ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » По следам предков в бескрайней степи

По следам предков в бескрайней степи

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
25 сентября, 2017
in Без рубрики
0

В этом году, после публикации статьи нашего Елбасы Нурсултана Назарбаева «Вектор будущего: модернизация общественного сознания», в каждом регионе организуются специальные экспедиции по краеведению, заново определяются и уточняются исторически значимые места, и проводятся различные мероприятия для сохранения их в памяти будущих поколений.

Павлодарский областной акимат, поддержав эту благородную инициативу, поддержал предложение местных краеведов и организовал историко-познательную экспедицию «По следам предков на бескрайней степи», посетив ряд мест в соседних Акмолинской области, в регионах Ерейментау и Кокшетау. Цель экспедиции: выявить мавзолеи исторических личностей, родом из Баянаула, но по известным причинам нашедших вечное упокоение в регионах Кокшетау и Ерейментау, возродить связанные с ними старинные предания и снять документальный фильм. Места захоронения этих людей известны одним, но неизвестны другим. Поэтому исторические сведения о них, во-первых, необходимы для последующих поколений, во-вторых, несомненно, станут дополнением к истории края, являющейся частью нашей национальной истории.

Хотим отметить, что в ходе экспедиции мы опирались на записи Машхур Жусупа Копеулы и некоторые архивные данные.

Теперь несколько слов об упомянутых выше исторических личностях.

Торайгыр би Едигеулы

Летом 2011 года, в поисках сведений о Торайгыр би, мы посетили те места и услышали, что недалеко от села Мадениет есть гора Торайгыр, и направились туда. По указанию местных жителей мы зашли к аксакалу по имени Дулат Абдирашулы, который знал о прошлом и настоящем села, и поздоровались.

Поздоровавшись и расспросив о делах, аксакал Дулат, узнав о цели моего визита, сказал:

– О, сын мой, ты пришел по воле Божьей, твой предок лежит здесь, у самого села, на вершине Торайгыр биик. Сейчас покажу тебе, – сказал он, словно ждал меня.

Я, все еще с сомнением, спросил: «Ага, откуда эта история, есть ли сведения, от кого вы это слышали?»

– Дитя мое, мне уже за восемьдесят шесть, скоро будет восемьдесят семь. Эту историю еще до войны, в нашем детстве, рассказывали старшие: «На той вершине лежит би Торыайгыр из рода Суйиндик, отца его звали Едиге». Ты думаешь, я выдумываю, дорогой мой? – сказал аксакал, заметив мое недоверие. После этого я последовал за аксакалом на гору Торайгыр и совершил молитву за упокой духа би баба…

Туйте аулие Дуйсенейулы

Теперь, если идти от Кокшетау, вдоль реки Силети похоронен еще один исторический деятель – Козган Туйте аулие Дуйсенейулы.

В своем труде «Шежире казахов» наш предок Машхур баба приводит следующие сведения о Туйте тауипе: «…Младшего сына Асаубая звали Базыл кажи. Зимовка его была в Силети, в Ешкиолместе. От Базыл кажи – Губайдолла, Бопкен. Дети Бопкена – Жийпалла, Нурхамит. У этих двух сыновей забрали все их имущество, Губайдоллу сослали в Омск, а Бопкена – в Семей. Этот Бопкен, направляясь в Семей, был ограблен в предгорьях Кызылтау, вернулся пешком и остановился у Ескельды, да упокоит его Аллах, встретился с Машхур Жусупом, который сказал: «Найди свою жену и детей» и подарил ему хорошего коня с упряжью. Этот Бопкен сказал: «Могила Туйте тауипа из рода Козган находится в нашем зимнем стойбище. На ней выросли деревья, выросли и кусты. У него есть могила, сделанная из дерева. Она не разрушилась и не упала до сих пор».

В записях Машхур приводятся и другие сведения о Туйте. «Место обитания Туйте тауипа – благословенный Кызылтау, место его борьбы с джиннами и духами до сих пор не покрыто травой, его летние и осенние пастбища – разливы реки Шидерти, Акколь-Жайылма, места Каражар, Курен бие, которые люди сегодня называют Благословенным Акколем. После того, как Туйте тауип поселился здесь, его стали называть Благословенным Акколем, а сам он умер на летнем пастбище вдоль Силети, в двадцати пяти километрах от Ешкиолместа, в ауле Керей Базыл кажи. Его могилу сделали из дерева, я совершил молитву у его могилы», – пишет он.

В другом месте: «Зимнее стойбище Туйте тауипа из рода Козган – в Кызылтау, в местности Жосалы. Утренний намаз он совершал там, дневной – на берегу Акколя, переночевав там, а завтрашний утренний намаз совершал там же, а дневной – дома. Он совершал пять намазов у Акколя с одним омовением и пять намазов дома с одним омовением, соблюдая это всю жизнь. Поэтому Акколь и стали называть «Благословенным Акколем», – пишет Машхур-Жусуп Копеулы.

Краевед-архивист Даурен Аяшинов нашел карту Западно-Сибирского региона, изданную в Санкт-Петербурге в 1848 году, и установил, что вдоль Силети есть название местности «Түйтенің адыры» (Ущелье Туйте). Таким образом, опираясь на записи Машхур Жусупа и эту карту, было найдено место захоронения Туйте тауипа недалеко от села Байсары в Ерейментауском районе, и в прошлом году его потомки возвели над могилой величественный мавзолей.

Кетеш акын Райулы

Еще одно историческое место – озеро Балыкты в Ерейментау. Здесь похоронен известный поэт XVIII века Кетеш Райулы. К сожалению, из-за недостаточного изучения, до сих пор имя Кетеш акына ошибочно писалось как «Райымбекулы». На самом же деле он был сыном Рая, младшего брата Райымбека. В одном из своих стихотворений Кетеш акын пишет:

«Если спросишь моего предка – Сексен-Жулма,
Райымбек – сын Сексена?
Говоришь Райымбек, но не упоминаешь Рая,
Если Райымбек был би, то Рай – раб?»
Читая эту строфу раньше, я замечал, что поэт защищает честь Рая, а не Райымбека, и внутренне сомневался, не является ли Кетеш сыном Рая. На самом деле, тщательно изучив шежире, оказалось, что это так. Жулма в стихотворении – старший сын батыра Сексена. От Жулмы рождается Рай, от Рая – Кетеш акын.

Еще одним доказательством того, что Кетеш был сыном Рая, является перепись скота и населения Кзыл-Тау-Куликской волости 1854 года, где сын Кетеша, Жайлаубай, указан среди аулов, происходящих от предка Рая. Если бы он происходил от Райымбека, так бы не было написано. Потому что в указанной переписи скот и численность населения аулов, происходящих от разных предков внутри рода, были разделены и четко указаны. Это неоспоримое доказательство.

Еще один источник, на который мы опираемся, – это данные Машхур-Жусупа Копеулы. Машекең в нескольких местах своих трудов четко пишет, что Кетеш – сын Рая. Например, на 91-й странице 10-го тома 13-томного издания, вышедшего в 2007 году, говорится: «От Сексена – Райымбек, Рай, Караша… От Рая – Кетеш акын».

Также у Машхур-Жусупа есть стихотворение, начинающееся так:

«Стихи пришли ко мне в пятнадцать лет,
Люди говорили: «Что ты будешь делать, брось».
Но начав, я не смог остановиться,
Нет у меня другого занятия, кроме этого».
Говорят, в том же возрасте Кетеш акын приснился ему и дал откровение. «Ровно в пятнадцать лет во сне мне дали три строки стихотворения, стихи для девушки. Проснувшись, я ясно помнил их. Затем стихи стали приходить ко мне одна за другой. Я подумал про себя: «Это Кетеш акын, который научил меня стихам во сне». Я помню, как он сказал: «Я – Кулик!»».

По данным Машхур-Жусупа баба, останки Кетеш акына находятся на территории нынешней Акмолинской области, Ерейментауского района, ниже сопки Карагайлы, на берегу озера Балыкты. «В старости Кетеша убили и ограбили разбойники у дерева Шеру. Через несколько дней односельчане нашли его тело, на которое уже напали дикие звери. Он был полным человеком, его жир впитался в землю, и почва вокруг него почернела», – говорится в записях.

До нас дошло одно четверостишие, сказанное Кетешем разбойникам, пытавшимся его ограбить:

«Эй, дети, что за люди, что не узнают?
Будете ли вы беднее головы или богатства?
Пытаясь ограбить Сексена Кетеша,
Станете кормом для Айдабола и Кулика!»
Хорошие люди из рода Суйиндик позже нашли разбойников по этому стихотворению, наказали их и получили возмещение. «В народе казахов есть мужчина, за которого было выплачено выкуп за трех человек – это Кетеш акын, женщина – Улбике акын», – говорит Машхур Жусуп. Дерево Шеру, у которого погиб Кетеш, и сегодня называется так, находится примерно в 20-25 километрах от озера Балыкты, в северо-восточном направлении.

Едиге би Толебаюлы

На берегу реки Едиге, рядом с селом Елтай в Ерейментау, покоится Айдабол Едиге би Толебайулы. В прошлом году жители села Жанатилек Баянаульского района провели обряд и помянули би баба. Историческое название села Елтай – Едиге, и рядом с селом протекает небольшая речка под названием Едиге. В тридцатых годах прошлого века, когда создавались первые колхозы, здесь также был создан колхоз, названный в честь Елтая Ерназарова. В 7-8 километрах отсюда находится железнодорожная станция под названием Едиге. То, что Едиге би покоится здесь, было четко указано на карте, составленной русскими исследователями в 1898 году, как «могила Едигей».

Если спросить, кто такой Едиге би, то из этнографических рассказов Машхур-Жусупа Копеулы, таких как «Первое правление Едиге», «Сватовство Едиге с Тогасом», «Сон Едиге», «Последнее правление Едиге», можно без труда понять его яркую личность и человеческие качества.

Шорман би Кушикулы

На 15-20 километров выше Едиге, вдоль реки Шорман, похоронен Шорман би Кушикулы. Машхур Жусуп также пишет, что Шорман би умер на летнем пастбище за пределами Ерейментау. И на упомянутой выше карте 1898 года место захоронения Шорман би также четко обозначено как «могила Черман». Здесь также находится большое кладбище. К сожалению, точно неизвестно, где именно находится могила Шормана, и никаких знаков не установлено. Мы думаем, что это то, что потомки Шормана учтут в будущем.

Олжабай батыр Толыбайулы

Примерно в 10 километрах выше Шормана, рядом с аулом Олжабай, покоится Олжабай батыр Толыбайулы, герой времен Аблая. Историческое название этого места – Олжабай сореси. После смерти батыра, его тело, намереваясь отвезти в Туркестан к Азирет Султану, было набито кожей и подготовлено на помосте. Однако по каким-то причинам его не смогли отвести и похоронили на этом месте. Позже, в конце XIX века, эти земли были заняты переселенцами из России, и название населенного пункта изменилось сначала на Подгорный, затем на Благодатное. В свое время здесь был и центр Еркииншиликского района (Ерейментау). Сейчас это место вернуло свое историческое название и называется аулом Олжабай.

Интересно, что когда упоминают Олжабай батыра, говорят, что известный поэт Олжас Сулейменов является его потомком. На самом же деле, прямым потомком Олжабай батыра является академик Алькей Маргулан. Если говорить подробнее, от Олжабая – Дулат, от Дулата – Маргулан, от Маргулана – Хакан, от Хакана – Алькей.

Сам Олжабай батыр был четвертым из братьев – Олжабай, Орман, Кулжабай, Рыскул. Поэт Олжас происходит от младшего брата Олжабая по имени Орман. Согласно генеалогическим данным, представленным самим Алькеем Маргуланом: от Орман – Төбет, от Төбет – Тайжан, от Тайжан – Актай, от Актай – Узын Сулеймен, от Узын Сулеймена – Омар, от него – поэт Олжас.

Кулболды батыр-аулие Шуманакулы

Примерно в 30 километрах к северо-западу от Олжабая, на берегу реки Акмырза, стоит мавзолей Кулболды батыр-аулие Шуманакулы, считающегося родоначальником всех родов Айдабол, Кулик, Акбура, Тулпар, Майлытон, Шегир. Машхур Жусуп также упоминает Кулболды баба в своих записях. И в Ерейментауском крае сохранилось немало преданий о Кулболды аулие.

Стоит отметить, что батыр Акмырза, в честь которого названа река, также происходит из рода Каржас, ветви Кулыке, сын Мырзагула батыра. Машхур Жусуп в своих записях пишет: «Батыр Жәнібек из рода Керей убил Акмырзу в споре за летнее пастбище. После этого кереи переселились из той местности». Известное произведение Букар жырау «Керей, куда ты идешь?» было написано именно в связи с этим событием, как утверждается в более поздних записях. Только позже некоторые, похоже, изменили строку из стихотворения «увеличивая численность вдоль реки» на «увеличивая численность вдоль Сырдарьи».

На самом деле должно быть так:

«Керей, куда ты идешь,
Увеличивая численность вдоль реки?
Даже если ты убежишь, я не отстану,
На своем скакуне,
Ты убил моего Акмырзу,
Ударив его дубинкой…»
Поэтому мы считаем, что составители сборников поэтов и жырау прошлых веков должны учитывать это в дальнейшем.

Утемис абыз Жанайдарулы

Теперь, если спуститься ниже, в 7-8 километрах к северу от трассы Ерейментау – Павлодар, ниже аула Малтабар, похоронены Утемис абыз, сын Кулик-Тлеуимбета Жаксы Жанайдара, и три мурзы из рода Айдабол – сын Добана Шаржау, сын Токи Шон, сын Шоркена Акын. Машхур Жусуп в своих трудах с восхищением пишет об Утемис абызе.

«Утемис абыз всю свою жизнь соблюдал пост. Где бы ни находилась школа и мулла, обучающий детей, он переезжал туда со своей семьей, жил в юрте зимой, учился и обучал.

Когда он пас скот в окрестностях Ереймена, у сопки Карагайлы, его жена и дети каждый день просили: «Продай скот ногайцам и купи одежду». Однажды, ведя двух овец, он остановился, чтобы совершить намаз, когда пришло время. Четырехкратный намаз занял у него время, равное четырем годам. Пока он неторопливо совершал намаз, две овцы убежали от волков. Ногайские пастухи, увидев это, смеялись и говорили:

– Посмотри на этого молящегося, разве намаз даст ему скот?!
Утекең, неторопливо завершив намаз, пошел за двумя овцами, которые убежали за холм. Овцы стояли, разбежавшись в разные стороны, а волк был повешен на веревке посередине и застыл. Увидев это, он быстро сказал: «Волк (дикое животное) повесился!» – и перерезал веревку ножом, две овцы бросились в разные стороны в горы, а волк упал на землю.
Ногайские пастухи, увидев это, бросились к нему, но Утекең не обращал внимания на сбежавших овец, жалел волка и, плача, как теленок, говорил:

– О, бедный, несчастный, ты умер без еды от голода! – говорят, он плакал».

Удивительно, что даже спустя примерно 2-3 века, в регионах Кокшетау и Ерейментау топонимы (названия местностей), связанные с Баянаулом-Суйиндикским родом, сохранились в неизменном виде. Например, в Кокшетау – аул Айдабол, озеро Итемген-Мамай (Итемген и Мамай – сыновья Шон би), гора Торайгыр и т.д.; в Ерейментау – ущелье Туйте, озеро Ушмырза, реки Едиге, Шорман, озеро Тайбай, Олжабай сореси, река Акмырза, аул Шакей и т.д. – все они как немые свидетели тех времен.

Таким образом, историко-познательная экспедиция «По следам предков на бескрайней степи», организова

Previous Post

Исторические сведения о захоронении Тохтамыша

Next Post

В Турции заложен фундамент казахского музея

Next Post

В Турции заложен фундамент казахского музея

Свежие записи

  • Певец Торегали Тореали может вернуться испольнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.