ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Национальная история » Педагогические взгляды Әлихана Бөкейханова

Педагогические взгляды Әлихана Бөкейханова

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
3 ноября, 2017
in Национальная история
0

4 апреля 1919 года постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК), подписанным самим В.И. Лениным, алашординцам была объявлена амнистия. Целью было привлечь образованных специалистов из «Алаша» на сторону Советской власти, ввиду нехватки образованных людей в большевистском правительстве того времени. По словам самого Әлекең (Алихана Бокейхана), Алихан Бокейхан, отказавшийся служить Советской власти «острием копья, лезвием топора», был сослан в Москву осенью 1922 года.

Хотя Алихан Бокейхан отказался служить Советской власти, он считал своим долгом служить казахскому народу, своему «Алашу». Несмотря на ссылку в Москву, Алихан не терял связи со своей родиной. Находясь в чужой земле, объединяя национальную интеллигенцию, он трудился над развитием национального искусства, культуры, литературы и образования своего народа.

Через своих коллег, таких как А. Байтурсынулы, М. Дулатулы, Ж. Аймауытулы, С. Садуакасулы, которые начали участвовать в большевистской деятельности с определенной целью, Ә. Бокейхан продолжал направлять и руководить политическими, общественными, культурными и литературными процессами в Казахстане. Под непосредственным руководством Алихана Бокейхана С. Асфендияров написал свои научные труды, выдающийся ученый А. Байтурсынулы — свои знаменитые лингвистические труды «Тіл құралы», «Әдебиет танытқыш», Ж. Аймауытулы — «Психология», М. Жумабайулы — «Педагогика», а тогда еще очень молодой Каныш Сатпаев — учебник «Алгебра» для средней школы. Английские ученые так описывают историческую правду того времени: «Около десяти лет, вплоть до начала 30-х годов, члены Алашорды сохраняли почти полный контроль над образованием, прессой и издательским делом в Казахстане, следуя единственной цели придать советской Казахской культуре отчетливо национальный» — правдиво характеризуют роль казахской интеллигенции того времени. Да, самой неотложной и сложной проблемой, стоявшей перед национальной интеллигенцией того времени, было придание национального колорита, национального оттенка науке, образованию и культуре, основываясь на национальных особенностях и ценностях. Во главе этого благородного дела стоял национальный лидер, любимый сын казахского народа, ученый-энциклопедист Алихан Бокейхан, который всей душой любил свой народ.

В этот период своей жизни, находясь в ссылке в Москве, Ә. Бокейхан пишет свой научный труд, определяющий его педагогические взгляды, а также статьи «Пыланеттер», «Луи Пастер», «Сила знания» в качестве дополнительной научной помощи учителям школ, и статью «Хахас», определяющую его политические гуманистические взгляды.

Педагогическая деятельность была близка выдающемуся ученому Алихану Бокейхану. Потому что Әлекең окончил Санкт-Петербургский лесной институт по специальности «экономика лесного хозяйства» в 1894 году и в том же году был принят на работу в низшую лесную школу в Омске, где преподавал по своей специальности около двух лет.

Научно-педагогические методы, изложенные в научном труде «Метод прогулок и исследований», Алихан Бокейхан писал не по наслышке или благодаря научной интуиции, присущей каждому ученому. Мы можем с полной уверенностью сказать, что он опирался на свой практический опыт, полученный во время непосредственной педагогической работы в 1894-1896 годах, и на свою теоретическую научную подготовку. Потому что труд написан настолько просто, понятен каждому учителю и имеет высокий научный уровень. Труд является научно-методическим руководством для школьных учителей, непосредственно работающих с учениками. В труде Ә. Бокейхан в первую очередь опирается на опыт, увиденный глазами и ощупанный руками.

В труде «Метод прогулок и исследований» Алихан Бокейхан говорит: «Истинное знание рождается только на практике. Основа пути к знанию – опыт. Знание, полученное путем заучивания, забывается и улетучивается, как только переступаешь порог школы. Какой бы хорошей ни была книга, книга – это слова другого человека, их нашел кто-то другой. Лиса, пойманная человеком, бродящим по лесу, не сравнится с лисой, которую ты поймал сам».

При освоении знаний в первую очередь следует опираться на опыт. Любая хорошая книга – это слова другого человека, то есть теория. Но ничто не сравнится со знанием, полученным собственным трудом, самостоятельно, через опыт, увиденное своими глазами и ощупанное руками. Ә. Бокейхан объясняет эту мысль, адаптируя ее к быту и пониманию учителя и ученика того времени, говоря: «не сравнится с лисой, которую ты поймал сам».

Алихан Бокейхан, говоря «Мать знания – опыт», пишет: «Познание земли, воздуха, воды, живого, неживого, того, что нас окружает, возможно только с опытом. Опыт в этом отношении начинается с того, что видишь глазами, ощупываешь руками. Ум, будучи проницательным, проверяет, исследует, глубоко проникает, систематизирует и делает выводы из увиденного глазами и ощупанного руками. Пройдя через эти испытания, отшлифованный и обработанный, он становится основой знания. Без опыта знание не имеет ни основы, ни лица. Мать знания – опыт! Если учитель, воспитывающий ребенка, хочет научить его знаниям, он отвергает зубрежку и направляет на путь опыта. Если учитель мастер своего дела, то и он сам, и дети будут с интересом изучать природу, как азбуку, и будут радоваться, как конь, пришедший с бега, или сокол, поймавший лису. Ребенок будет стремиться к учебе, как молодой сокол, сбрасывающий перья».

По мнению ученого-практика Ә. Бокейхана, чтобы повысить интерес ученика к учебе, учитель должен отказаться от голой теории и заученных слов, и каждый урок должен быть тесно связан с внешней средой, с жизнью. Это зависит от мастерства учителя.

Ученый, рассказывая об опыте изучения природы в сельской школе, в своем труде «Метод прогулок и исследований» описывает очень интересный случай.

В мае учитель с лупой в руках отправляется на прогулку с учениками. По пути они видят на стебле ивы похожие на просо комочки.

На вопрос учителя: «Что это?» — дети отвечают: «Это слюна змеи». Учитель показывает детям слюну через лупу и отвечает, что это не слюна змеи, а яйца бабочки, и говорит, что мы будем наблюдать, как из этих яиц вылупится бабочка.

Отметив иву, дети возвращаются домой. Дети ежедневно приходят и наблюдают, как из слюны появляются бабочки, видят это своими глазами. В конце учитель говорит: «Дети, вы видели, мы:

Видели на иве нечто похожее на слюну змеи.
Через несколько дней это оказалось яйцом.
Яйцо, развиваясь, превратилось в гусеницу.
Гусеница выросла и стала бобошкой.
Из бобошки появилась бабочка.

Вы все это видели своими глазами. Все бабочки развиваются и размножаются тем же путем, который мы исследовали», — говорит учитель, объясняя, какие виды бабочек существуют и где они обитают.

Труд Алихана Бокейхана «Метод прогулок и исследований» написан очень простым языком, и в нем изображены отношения учителя и учеников, а также повседневные явления природы. Это лишь внешний вид труда. А на самом деле в труде научно изложены концептуальные изменения в психике ребенка и профессиональное мастерство учителя.

В любое время главной задачей учителя является знакомство учеников с обществом и окружающей средой, обучение ребенка самостоятельному мышлению и, посредством этого мышления, приведению ученика к определенному решению.

Как Ә. Бокейхан решает эту очень ответственную и сложную задачу в своем научном труде? Давайте теперь перейдем к этому. Как сказано в труде, учитель ведет детей на прогулку в поле. Естественно, что ребенок, отправившийся на прогулку, погружается в мечты, наблюдая окружающую его природу.

Воображение — это психологический процесс, создаваемый на основе видения, слышания, общих описаний. Ребенок, погруженный в мечты, под руководством учителя видит и впечатляется похожими на просо комочками на стебле ивы, то есть комочки, похожие на просо, произвели на ребенка впечатление. Впечатленный ребенок, исходя из внешнего вида комочков, приходит к общему аналоговому выводу: «это слюна змеи». Когда учитель говорит: «Это не слюна змеи, а яйца бабочки», ребенок, думая не о слюне змеи, а о яйцах бабочки, переходит от общего к частному, то есть от дедуктивного мышления к индуктивному.

После того, как ученики узнали, как из яиц вылупляются бабочки, они делают выводы и принимают решения. Это решение ученика становится его привычным знанием. У ребенка, у которого сформировалось собственное мнение посредством решения, начинается процесс формирования сознательной личности. Основную роль в формировании личности играет знание. Знание приходит через опыт.

Мастерство же учителя заключается в том, что во время исследования он дает детям правильное направление, создает условия для того, чтобы ученики самостоятельно делали выводы, принимали решения и формировались как личности, и влияет на это.

В труде Ә. Бокейхана «Метод прогулок и исследований» отсутствуют такие психологические научные термины, как «воображение», «впечатление», «обобщение», «принятие решения», «превращение в привычку», «формирование мнения», которые мы привели выше. Почему? Потому что в то время, когда был написан этот труд, педагогическое мастерство и знания учителей были очень поверхностными. Многие из них окончили краткосрочные курсы ликвидации неграмотности. Глубоко понимая эту ситуацию, практик-педагог Ә. Бокейхан, хотя и писал в своем труде простым языком без научных терминов, красиво изобразил последовательные изменения, происходящие в психике ребенка, невидимыми линиями.

Эта ситуация совершенно ясна каждому внимательному читателю, имеющему хотя бы минимальную научную подготовку. В этом, вероятно, и заключается величие Ә. Бокейхана как ученого.

Алихан Бокейхан, ставящий знание во главу угла во всех ситуациях, в своей научной статье «Сила знания» пишет: «В прошлой мировой войне победило знание». Далее он пишет: «Во Франции существует Институт Пастера, созданный Луи Пастером. Мы написали здесь о том, что там делается. Теперь в этом очаге знания нашли способ бомбардировать зародыши чумы и холеры. Эту бомбу собираются сбросить с аэроплана на территорию врага, чтобы уничтожить мирное население, находящееся за пределами фронта, а не на фронте. Для знания нет добра и зла. Знание — это незаточенный кинжал. Кто возьмет его в руки, если рука дрогнет, тот обезглавит, не разбирая добра и зла. Европа доказала слова Достоевского: «Человек — самое отвратительное из животных», — пишет он.

Хотя Ә. Бокейхан и не называет имя, поддерживая здесь мнение Достоевского, в научном труде ясно прослеживается его скрытый смысл: «Наука должна служить благу человечества и пути цивилизации».

Знает ли Алихан Бокейхан труд великого мыслителя-философа Аль-Фараби, который говорил: «Знание, пришедшее без воспитания, принесет человечеству только страдания», — нам неизвестно, но в этом месте ясно проявляется гуманистический взгляд Ә. Бокейхана на использование достижений знания и науки для цивилизации человечества.

Гуманистическая мысль Алихана Бокейхана, высказанная в начале XX века об использовании достижений науки, нашла отражение в научных трудах великих физиков нашего времени А. Эйнштейна, Келдыша, Сахарова спустя более полувека, что является явным доказательством глубины научной интуиции и мысли Ә. Бокейхана.

Читая научную статью Ә. Бокейхана «Сила знания», мы ясно понимаем его воспитательную мысль о том, что знание и наука должны служить на пути цивилизации, приносящей добро человечеству.

Знание — это великая сила, объясняющая человеку окружающий мир и природу. Алихан Бокейхан, ставящий знание во главу угла в познании природы, в своих трудах «Письмо учителям», «Планеты» пишет: «Таким образом, по мере роста знаний человеческого общества, по мере того, как человеческое общество начинает правильно понимать природу, религия также начнет ослабевать и терять свою силу. Учителям крайне необходимо объяснять детям такие вопросы», — открыто противопоставляя научные взгляды религиозно-догматическим представлениям в сознании человека. Алихан Бокейхан открыто требовал от учителей объяснять природу ученикам через науку, через достижения науки.

Педагогика — многогранная наука с глубокой историей. Было бы ошибкой считать Алихана Бокейхана ученым, всесторонне и глубоко исследовавшим педагогическую науку. Ошибаясь, мы уходим в совершенно неверном направлении. Тем не менее, во всех познавательных научных трудах Алихана его педагогико-гуманистический взгляд проявляется через иногда явные, а иногда скрытые мысли.

Систематизируя педагогико-научные познавательные труды Алихана Бокейхана, мы приходим к следующему выводу. Согласно научно-педагогическим взглядам Алихана Бокейхана:

1. Человек должен понимать природу и общество через науку. Для этого знание должно занимать главное место в обществе.

2. Главной фигурой в образовании является учитель. Поэтому на учителя возлагается множество задач. Они:

а) Учитель должен быть всесторонне образованным и мастером своего дела.

б) Учитель, дающий знания, должен уметь организовать свой урок.

в) Учитель должен иметь цель урока, который он преподает и объясняет, и конкретный план действий учителя для достижения этой цели.

г) Главной целью учителя должно быть формирование личности с собственным взглядом и мнением при познании окружающей среды и общества.

3. Знание должно даваться ребенку с целью познания окружающей среды и законов природы.

4. Знание должно даваться ребенку с сохранением национальных особенностей в той естественной среде, в которой он учится.

5. Знание должно даваться не путем зубрежки, а путем демонстрации ребенку через опыт, чтобы он убедился сам. Зубрежное знание быстро забывается.

6. В образовании ученика следует обучать правильному мышлению, ведя его от простого к сложному, от частного к общему (индукция и дедукция).

7. Воспитание и образование должны даваться ученику одновременно.

Педагогические мысли и взгляды Алихана Бокейхана, хотя и изложены простым языком в научных познавательных трудах ученого, тесно связаны с окружающей средой и реальной жизнью. Высокая научная основа познавательных трудов Алихана Бокейхана, глубоко охватывающих национальные психологические ценности, сразу бросается в глаза. С этой точки зрения мы можем с большой уверенностью сказать, что Алихан Бокейхан является великим ученым, заложившим научную основу национальной педагогической концепции.

Несмотря на то, что мы являемся независимым государством уже 25 лет, мы до сих пор не смогли создать свою национальную концепцию образования. Самая актуальная и главная задача сегодняшнего дня — создание национальной концепции образования!

На пути создания национальной концепции образования в нашей стране, педагогические взгляды и мысли нашего великого мыслителя-ученого Алихана Бокейхана должны стать для нас путеводной звездой — это очевидная истина!

Н. Маханов

Южно-Казахстанская область, Созакский район, поселок Таукент,

Общеобразовательная школа имени И. Кенесбаева

Previous Post

Заседание Политического совета партии «Нур Отан» под председательством главы государства началось.

Next Post

Назарбаев: «Нур Отан» партиясын жаңғырту қажет

Next Post

Назарбаев: "Нур Отан" партиясын жаңғырту қажет

Свежие записи

  • Певец Торегали Тореали может вернуться испольнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.