Какая часть казахстанцев сегодня занимается спортом? По сравнению с прошлым, почему здоровый образ жизни сегодня отстает? Каковы его причины и следствия? Что мешает привлечению молодежи Атырау к массовому спорту? Мы искали ответы на эти вопросы у ветерана спорта, заслуженного тренера Казахстана, обладателя черного пояса третьего дана – Кабибека Мухитова.
– Кабибек Садырович, каков вклад вернувшихся на родину соотечественников, то есть оралманов, в спорт?
– Вы правы. Если сегодня сияет наш флаг и водружается знамя победы, то хочу отметить, что и в этом есть вклад наших братьев-оралманов. Большинство из них – молодежь. Каждый из них испытывает к нашей стране огромную любовь и преданность, не меньше, а то и больше нашей. Соответственно, у них огромный стимул к победе. Во-вторых, они уже адаптированы к спорту в стране, куда переселились, и являются готовыми атлетами, с детства занимавшимися физической культурой. В любом случае, рвение и энтузиазм, переполняющие грудь, заставляют добиваться своего. Один из таких сильных – боксер Канат Ислам, хорошо вам знакомый. Он с честью отстоял свой высокий авторитет в профессиональном боксе на международной арене. А ведь на самом деле, он тоже из наших соотечественников, прибывших из страны под небом голубым – соседнего Китая.
– То есть, вы хотите сказать, что среди оралманов немало тех, кто прославляет наше имя в мире?
– Конечно. Например, Адильбек Ниязымбетов, дважды завоевавший серебряную медаль на Олимпийских играх в Лондоне, тоже казах, вернувшийся из Узбекистана, точнее, из Каракалпакстана. Спортсмен по имени Елдос Жанабергенов, приехавший отсюда, тоже стал чемпионом мира по боксу. Видите, таких примеров можно привести еще много. Что мы из этого понимаем? Значит, у наших соотечественников, склонных к спорту, есть полная возможность оттачивать и развивать свои врожденные способности, где бы они ни находились в мире. В свою очередь, наше государство тоже не должно жалеть для них возможной помощи. Потому что нет сомнений, что они многократно возместят оказанную им поддержку. Сам я в Атырау поддерживаю связь примерно с сотней братьев-оралманов. Стараюсь вовлечь их в спорт, зажечь их энтузиазм.
– Так в чем же их отличие от наших собственных спортсменов?
– Конечно, старшее поколение всегда воспитывало последующие поколения в духе патриотизма и духовности, доброты и уважения. Тем не менее, в сегодняшнем обновленном обществе наши прежние ценности устаревают и забываются. Сколько наших обычаев и традиций, завещанных предками, ржавеет на архивных полках! Одним из них являются национальные игры. И кто в этом виноват? Лучше искать причину в себе. Потому что, говоря «мы глобализируемся», неправильно забывать о сытости, когда ешь кожуру от еды. Что же делать теперь? Как говорится, «лучше поздно, чем никогда», еще есть время и возможности вернуть наши прежние ценности. Стоит привлечь к этому делу и наших братьев-оралманов. Почему я так говорю? Есть такое свойство – обесценивать то, что имеешь. А как быть с теми, кто, живя на родине, становится высокомерным и пренебрежительным? Оралманы же, живя вдали, скучают по родине и готовы на все, чтобы вернуться.
– Как будто поэт пел: «Мне не нужна душа, мне нужно, чтобы синий флаг развевался»!
– Да, это можно увидеть на другом примере. Зная их близко, я вижу, что они берегут наши национальные традиции как зеницу ока. Вы, наверное, тоже слышали о казахах, играющих в кокпар и ловящих монеты за рубежом? Они выросли, впитывая национальное искусство. Если мы сможем привлечь их на родину и принять их как братьев, разве мы не сможем вывести наш родной спорт из тупика? Недавно ваша статья «Как будем развивать национальный спорт?..» была опубликована в газете «Атырау». В ней специалисты отрасли открыто высказали свое мнение относительно отставания национального спорта. Особенно справедливо было отмечено отсутствие развития соколиной охоты на местах. Итак, я надеюсь, что мое предложение тоже будет полезным.
– Слава Богу, в области достаточно различных спортивных комплексов. С каждым годом их число растет, и качество улучшается. Однако молодежь, желающая тренироваться, не может свободно туда попасть. Что вы скажете по этому поводу?
– Возможно, это и правда. Но сколько таких, «кто не может попасть»? Вы выясняли? Много ли их или мало? Я бы не сказал, что их так много. Занимаясь этой сферой уже давно, я как свои пять пальцев знаю, кто чем занимается в мире спорта. Согласен, в некоторые места вход запрещен. Потому что есть частные владельцы. Чтобы войти туда и тренироваться, нужно платить. Это обычно касается фитнес-центров. А вот о том, что есть препятствия для входа в спортивные дворцы, построенные для нужд широкой общественности, я не слышал. Дело не в этом. То есть, хотят ли сами молодые люди, о которых вы говорите, посещать спортивные дворцы? За последние десять лет они туда не только не заходили, но и близко не подходили.
– Так в чем же выход из тупика?
– Мы не сможем найти его, если не будем искать всем обществом. В связи с этим вспоминается один случай. В девяностых годах был спортивный зал под названием «Геолог». Там я тренировался вместе как минимум с семьюдесятью людьми. А сейчас наоборот, несмотря на наличие современных спортивных сооружений, людей, которые бы туда ходили, нет. Такова реальность. Не знаю почему, но сегодня спорт отступает. Или же, может быть, ушла благодать от физической культуры. Проблемы, связанные с футболом в стране – это отдельная тема. К игре номер один в мире сейчас интерес снизился. Но поддержка и чрезмерное финансирование его не уменьшились, а возросли.
– Вы правы, что нужно сделать для формирования общества, любящего спорт? Возможно, его пропаганда отстает?
– Как бы то ни было, это вопрос, который заставляет задуматься и волноваться. Прежде всего, нужно досконально разобраться в сути проблемы, а затем искать пути ее решения. Возьмем, к примеру, интернет – одно из неотъемлемых средств массовой информации, ставшее частью повседневной жизни. Количество загруженных туда видеороликов не счесть. Среди них есть и полезное, и бесполезное. Особенно много «замечательных образцов» противостояний и драк среди молодежи.
– Вы правы, в последнее время наши черноглазые девушки тоже увлекаются уличными стычками…
– А посторонний наблюдатель, смотря это дома, смеется и радуется. Вы тоже видите это в приложении «YouTube» на своем мобильном телефоне. Интересно, почему те, кто любит размахивать руками и поднимать ноги, не интересуются изучением этого на профессиональном уровне? То есть, существует множество видов боевых искусств, которые также доступны в спорте. Так почему бы не тренироваться им в спортивном зале? Или наши тренеры не способны на это? Нет, искать вину в них не стоит. Потому что они не могут поднять головы от ежедневной бумажной волокиты. И зарплата, которую они получают за это, ничтожна. Поэтому сколько из них сменили сферу деятельности в последние годы? Итак, кого мы будем винить? Ответа нет.
– Значит, если увеличить зарплату тренеров, все проблемы решатся?
– Как бы это сказать, приведу пример для ясности. Допустим, я, как тхэквондист, приду к руководителю школы и скажу, что хочу организовать тренировки для учеников. Он выпроводит меня пустыми словами и попросит больше не поднимать этот вопрос. Почему? Потому что он не хочет брать на себя чрезмерную и невыгодную для себя обязанность. Кто сейчас хочет жертвовать своим временем и деньгами? Если бы я работал тренером в этой школе, мне нужно было бы платить зарплату. Кроме того, необходимо было бы приобрести новое спортивное оборудование. Это прямые убытки. За это школе не заплатят ни копейки. Короче говоря, открытие дополнительных спортивных секций никому не выгодно. А если бы школе оказали финансовую поддержку и открыли спортивный кружок, ученики, безусловно, участвовали бы. Потому что они тренировались бы в своем учебном заведении, не уезжая далеко. Таким образом, ребенок, запертый в углу в свободное время, ищет развлечений в мобильном телефоне и планшете. Сидя в социальных сетях, он убивает время, играет в бессмысленные игры, разрушая свой мозг.
– В конечном итоге, как нам привлечь молодежь в спорт?
– В этом отношении, другая сторона палки касается родителей. Разве не они в первую очередь заинтересованы в том, чтобы ребенок занимался любимым делом? Если ребенок с самого начала склонен к спорту, почему бы не создать ему условия, не записать на дополнительные тренировки? К сожалению, сегодняшние отцы и матери хотят, чтобы их сыновья и дочери были не спортсменами, а толстопузыми биями, сидящими за планшетами. Тогда давайте воспитывать только учеников, стремящихся к знаниям и науке. Оставим спорт в покое. Давайте отдадим предпочтение чужим, собранным издалека, и станем чемпионами. Пусть казахские дети, лишенные руля, хлопают себя по рукам и ногам в честь их побед. Пусть наши аксакалы вознесут руки и дадут бата. Нужно ли нам это?
– Возвращаясь к футболу, мы радуемся, если один из одиннадцати игроков на зеленом поле – казах. Что это значит?
– Правда, у каждой сферы есть своя уязвимая, то есть, тонкая сторона. Вот вы точно подметили. Конечно, хорошо стремиться вперед, говоря «все будет хорошо». Но не будет лишним и иногда заглядывать в суть истины. Слава Богу, по сравнению с другими регионами, Атырау – край, богатый историей и традициями. Он не отстает и в экономическом и социальном плане. Финансов хватает для поддержки любой инициативы. Только эффективно ли мы их расходуем? Несмотря на богатство, чемпионов, потрясающих мир, не видно.
Хорошо, допустим, спортсмен, добившийся победы, заслуживает всяческих почестей на родине. Учитывая это, мы дарим ему железного коня и вручаем ключ от квартиры. Труд олимпийских чемпионов прошлого был оценен в 250 тысяч долларов США. А нельзя ли, собрав все эти дорогие подарки, сделать одно благое дело для развития массового спорта? Об этом тоже не стоит забывать.
– В целом, в спорте и физической культуре есть великое понятие – «пропаганда». Возможно, именно этого и не хватает. Что вы думаете?
– Местные победители, не говоря уже о молодежи, иногда даже сами тренеры не знают. Или же они не попадают в поле зрения представителей средств массовой информации? Во-вторых, кого мы считаем достойными защищать честь страны? В последнее время этому вопросу не уделяется внимания. Из ста выходят лучшие, из тысячи – скакуны. Это значит, что из тысячи человек только один станет скакуном. Какой бы вид спорта вы ни взяли, число атырауских тренеров не достигает и сотни. В таких условиях не появится скакун. То есть, по мере сокращения числа спортсменов, уменьшается и возможность выявить чемпиона страны или мира. Например, в городе Алматы с населением более миллиона человек очень велика вероятность появления чемпиона. Поэтому большинство призеров выходят из южных регионов.
В-третьих, я считаю, что отношение учителя и общества к ученику, увлеченному спортом, должно быть особенным. Не каждый человек может стать спортсменом. Например, один ребенок силен в технике, а другой – в гуманитарных науках. Они могут отточить свои способности только в этом направлении и завтра прославить страну. Дети, участвующие в спортивных соревнованиях, тоже заслуживают такого уважения. Поэтому родители, заметив интерес ребенка к спорту, должны немедленно оказать поддержку. Например, когда я учился, мои учителя делали мне много поблажек во время экзаменов. Остальных они призывали брать с меня пример.
– Почему?
– Потому что я участвовал в спортивных соревнованиях. Благодаря этому я чувствовал особое внимание, духовное тепло. Это еще больше разжигало мой боевой дух. В те времена был лозунг «От массы – к мастерству!». В любом учреждении постоянно организовывалось какое-либо спортивное мероприятие с участием большого количества людей. Сейчас ничего этого нет. В спортивном зале висит едва заметная доска почета. Вот и все. Мы в плачевном состоянии, как будто пытаемся выжать воду из камня. Кто-то, кто не может угнаться за миром и долларами…
– Благодарю вас за содержательную беседу и желаю успехов во всех ваших начинаниях!
Беседовала: Молдир БАЛТАБЕККЫЗЫ