ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Национальная история » Роль казахской художественной и ораторской речи в возрождении национального духа

Роль казахской художественной и ораторской речи в возрождении национального духа

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
21 ноября, 2017
in Национальная история
0

Казахское художественное слово — это отрасль литературы, сформировавшаяся в устном народном творчестве с древних времен. Казахская «Эпопея батыров», возвеличивающая дух нации на протяжении веков и разжигающая ее гордость, является образцом художественного слова высшей степени, эпическим произведением, которым можно гордиться на мировом уровне. То, что произведения казахских жырау XVIII-XIX веков, передаваясь из уст в уста до наших дней, дошли до XX века как легенды, став наследием письменной литературы и превратившись в духовное сокровище нынешнего поколения, свидетельствует о богатстве вечного, неугасимого духовного духа художественного слова тех времен. Дастаны, песни, терме того времени в устном народном творчестве были духовной пищей, вдохновляющей каждое жилище на просторах казахской степи.

Чтобы оживить наши слова, приведем отрывок из продолжительной песни Бухара жырау «Сказанное Абылаю», которая, переходя из века в век из уст в уста, стала легендой:

….Ай Абылай, Абылай,
В одиннадцать лет,
Ты был просто мальчиком.
Когда исполнилось пятнадцать лет,
Торе Абильмамбета
Скитаясь по степи,
Ты был рабом, пасшим его верблюдов.
У тебя не было имени Абылай,
Ты ходил с кличкой «Сабалак».
Я видел и это,
У Жаныса Карабая,
Ты родился ночью.
К двадцати пяти годам,
Счастье снизошло на тебя,
Трон появился под тобой.
К тридцати годам,
Ты познал весь мир,
К тридцати пяти годам,
На поверхности черной воды,
Ты был льдиной, столкнувшейся и плывущей.
К сорока годам,
Ты стал золотой одеждой.
К сорока пяти годам,
Ты не различал хороших и плохих.
К пятидесяти годам,
Всех детей трехсот (родов),
Ты повел за собой и
Головы их лошадей,
Привязал в одном месте.
К шестидесяти годам,
Если будешь хорошим, то достигнешь,
Если будешь плохим, то иссохнешь,
Сникнешь и погибнешь.
К шестидесяти пяти годам,
Ты будешь садиться на каждую лошадь….» — так, Бухар жырау завершает свою речь к Абылаю мудрым выводом, полным критического философского осмысления. Бесспорно, эта песня является прекрасным образцом художественного слова. Также обращаю ваше внимание на то, что это размышление Бухара жырау, исходящее из уст мудрого человека и обращенное к хану Абылаю, выполняет и функцию ораторского слова.

Одним из выдающихся образцов художественного слова, оставшихся в истории казахского устного народного творчества, является размышление батыра, жырау «МАХАМБЕТА ЖАНГИР-ХАНУ». Песни Махамбета можно сравнить с яркой молнией в небе, с алмазным мечом, который рассекает шею, если им взмахнуть. Тогда он сказал правителю Букейской Орды Жангир-хану:

«Ты не хан, ты волк,
Ты злобный, всепожирающий.
Придут твои друзья, будут смеяться,
Пусть враги ударят тебя в спину!
Ты не хан, ты смута,
Ты черный, пестрый змей.
Ты не хан, ты коварный,
Ты скорпион с раздвоенным хвостом!», — сказал он. Если бы не Махамбет, в те времена никто другой не смог бы так оскорбить Жангир-хана. Слово размышления — это сгусток огня! В этом и заключается художественность песен Махамбета, ценность художественного слова. Все песни-размышления Махамбета — это высокое проявление пламенного, зажигательного художественного слова. Также они полны пафоса, призывающего к чести, государственности, поднимающего дух, и в этом их качество ораторского слова.

Однако, в произведениях казахских жырау XVIII-XIX веков не было политического смысла. Произведения того времени, такие как песни, размышления, терме, возникали из противоречий между ханами и народом.

Взгляд, художественное слово и ораторское слово в форме борьбы против колониального гнета Российской империи появились в начале XX века.

В 1867-1868 годах Российская империя провела административные реформы на казахской земле, были образованы Тургайская, Семипалатинская, Семиреченская, Сырдарьинская области, Туркестанские области, которыми управляли Степные военные губернаторы. В этих губернских администрациях были созданы суды. На казахской земле установились строгие порядки колониальной державы, и Россия начала массово переселять и размещать русских крестьян и казаков на самых плодородных, зеленых, живописных землях казахов. Многие казахи лишились пастбищ и были вытеснены во внутренние, сухие, солончаковые земли. В судах царила несправедливость. Число сосланных казахов начало расти.

Образованные казахские интеллигенты начала XX века заметили и увидели это. Начали появляться образованные казахи, имеющие взгляды против колониального гнета. Они начали искать пути борьбы против хищнических, несправедливых действий Российской империи на казахской земле. Знаменитая «Каркаралинская петиция» 1905 года была первой попыткой сопротивления и требования законных прав от просвещенной интеллигенции Алаш после жестокого гнета Российской империи, впившегося в спину казахов.

Каркаралинская петиция, как говорилось ранее, была написана не только на имя губернатора, но и на имя царя, министра внутренних дел России. Именно поэтому это письмо вызвало большой переполох. По сообщению начальника Семипалатинской полиции Осовского, «Письма писал Жакып Акбаев». Ж. Акбаев был юристом с высшим образованием, одним из лидеров первого «Алашского движения».

Ж. Акбаев, А. Байтурсынов, А. Букейханов, М. Дулатов были привлечены к уголовной ответственности по делу, возбужденному губернатором в связи с этой «Каркаралинской петицией», и в свое время были заключены в тюрьму.

Текст «Каркаралинской петиции» написан прозой. Конечно, проза — это не художественное слово, но это было ораторское слово знающего, образованного человека, который защищал народ, нацию. Если бы это не было ораторским словом, разве оно так сильно обеспокоило бы царскую администрацию, державшую в своих руках Среднюю Азию и казахские земли, не говоря уже о народах, населяющих окрестности гор Кап?

Поэтому «Каркаралинскую петицию», написанную словом, как первый политический шаг Алашского движения, можно отнести к категории ораторского слова.

Ахмет Байтурсынов и М. Дулатов после этой первой политической борьбы поняли, что без просвещения народа, пробуждения его сознания, трудно добиться результата в борьбе против колониализма. «Сорок басен» А. Байтурсынова, опубликованные в 1909 году, и книга М. Дулатова «Проснись, казах» были первыми шагами к просвещению сознания казахов, к пробуждению их от «сна». Эти книги были изданы своевременно, быстро и широко распространились среди народа, став большим подспорьем для общественного обновления.

В то время знаменитое стихотворение Маржакпа Дулатова:

«Открой глаза. Проснись, казах, подними голову,
Не проживай напрасно молодость в темноте.
Земля ушла, религия ослабла, жизнь стала грешной,
Казах, теперь лежать недопустимо» —

приняли за обычай декламировать в каждом ауле. Бесспорно, это стихотворение М. Дулатова является великим образцом художественного слова. Поскольку это стихотворение было обращено к народу, оно выполняло роль ораторского слова.

Эти произведения А. Байтурсынова и М. Дулатова стали началом совместного выступления образованной интеллигенции народа и простого народа. Вот где можно говорить о силе художественного слова и ораторского слова.

После этих лет «Алифбе» и «Учебники», созданные А. Байтурсыновым, вывели просвещение народа на новый уровень.

Теперь начали появляться просветители-ораторы, поднявшие знамя государственности. Народ познакомился с журналом «Айкап».

Газета «Казах», в год национального ораторского слова, с первого дня своего выхода показала новые высокие тенденции ораторского слова.

В то время самой распространенной, самой народной газетой была именно газета «Казах». В те времена процесс выпуска газеты был очень сложным и трудным. Письма, поступающие в редакцию, редактировались и отправлялись в типографию, где их набирали из отдельных литых букв и размещали на страницах газеты… Редактирование статей, написание статей для газеты, написание передовых статей всегда лежало на плечах А. Байтурсынова и М. Дулатова. За пять лет своего существования газета «Казах» опубликовала сотни острых статей уровня ораторского слова в целях защиты интересов и прав народа. За это А. Байтурсынов был заключен в тюрьму.

К ораторскому слову в газете «Казах» того времени внесли свой вклад деятели Алаш, в том числе Алихан Бокейханов, все они поднимали голос нации.

В газете «Казах» не осталось ни одной темы или проблемы, касающейся казахов, которая не была бы затронута. Земельный вопрос, вопрос о разделе земли между казахами, вопрос просвещения, образования и открытия школ, вопрос совершенствования законов в судах — все было написано и доведено до сведения местного и верховного правительства.

Ахмет Байтурсынов, как главный редактор газеты, написал сотни передовых статей и статей, поднимающих важные вопросы.

Сами по себе передовые статьи и статьи, поднимающие важные вопросы, являются ораторским словом, затрагивающим актуальные проблемы страны.

«Кризис», «Мой родной язык», «Не уступая, не сдаваясь», «О Емиле», «Обида казаха», «Посев зерна», «О крестьянском деле», «О болезни», «О собраниях», «О соревновании в знаниях», «Об обучении» и другие ораторские статьи Ахана в газете «Казах» проясняли нерешенные вопросы среди народа. Именно эти ораторские слова, защищавшие народ, повысили авторитет газеты «Казах» среди народа, который не мог донести (свои проблемы) до других.

Газета «Казах» активно работала и во время революции того года, объясняя народу значение происходящих событий. Именно газета «Казах» призывала казахов к организации, объединению и созданию государства. Именно газета «Казах» призвала к созданию партии «Алаш» и созданию независимого государства. Газета «Казах» отчиталась о первом Всеказахском съезде 1917 года и опубликовала программу партии «Алаш» осенью того же года, в ноябре.

А. Байтурсынов в своем труде «Знаток литературы» дал определение жанру передовых статей газеты как «ораторское слово». Именно казахское художественное слово и ораторское слово внесли огромный вклад, подобный бушующему шторму, в Алашское движение начала XX века, общенародное движение и, в конечном итоге, в формирование Казахского государства.

Жумат АНЕСУЛЫ,
писатель, историк

Previous Post

Казахстан занял 52-е место среди крупнейших стран-экспортеров — Женис Касымбек

Next Post

В Казахстане проведено социальное исследование по вопросам прав потребителей

Next Post

В Казахстане проведено социальное исследование по вопросам прав потребителей

Свежие записи

  • Певец Торегали Тореали может вернуться испольнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.