В Казахстане проведено социальное исследование по вопросам прав потребителей, сообщает «Ұлт ақпарат».
По заказу Комитета по регулированию естественных монополий, защите прав потребителей и развитию конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан (далее – Комитет) проведено социальное исследование с целью изучения состояния сферы защиты прав потребителей.
В опросе приняли участие 2500 респондентов из 14 областей Казахстана, городов Астана и Алматы.
Результаты исследования показали, что в целом по Казахстану основные нарушения прав потребителей были в сфере услуг – 73%. Такая ситуация чаще всего наблюдается в Мангистауской и Северо-Казахстанской областях – 85%. А наименьшее количество зафиксировано в городе Астана – 70%.
Кроме того, некачественные товары чаще встречаются не в промышленных, а в торговых товарах – 78%. Случаи потребления некачественных товаров по Казахстану чаще всего наблюдаются в Северо-Казахстанской и Мангистауской областях – 84%, наименьшее количество – в Жамбылской области – 67%.
Частые нарушения прав потребителей включают несоответствие цены и суммы в чеке – 34%, навязывание покупателям дополнительных товаров – 29%, грубость персонала – 25% и несоответствие качества товара или услуги заявленному уровню – 24%.
Результаты исследования показали, что в целом в Казахстане сферы, где чаще всего нарушаются права потребителей: розничная торговля – 14%, общественное питание – 12%, а на общественный транспорт, ЖКХ и рыночную торговлю приходится по 9%.
Среди регионов права потребителей чаще нарушались в Атырауской области – 33% и Акмолинской области – 31%.
В целом, при оценке уровня эффективности государственного регулирования в сфере защиты прав потребителей 58% респондентов отметили рост доверия к государству.
Следует отметить, что потребители перед покупкой проверяют только срок годности товаров, уделяя мало внимания наличию в приобретаемом товаре потенциально вредных примесей, а большинство людей не читают размещенную в местах продаж информацию о защите прав потребителей. Из этого следуют выводы о среднем уровне удовлетворенности качеством предоставляемых услуг, неудовлетворенности действиями продавцов товаров и поставщиков услуг, слабости государственных мер, применяемых для защиты прав потребителей, низком уровне информированности потребителей о законодательстве в сфере защиты прав потребителей и отсутствии у них желания защищать свои права в суде.
Большинство опрошенных не защищали свои права и никуда не обращались при нарушении их потребительских прав. Намерение защищать свои права в суде зависит от стоимости товара, если она значительна, то большинство участников опроса готовы обращаться в суд, в противном случае они этим не занимаются.
Результаты социального исследования наглядно показали правильность проводимой политики и выбранного направления в сфере защиты прав потребителей.