Самым классическим высказыванием о Востоке и Западе считается английский поэт Редьярд Киплинг. Он прежде всего останавливается на том, что Восток и Запад совершенно различны и никогда не объединятся.
Восток и Запад не сольются, не узнают друг друга,
Если только Земля и Небо не будут призваны на суд вечности.
Большинство читателей, похоже, прочитали только эти строки и не пошли дальше. А в следующих строках баллады поэт приходит к следующему выводу.
Но они не существуют, если в данный момент,
Сильный встретится с сильным и устроит собрание вдали.
По мнению английского поэта, Восток и Запад становятся условными понятиями только тогда, когда человек, взрослея, освобождается от племенной зависимости и достигает индивидуального сознания, и тогда представитель каждой нации может вступить в подлинный диалог друг с другом. В связи с этим наша следующая тема посвящена творческому диалогу Мукагали Макатаева и итальянского поэта Данте Алигьери.
Мукагали сейчас всем нам очевиден. Недавно мы пышно отметили его юбилей. Его книги уже полностью изданы. О нем, хоть и не томами, но выходят исследования. Мукагали сейчас впитался не только в кровь казахов, но и в их душу. Он – идеал поэта. Даже кажется, что сейчас невозможно писать стихи иначе, чем Макатаев. Конечно, это большое достижение, великая честь. Тем не менее, на мой взгляд, Мукагали с самого начала и до сих пор не был понят и оценен на своем уровне. Потому что мы низвели его до уровня народного поэта. А он – представитель письменной литературы, не народный, а порождение индивидуального сознания. И этому есть ряд причин, как общих, так и частных.
Во-первых, Мукагали – поэт советской эпохи. А в тот период казахи уже успели стать европейским народом. Отказались от кочевого образа жизни, перешли к оседлому. Дышали гуманистическим мировоззрением марксистского направления. Полностью отдались интернационализму, стали лабораторией дружбы народов. Именно в таких условиях Мукагали формируется как продолжатель направления Абая в казахской поэзии на новом уровне. Их обоих объединяет безграничная любовь к русской литературе, мировой культуре. В результате их объединяет еще кое-что – гуманизм, или безграничная любовь к человеку, человечеству. Однако Мукагали пришлось пройти очень сложный путь развития в этом отношении. Ведь коммунисты в Советском Союзе, хотя и показывали себя гуманистами, на деле создали колониальную и насильственную командную систему, основанную на пустой демагогии. Мукагали с юных лет верил в эту систему, хотел быть в первых рядах строителей коммунизма, но, взрослея, увидел ее вопиющие противоречия, и особенно двуличие ее представителей среди писателей, или Союза писателей того времени, их подлость, ставшую орудием идеологии, и постепенно превратился в диссидента, личность, противостоящую советской системе. Хотя Мукагали не писал открыто диссидентских стихов, он разоблачал руководство и видных деятелей Союза писателей. Таким образом, его отовсюду изгоняли, исключили из Союза, как будто отторгли от страны. Последние дни он провел в больнице и там скончался. Таким образом, Мукагали, начавший как гуманист, в конце концов стал настоящим диссидентом. Эта проблема показывает моральное разложение советского Казахстана того времени, семидесятых годов. Следовательно, если Мукагали не смог достичь провозглашенных им гуманистических идеалов, виноват не он, а тогдашняя система.
Во-вторых, Мукагали, уважая высокие гуманистические принципы, сформировался как глубоко национальный поэт. Национальный поэт – это не тот, кто только выкрикивает лозунги национализма, а тот, кто освоил все национальное наследие до себя и смог поднять его на новый общечеловеческий современный уровень. Если вникнуть в поэзию Мукагали, то он копается во всей нашей устной и письменной традиции, особенно стремится продолжить мотивы Махамбета и Абая. Следовательно, ему близка свободная гражданская и правдолюбивая философская поэзия. В то же время поэзия Махамбета – это возрожденная в девятнадцатом веке форма поэзии жырау. А поэзия жырау – это самобытное произведение, самобытная традиция казахской литературы. Почитание Мукагали этой поэзии глубоко обогащает его национальную сущность и придает ему неизменный вектор. С другой стороны, близость поэзии Мукагали к поэзии Абая дает ему широкие возможности для переосмысления национальной традиции через общечеловеческие духовные поиски мировой литературы.
А если говорить о мировом масштабе, то Мукагали, несомненно, найдется в пространстве между Пушкиным и Есениным. Потому что эти великие личности являются проявлением двух особых явлений. Если говорить о Пушкине, то он – личность, поднявшая национальную поэзию на мировой уровень. В этом отношении Пушкину близки греческая античность и французская поэзия. Опираясь на эти две основы, он смог переработать все русское культурное наследие. А Есенин же низводит письменную поэзию, достигшую высот Пушкина, до полуфольклорного уровня. У Есенина преобладает стихийная сила, а не стремление к европейской культуре. Но основа этой силы теперь город, а не деревня. Есенин – городской поэт, но поэт, пришедший в город из деревни. Поэтому он не очень принимает городскую культуру, разоблачает ее и противостоит ей. Отсюда и его цикл стихов о хулигане. Более того, Есенин стремится оживить городскую культуру своим бурным внутренним темпераментом, магической силой, унаследованной от деревни. Он хочет приумножить угасающее бытие города в тисках цивилизации своим естественным даром сельского поэта, широтой и многообразием красок природы и ее щедростью.
А у Мукагали есть оба этих стремления. Во-первых, он, как и Пушкин, хочет поднять казахскую поэзию на мировой уровень. А что такое мировой уровень? Он начинается с максимальной открытости всему миру и, с другой стороны, с попытки максимально понять другие, даже чуждые тебе явления. Первое требование требует от поэта огромной честности, чтобы он показал себя во всей своей природе, со всеми своими изъянами, не скрывая своих недостатков и не выставляя себя в слишком выгодном свете. Для соответствия второму требованию поэт должен быть сострадательным ко всему сущему, и каждое явление должно его интересовать и вызывать вопросы. Только тогда поэт будет связан со всем сущим, сможет проложить путь к миру через свое сердце, и этот двусторонний путь между поэтом и миром станет вечно волнующим руслом, ведущим к взаимным отношениям. Мукагали все это прекрасно понял, это видно из его стихов:
У дома моего лежит одинокая тропа,
Трудно на нее взойти в жизни.
Одинокая тропа привела меня на извилистую дорогу,
Как извилистые линии моего сердца и разума.
Вот с этой тропы поэт начинает свое великое путешествие в жизнь, многое для него открывается. В этом отношении героя поэта можно сравнить с Буддой. Но если Будда, увидев, что мир полон страданий, решил, что проблема в бегстве от страданий, в избавлении от них, то казахский поэт приходит к удивительному выводу: от страданий не убежать, значит, нужно разделить страдания, то есть проявить сострадание друг к другу.
Боясь убить кого-нибудь,
Я сдерживаю свой гнев.
Если мой младший брат смотрит мне прямо в лицо,
Я боюсь, как будто у меня много вреда.
Итак, поэзия Мукагали – это учение о сострадании, а сострадание – это максимальная заинтересованность в душевном здоровье каждого человека и максимальное внимание, максимальная чуткость к каждому явлению.
Ужас, этот единственный голос печали,
Не может вырваться, искры тлеют в груди.
Играя на кобызе, он издает стон в груди.
Ужас, этот единственный голос печали,
Я искал, и взлетел в мыслях, и взлетел в поля.
Эта внимательность к миру объединяет Мукагали с Данте. Их объединяет еще кое-что: оба они имеют прочные национальные корни и, в то же время, видят развитие нации в моральном совершенствовании, в усвоении общечеловеческих ценностей. В этом отношении оба они не считают человека идеальным существом, человек может быть грешным, но должен избавиться от греха.
Не могу сказать, что я честен или нечестен,
Думал вместе с честностью, смеялся.
Качался на корабле нечестности.
Будучи непослушным, как жеребенок, я был взволнован.
Не утешай меня, говоря, что ты честен,
Я принес честность от матери.
Не огорчай меня, говоря, что ты нечестен,
Я родился человеком.
Моя честность, моя нечестность – отражены,
Моя песня, моя тайна – зеркало.
Не могу сказать, что я честен или нечестен,
Не спрашивай, хорошо?
Последним вопросом поэт как бы ставит под сомнение самого вопрошающего. Это свойство настоящей философской поэзии – ставить под сомнение все, превращать мир в нечто неизвестное, сомнительное. А для Данте недостаточно сделать мир сомнительным, он ищет способ избавиться от греха, найти путь к высоким ценностям у своей возлюбленной Беатриче. Беатриче была дочерью Фолько Портинари, уважаемого гражданина Флоренции, соседа Данте. Данте впервые увидел Беатриче в 9 лет, а девочка была на год младше его. Это событие произошло на празднике во Флоренции в мае. Позже он посвятил ей свое первое произведение «Новая жизнь». С этой первой встречи Данте был под впечатлением всю жизнь. Но Беатриче умерла молодой, в возрасте 24 лет. Тем не менее, она живет вечно в творчестве Данте. Даже самое известное произведение Данте «Божественная комедия» заканчивается тем, что поэт проходит через все круги ада и встречается с Беатриче в раю. Для Данте образ Беатриче – средоточие безграничной красоты и нежности. Она стала символом красоты, сияющей во всех других девушках. Фактически, Данте воспринимает красоту Беатриче как саму красоту, такая красота меняет природу влюбленных в нее, потому что она удивительна, следовательно, она порождает новую жизнь, быть рядом с ней – это стремление к моральному совершенству и ведет к духовному возвышению. Самое интересное, что это понимание Данте похоже на принципы широко распространенной на Востоке суфийской поэзии. Суфии описывали свою любовь к Богу в образе влюбленности в красивую девушку, и это любовь, в которой влюбленные никогда не могут быть вместе. Суфийский поэт, воспевая эту любовь, возвышается на ступень духовного совершенствования. Точно так же Данте возвышает своего героя или себя от самой низкой ступени ада до самой высокой ступени рая. И только в раю он встречается с Беатриче. По мнению некоторых исследователей, Данте интересовался Востоком, был знаком с арабской философией. Если учесть вышесказанное, то Данте, похоже, был знаком с суфийской поэзией на арабском и персидском языках. Еще стоит отметить, что Данте не первый путешественник, отправившийся в загробный мир. За много веков до Данте это путешествие совершил персидский жрец Святой Вираз. Эта история описана в книге «Арда Вираз намаг». По мнению ученых, книга Святого Вираза – это позднесасанидская книга зороастрийской религии. Она распространена в версиях на пехлеви и персидском языках. Самая древняя из дошедших до нас рукописей – версия на пазанд-санскрите, составленная в 1410 году. Однако само произведение считается написанным в сасанидскую эпоху, в VII-VIII веках, когда ислам только начинал проникать. Если учесть знакомство Данте с исламской культурой, то ему мог быть знаком и один из древних вариантов этого произведения. Ведь в той книге описывается путешествие Святого Вираза в загробный мир для возрождения зороастрийской религии, и, конечно, Вираз, будучи зороастрийцем, проповедует ценности зороастризма. Конечно, «Божественная комедия» Данте гораздо сложнее, в ней преобладают ценности индивидуального сознания, но общая идея схожа.
Главная причина нашего обращения к теме Мукагали и Данте заключается в том, что Мукагали перевел часть «Божественной комедии» Данте под названием «Ад». А чтобы взяться за перевод, автор должен очень сильно заинтересовать тебя. Если подумать об этом, то есть немало причин, объединяющих этих двух поэтов. Во-первых, оба они, будучи великими патриотами своих стран, открыто противостояли обществу своего времени. В этом отношении особенно удивительна жизнь Данте. Данте родился во Флоренции в 1265 году, прожил 56 лет, с 1295 года активно участвовал в политической жизни Флоренции. В то время Италия не была объединена, то подчиняясь Римскому папе, то германскому императору, то каждое город объявлял себя республикой. В результате каждый житель города делился на гвельфов и гибеллинов. Гвельфы поддерживали власть папы, а гибеллины – власть императора. Данте был на стороне гвельфов. Позже, когда они разделились на Белых и Черных гвельфов, он был на стороне Белых. Белые в то время не поддерживали папу. Самое интересное, что Данте, будучи сам из знатного дворянского рода, поддерживал представителей городской интеллигенции и крупной буржуазии. В то время он добился некоторого роста и занимал руководящие посты. Но после падения господства Белых Данте был обвинен в использовании власти в своих интересах и изгнан из Флоренции, даже было принято постановление, что если он вернется в этот город, то будет сожжен. А Мукагали говорил: «Я поэт, отрекшийся от жизни», потому что я против этой советской системы. Хотя Мукагали никого не сжигал, он сгорел изнутри. Его поэзия – это огонь, рожденный из скорби и страданий. Данте же теперь, оставив папу, надеется на германского императора Генриха VII. Он думал, что тот сможет объединить Италию. В письмах, призывающих к поддержке императора, Данте называл своих соотечественников, не подчинившихся его проповеди, злодеями. Но император рано скончался, и эта надежда поэта не оправдалась. Позже соотечественники сказали, что если он попросит прощения, то сможет вернуться во Флоренцию, но Данте не мог пойти на такое унижение, и в 1315 году сеньория Флоренции приговорила его вместе с детьми к смертной казни. Таким образом, оставшаяся жизнь Данте прошла в скитаниях по разным городам, и он скончался от малярии в Равенне в 1321 году.
Конечно, поэт с такой биографией не мог не заинтересовать Мукагали. Каждый человек, чтобы понять кого-то, сначала сравнивает его с собой. Только увидев в другом человеке качества, близкие ему, волнующие его, он вступает в диалог с этой личностью. В этом отношении Данте, конечно, является образцом для подражания. Еще в XIII-XIV веках он воспевал человечность и гражданственность человека, поместил в «Божественной комедии» папу и кардиналов в ад, выступил против власти. Кроме того, он прославлял Беатриче как благородную женщину и досконально исследовал философию чувства любви. В этом отношении Мукагали испытывает трудности в воспевании любви. Но если подумать, это не бегство от любви, а ее чрезмерное прославление, нежелание ее хоть немного принизить.
Просто не желая того, что было в сердце,
Вечером я долго бродил по саду.
Они сидят, целуясь и умирая.
Я прошел мимо, не обернувшись.
Вот так Мукагали как будто остался в стороне от любви. Но его отчужденность от любви, похоже, связана с тем, что он хотел найти желаемую, но не нашел. Или, найдя, не смог себе позволить? Или боялся потерять рассудок, отдавшись любви? В таком случае Мукагали понимал любовь как безумную, бесчувственную силу, и во всяком случае не хотел подчиняться чистой похоти. А такое отношение исходит из безграничного прославления любви как высшей ценности. Его понимание любви похоже на понимание Данте. А по мнению Данте, любовь – это питание любимого своим сердцем. Об этом он пишет в своем произведении «Новая жизнь». Молодой влюбленный засыпает и видит сон. Во сне к нему приходит Амур, бог любви. На его руках Беатриче, совершенно обнаженная, только в прозрачной рубашке, сквозь которую все видно, сердце Данте в поднятой руке бога любви, Амур будит красавицу и заставляет ее съесть сердце поэта. Конечно, это очень раннее стихотворение, и все образы здесь следует понимать только символически. Тем не менее, итальянский поэт уловил главное: любовь осуществляется только через жертву. Вот к такой жертве Мукагали не хочет идти. Потому что он знает, что этот мир состоит не только из любви, и он не хочет обменять свою любовь к человеку, к добру, к состраданию ни на что. Наоборот, он приносит в жертву свою личную любовь ради этой великой любви. В целом, тема жертвы – очень важная тема в поэзии Мукагали. Это очень интересно, потому что Мукагали происходит из кочевой среды, а жертва – главная тема христианской религии. Потому что Христос, будучи полубогом, получеловеком, берет на себя грехи всего человечества и приносит себя в жертву. Самое удивительное, что у Мукагали есть стихотворение с таким же смыслом.
Птицы поют и разговаривают, поздравляя,
Неужели это весть от Бога?!
Скажите, этому миру, которому нет покоя,
Когда небо и земля бьются в агонии,
Нужна ли жертва от человека?
Если нужна жертва, то принесите меня в жертву,
Пусть угаснет дыхание одного человека.
Пусть утолит жажду моей кровью, хоть пол-ложки,
Пусть впитается кровь в землю, хоть немного.
Тысяча приветствий! Передайте Всемогущему,
Если нужна жертва, то принесите меня в жертву!
В этих строках есть и сарказм. Поэт иронизирует над тем, что человечество не может жить без жертвы. Но его истинный замысел глубже. Он хочет принести жертву ради будущего благополучия.
Пусть мир будет спокоен позади меня,
Когда движение двинется вперед.
Пусть придут спокойно, отдохнут и вернутся,
Придет один народ в сады другого народа.
Вот мы и подошли к самой дорогой для Мукагали теме – теме покоя. Вообще, покой для него – не тема, а его внутренняя суть. Его стихи рождаются из безмолвия вселенной, из удивительной способности к концентрации, из покоя, в котором он погружается в свою глубину, и расходятся во все стороны. Это самый трудный путь к созданию стихов. Потому что можно описать любую тему, а если ты сам еще не знаешь, какое произведение создашь, тебе помогут только твоя честность и божественная сила.
Учитывая все это, обращение Мукагали к переводу «Божественной комедии» Данте вполне закономерно. Во-первых, это стремление поэта к мировому уровню, поиск духовной опоры, во-вторых, демонстрация богатых возможностей и гибкости казахского языка, в-третьих, раскрытие проницательности казахской поэзии и ее способности постигать иные ценности.
А если поэт перевел только часть поэмы, состоящей из трех частей, под названием «Ад», то его интересовали вопросы человеческого достоинства и чести, преступления и наказания, страха перед загробным миром, божественным судом. Мукагали очень точно перевел поэму по содержанию. Он вник не только в текст, но и в подтекст. Поэт лишь не удержал некоторые формальные аспекты и, похоже, не считал это необходимым. Поэтому перевод Мукагали больше похож на его собственное произведение, чем на перевод.
Итак, главное, что объединяет Мукагали и Данте, – это их стремление подняться над своей средой к высочайшим моральным ценностям человечества. Будучи один с Востока, другой с Запада, они возвысились над своими привычными традициями и встретились в царстве поэзии и духовности.
Ауезхан Кодар