Мы едем в общественном транспорте. Вдруг нас привлекло: «Томирис, сейчас выходим, готовься!». Не секрет, что про себя мы подумали: «Почему не Тумар, а Томирис?». Действительно, в трудах Геродота, которого греки назвали «отцом истории», известную сакскую царицу называют Томирис. Однако, печально, что имя великой царицы, которая потрясла всю Европу словами, обращенными к знаменитому персидскому царю-завоевателю Киру, вторгшемуся в наши степи: «Ты жаждал крови, теперь пей досыта», — после того, как ему отрубили голову и бросили в кожаный мешок, наполненный кровью, в учебнике истории Казахстана для 5-6 классов также фигурирует как Томирис. Похоже, пришло время вернуть великой царице ее имя — Тумар.
НАЗВАЛИ ПЕРЕВОРОТОМ…
Эта мысль побудила нас задуматься об именах казахских детей. На самом деле, после Казанской революции 1917 года казахские имена были основательно «реформированы». Например, некогда Койшыбай, Жылкыбай, Ботагоз, Танагоз были заменены именами, имеющими политико-общественное значение, такими как Тонкерис (Переворот), Революция, Социал, Демократ, Маркс, Энгельс. Есть среди нас и те, кого назвали Коммунар в честь Парижской коммуны.
Мы также видели, как близнецов называли Максимом и Горьким. Укимет (Правительство), Кенес (Совет), Женис (Победа), Советхан, Советбек — все это тоже память о тех временах.
МЫ — НАРОД, ВЕРЯЩИЙ В ПРИМЕТЫ
Казах — очень суеверный народ. Особенно те, у кого дети не выживали и постоянно умирали, готовы пойти на все, чтобы их новорожденный ребенок прожил долгую и счастливую жизнь. Например, существовала примета, что женщина, у которой не выживали дети, должна была рожать не дома, а в другом месте, а многодетную женщину делать крестной матерью, и даже «продавать» ребенка за мешок кизяка. Имена Сатыпалды, Таупыалды, Аллаберди, Кудайберди, Танiрберди — тому свидетельство. Мы знаем даже матерей, которые скрывали свою беременность, рожали у родителей, отдавали своего ребенка нищему, странствующему по стране, давали ему все, что он хотел, а затем «покупали» своего ребенка обратно, и до конца жизни не могли прикоснуться к своему ребенку, не осмеливаясь погладить его по лбу, называя его «мой ребенок».
Кроме того, были и те, кто, потеряв ребенка, давал ему русское имя, желая: «Русских много, лесов много? Пусть будет как русские, многочисленным народом, пусть проживет долгую жизнь». Удивительно, но эти приметы сами себя оправдали. Действительно, те дети, которых назвали Шмидт, Лиза, Катерина, Николай, жили долго и счастливо, имели много детей