Казахстан своим Основным законом закрепил, что является демократическим, светским, правовым и социальным государством, и определил, что опирается на принципы светскости, регулирующие отношения между государством и религией.
Конституция и национальное законодательство, предоставляя гражданам республики максимально широкие права, одновременно определяют и их обязанности перед государством и обществом. В этом контексте нельзя не признать, что в последние годы в обществе возникло некоторое непонимание, касающееся светскости, общего порядка и закона. Одной из таких проблем является вопрос хиджаба в школе, то есть среди учащихся.
Следует отметить, что был издан приказ Министерства образования и науки РК об утверждении требований к обязательной школьной форме для организаций среднего образования. В нем четко указано, что запрещается включать в школьную форму одежду, определяющую принадлежность к какой-либо религии. После этого в обществе начались различные мнения. Однако, прежде чем углубляться в обсуждения на эту тему, считаем целесообразным обратить внимание и на нормы национального законодательства. Следует отметить, что система образования в учебных заведениях страны также светская и отделена от системы религиозного образования. То есть, понятие светскости означает противодействие формированию определенного религиозного мировоззрения у молодежи в образовательных учреждениях. Светскость – это форма государства, закрепленная Основным законом, поэтому Закон РК «Об образовании», разработанный на основе Конституции, также руководствуется принципами светскости. Согласно Закону РК «Об образовании», одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является светский характер образования.
Указанное законодательство запрещает создание структур религиозных организаций и их деятельность в образовательных учреждениях, пропаганду религиозного нетерпимости и исключительности, использование педагогами образовательного процесса в целях религиозной пропаганды. Кроме того, в пункте 4 статьи 3 Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» указано, что «система образования и воспитания в Республике Казахстан отделена от религии и религиозных объединений и носит светский характер, за исключением организаций религиозного образования».
То есть, светское государство создает законодательство, исходя из интересов всего гражданского общества, а не целей какой-либо конкретной религиозной общины. Требования и запреты закона являются общими для представителей всех религий. Таким образом, позиции, касающиеся светскости в школе, напрямую относятся не только к исламу, но и к другим религиям.
Важно отметить, что если бы государство отдавало приоритет интересам какой-либо одной религии, то такая ситуация вызвала бы критику со стороны представителей других конфессий и привела бы к еще большей несправедливости в обществе. Что касается требований, утвержденных Министерством образования и науки, то правила, касающиеся школьной формы, ограничивают не только «ношение хиджаба», но и использование элементов других религий. Поскольку любая атрибутика, символ, элемент в определенной степени означает пропаганду веры, к которой он относится. Принципы светскости, обеспечивая равенство всех религий перед законом, не допускают выделения какой-либо одной религии.
Поэтому требование подчинения всех представителей религий общим требованиям закона является единственным механизмом сохранения внутренней стабильности в многоконфессиональном Казахстане. Граждане государства также заинтересованы в предотвращении межрелигиозных конфликтов и должны вносить свой вклад в это, соблюдая требования закона.
Резюмируя, следует сказать, что учащиеся из семей с разным социальным положением и из сред с разными взглядами должны носить одежду единого образца в школе. В Республике Казахстан обеспечена свобода вероисповедания граждан. Наряду с представителями всех религий, граждане-мусульмане беспрепятственно исполняют свои пять столпов и религиозные обряды. А недопущение хиджаба в стенах школы делается исключительно в целях соблюдения внутреннего порядка учебного заведения в соответствии с принципами светскости. Вне школы никаких запретов по этому вопросу не предусмотрено. Поэтому гражданам, поднимающим вопрос хиджаба в школе, желательно понять, что подчинение закону и руководству, обеспечивающим свободу вероисповедания, является гражданским долгом и мусульманской обязанностью.
Тышхан Кеншилик,
Преподаватель, доцент кафедры религиоведения
Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева
Национальный портал