На международной конференции, посвященной 100-летию партии «Алаш» в Астане, историк, академик Мамбет Койгелды выступил с докладом «Движение «Алаш»: спустя 100 лет», сообщает корреспондент КазАқпарат.
Профессор начал свою речь с письма лидера «Алаш» Алихана Бокейханова Ахмету Байтурсынову и Миржакыпу Дулатову.
«Мои дорогие Ахмет! Мои дорогие Миржакып! Вы снова и снова попадаете в тюрьму. Не печальтесь об этом. С давних времен, со времен Прометея, те, кто боролся за народ, видели лишь тюремную дверь. Давным-давно жили в дружбе свинья и лебедь. Свинья тогда сказала лебедю: «Эй, лебедь, ты говоришь, что есть солнце, почему же я его не вижу?» Тогда лебедь ответил: «Эй, свинья, Алла создал тебя, смотрящей вниз. Поэтому ты не можешь видеть солнце». Мои дорогие Ахмет! Миржакып! Для будущего нужно поколение, которое сможет увидеть солнце. Разве вы не счастливы, если это поколение называет ваши имена и оказывает вам уважение?!» — говорится в письме. Я думаю, что наше сегодняшнее собрание в этом прекрасном зале в честь юбилея «Алаш» — это свидетельство рождения того поколения, того поколения, которое с гордостью говорит «Я казах», — сказал академик.
Мамбет Койгелды от имени сообщества историков выразил огромную благодарность главе государства Нурсултану Назарбаеву за организацию конференции, посвященной 100-летию «Алаш», с призывом говорить правду об «Алаш».
«Я уже около 30 лет исследую деятелей «Алаш». Около 20 лет я работал в архивах. И я понял, что глава государства прав: «Мы должны избавиться от шаблонных правил, глубоко укоренившихся в нашем сознании и мировоззрении». К сожалению, до сих пор в нашем сознании живут правила, сформированные в советское время. Приведу пример: недавно в Алматы прошел круглый стол на тему «Большевики в Казахстане: зло или благо». Там некоторые историки высказали мнение: «Если бы не было Октябрьской революции, если бы не было Советской власти, Казахстан остался бы на уровне Афганистана». Что это значит? Что это за слова? Мы должны задуматься над этим. За этим стоит мысль «Советской власти нет альтернативы». Верим ли мы в это? Является ли это основой? Это ложное утверждение. Пришло время отказаться от этого вывода. Есть свободное мышление. Величайший дар свободы, который нам дан, — это свободное мышление. Поэтому мы должны ответить на подобные утверждения. Альтернатива советской власти была. Это было правительство Алашорды», — сказал академик.
Мамбет Койгелды затронул вопрос о том, с чего началось движение «Алаш».
«Движение «Алаш» началось с просвещения. Во всех европейских странах, в цивилизованных странах — везде так. Я хочу сказать вам кое-что. Мы говорим о просветителях Шокане, Ыбырае, Абае. Это правда. Но они не смогли осуществить просвещение в большом масштабе. И не могли. Условия для этого создали интеллигенты «Алаш». Издания «Айкап», «Казах», изменение сознания народа, создание новой духовности — это настоящее просвещение. В Европе просветителей носили на руках. Возводили на пьедестал, ставили памятники. Просвещение шло своим путем, по ступеням. Что произошло в казахском обществе? В казахском обществе просвещение продлилось 20 лет. Не прошло и 20 лет, как сами просветители объединили идеи просвещения и свободы», — сказал Мамбет Койгелды.