алматы, а в Астане, Семее и других регионах — 23 августа, указывает на наличие нерешенных вопросов в биографии поэта.
Абаевские чтения, мушайры, состязания поэтов — культурные и литературные мероприятия с различными формами, но единой целью — прошли во многих городах Казахстана. Свидетельством тому — теле- и радиопередачи, воспевающие казахскую степь, и назидательные поэтические вечера с участием выдающихся деятелей литературы и искусства. Радует, что прошедший в этот раз праздник поэзии, прошедший повсеместно, отличался широким охватом, увеличением числа участников, и особенно — активным участием молодежи. Похоже, молодое поколение сегодня глубоко осознало, что уважение к Абаю — это уважение к казахской литературе и языку, к истории и будущему. Мы никогда не ставили себе целью омрачать проводимые мероприятия или искать недостатки. Хотя упоминание имени Абая вызывает радость, неумение использовать имеющиеся данные и пренебрежительное отношение к биографии поэта не принесут никому чести. Какой воспитательный смысл может быть в мероприятиях, если мы не установим точные даты рождения и смерти великого Абая и не организуем мероприятия своевременно?!
Ученые-литературоведы говорят и пишут о том, что точные данные о днях рождения и смерти многих поэтов и писателей прошлого века отсутствуют. Даже не будем говорить о точных днях рождения, но и годы их рождения пишутся по-разному. Это связано с тем, что документы, подтверждающие рождение отдельных лиц, не сохранились в архивах или вовсе отсутствовали. Однако, если мы скажем, что это явление, которое нельзя пересматривать, то мы далеки от истины. Великий казахский писатель-художник Жусупбек Аймауытов в своем биографическом очерке «Торайгырұлы Сұлтанмахмұт», написанном в 1933 году, пишет: «Сұлтанмахмұт — казах Семипалатинской губернии, Кереку (Павлодар) уезда, Акбеттауской (ныне Шидертинской) волости. Он родился в 1893 году (год лошади) 15 октября по старому стилю в ауле своих дядей по материнской линии Кошен – Карауыл, Шабар – Шаншар, расположенном по дороге в Омск» (Ж. Аймауытов. Пять томов. 5-т. Алматы: 1999, 276-с.). По новому стилю — 28 октября. Эта дата повторяется во всех сборниках и учебниках. М.О. Ауэзов в своей биографической статье «Сведения о себе» указывает дату рождения: «Я родился 15 сентября 1897 года. Место рождения — внутри Токты, относящегося к Семипалатинскому уезду. Чингизская волость» (М. Ауэзов. Пятьдесят томов. 3-т., 67-с.) — по новому стилю — 28 сентября. Можно продолжать приводить примеры. Неужели некоторые исследователи, успокаиваясь тем, что новый стиль не так уж и нужен, и старый стиль нам подходит, уклоняются от кропотливой работы и тщательной проверки?!
Действительно, мы оказываемся в беспомощном положении при проведении текстологических сопоставлений и исследований, поскольку рукописи поэтов и писателей прошлого не сохранились до наших дней. Эти обстоятельства очевидны. Но искажать биографические факты (даты рождения и смерти), видя их, — это какая-то нелепость. Или нам безразлично, когда отмечаются дни рождения и смерти нашего главного поэта? Почему мы бездействуем?
Пришло время обуздать хвастливые, пустые слова, ставшие привычкой в большом и малом вокруг Абая, и дать дорогу выводам, основанным на научных данных. Если бы мы смогли раскрыть время написания хотя бы одного стихотворения великого поэта (год, месяц, день, если это возможно), его историю, для кого оно было написано, это стало бы бесценным вкладом в науку абаеведения. Проблем для обсуждения достаточно.
Жизнь великого русского поэта А.С. Пушкина была задокументирована поминутно. Подготовительные материалы к написанию его масштабных произведений: план сочинения, список необходимых исторических документов, исследований, вспомогательные материалы — все было сохранено. Время начала написания романа или поэмы, время завершения, время внесения дополнительных изменений и исправлений (час, минута) — все сохранилось в первозданном виде и дошло до наших дней. Возможно, найдутся те, кому не понравится, что мы навязываем русский пример. Но такова истина.
Хотя до нас не дошли документы, подтверждающие рождение Абая, его рукописи, дневниковые записи, переписка, множество фотографий, его отдельные мысли, существуют данные и исследования, определяющие основные этапы его жизни, слава Богу!
Крупный ученый, академик Шакарим Кудайбердиулы в своем труде «Шежире турок, киргизов-казахов и ханов» пишет: «Ибрагим мырза, рожденный от одной матери с нашим отцом, казахами зовется Абаем. Этот человек был сведущ в мусульманской и русской науке, и данный ему Богом разум был мудрее, чем у других казахов. Повзрослев, я учился у него, читал разные книги, слушал его наставления и почувствовал луч науки, — выражая глубокую признательность за полученные от Абая уроки воспитания, примеры и наставления, он высказывает мысль, которая ложится непосильным грузом на сознание здравомыслящего человека. — Поскольку Ибрагим мырза жил среди казахов, его ценность была оценена недостаточно. В противном случае он был бы мудрецом, хакимом, философом. Он родился в бедном народе и прожил жизнь в нищете (подчеркнуто нами – А.Е.). Он ушел из жизни в июне 1904 года в возрасте 60 лет, да смилуется Всевышний над всеми их душами».
Время и эпоха наложили на слова Шакарима, тяжелые, как свинец. Мы имеем счастье жить в суверенном государстве, в цивилизованном Казахстане. Поэтому при прославлении наших великих людей не должно быть мелочей, которые остаются незамеченными, неучтенными.
«23 июня 1904 года в Чингизской волости (в горах Чингис) Семипалатинского уезда скончался популярный в родной степи киргизский (казахский – А.Е.) поэт Абай Кунанбаев», — сообщил Алихан Бокейханов в некрологе, посвященном великому поэту («Семипалатинский листок», 1905, 25 ноября, №250). Точная дата смерти поэта указана, но следует учитывать, что она по старому стилю. Найти более точные данные теперь сложно. Некоторые связывают старый и новый стили с религиозными понятиями. Это совершенно ошибочно.
Обратим внимание на данные о рождении поэта.
В сборнике поэта, изданном в Санкт-Петербурге в 1909 году, Какитай, написавший обширные биографические сведения, известен читателю. Сын Какитая, Архам Искаков (1885-1963), в своем мемуарном труде «Жизненный путь Абая» пишет: «Уставший от переездов народ разбивал свои большие юрты по обеим сторонам родника, устраивался и оседал. По своему обычному обычаю, после того как аул Кунанбая остановился в Каскабулаке, в 1845 году, 10 августа по старому стилю, вторая жена Кунанбая, Улжан, родила сына… Имя ему дали по-арабски — Ибрагим». Пока это единственный источник, которым руководствуются литературоведы. И он находится в научном обороте как достоверный источник уже десятки лет. Ученый-абаевед Каюм Мухамедханов в своих статьях «Когда и как отмечаются дни рождения и смерти великого поэта?», «Наш общий Абай», известный писатель Даулет Сейсенулы в статье «В какой день родился мудрый поэт?» представили свои предложения любителям литературы, подкрепленные вескими доводами. К сожалению, написанная и озвученная историческая правда остается вне поля зрения руководящих органов. Проблема в том, что, несмотря на то, что прошло столетие с момента перехода на новый стиль, мы застыли в определении только годов рождения и смерти Абая, проявляя упрямство и безразличие, что уже недопустимо.
Обратимся к конкретному научному, официальному и достоверному заключению: «23 января 1918 года (по старому стилю) Совет Народных Комиссаров обсудил два предложенных проекта, подвел итоги работы комиссии. На следующий день, 24 января (6 февраля), был принят «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря»… К этому времени разница между старым и новым стилем составляла 13 дней. Поэтому согласно декрету, день после 31 января 1918 года считался 14 февраля вместо 1 февраля» (Мынбай Искаков «Народный календарь», Алматы, 1963, 36-с.).
Мы привели эту цитату так подробно, чтобы объяснить нашу цель — необходимость избавиться от ошибок. В частности, было бы прекрасно, если бы в календаре казахского народа день рождения Абая был четко написан как 23 августа (10 августа по старому стилю), а день смерти — 5 июля (23 июня по старому стилю).
Вождь Алаша Алихан Бокейханов опубликовал в прессе дату смерти великого поэта в 1905 году, а Архам Какитайулы Искаков, которому было 17 лет на момент смерти Абая, точно определил дату его рождения. Отважный сын казахского народа, покойный Каюм Мухамедханов, посвятивший свою жизнь абаеведению, поставил точку в этом вопросе. Когда дни рождения и смерти Абая подтверждены неоспоримыми данными, игнорировать их и оставлять по-прежнему, как было принято раньше, — разве это не крайнее невежество?!
Что вы думаете, соотечественники!
Арап Еспенбетов,
Заслуженный деятель Казахстана, профессор
Семей.
Национальный портал