При поддержке управления туризма Алматинской области в рамках программы «Рухани жаңғыру» стартовала краеведческая экспедиция «Семь чудес Жетысу». Трехдневная экспедиция охватила исторически значимые природные памятники и музеи в Енбекшиказахском, Кербулакском, Панфиловском, Уйгурском районах, а также в городах Талдыкорган и Капшагай.
Студенты Жетысуского государственного университета имени И. Жансугурова, отправившиеся в путешествие, были вне себя от радости. После выхода статьи Главы государства появилось много возможностей для посещения святых мест страны для лучших студентов. Молодежь, глядя в окна автобуса, восхищалась красотой бескрайних просторов, воспетой Асан-Кайгы. Они жаждали как можно скорее добраться до семи чудес.
Наконец, после долгой дороги мы ступили на Айгайкум. В момент, когда мы прислушивались к звукам холмов, стоящих вплотную друг к другу, усталость как рукой сняло. Голос песни-песка доносится издалека. Дети, почувствовав чужую мелодию, рожденную от ветра, были в недоумении. Старик, встреченный нами на месте, рассказал легенду о всемирно известном Айгайкуме. По словам старца, эхо в хребтах – это стон человека, полного злых намерений и черных мыслей, погребенного под песком и терзаемого болью. А иногда это похоже на крик заколдованной красавицы. Оба варианта имеют свои ритуалы. Подняться на вершину песчаной горы – непростое дело. Такие мелодичные песчаные холмы существуют в шести странах мира. Тем не менее, туристы стекаются, чтобы полюбоваться Айгайкумом. Вместе с ними мы разошлись, поделившись своими мечтами.
Оставив позади Айгайкум, мы прибыли в удивительный некрополь Бесшатыр, расположенный в нижнем течении ущелья Шылбыр. Как следует из названия, Бесшатыр состоит из пяти курганов. Это определение, данное большинством. На самом деле, это название появилось в последнее время, относясь к одному из курганов в центре некрополя. На самом деле, курганов в ущелье Шылбыр гораздо больше. Различить артефакты невозможно. Стоит особо отметить труд археологов. Духовные сокровища, найденные в результате больших поисков, словно свидетельствуют о том, откуда произошли казахи и как они жили. А мы восприняли это как наследие, оставленное нашими предками саками.
Не успели мы рассказать о впечатлениях от перевала Алтынемел, как перед нами предстало живописное ущелье Чарын. Ах, какие глубокие долины, не знающие страха высоты, подобно духу наших батыров-предков! Извилины ущелий сразу же завораживают. Места обитания редких растений с 2004 года находятся под охраной государства. Каждый, кто приходит посмотреть, не может войти без специального разрешения. Американцы сами восхищаются ущельем Чарын, которое весь мир считает «младшим братом» Большого каньона Колорадо. Некоторые даже не хотят уезжать. Памятники, состоящие из горных пород, похожи на кувшины и людей, словно созданные вручную. Овраги, промытые дождями и окрашенные в розовый цвет на протяжении веков, имеют различную форму. Огромные скалы, лежащие в безмолвии, поражают своим величием. Местное население, в зависимости от формы, называет крупные и мелкие скалы «ущельем людоедки» и «долиной крепостей». Стоит отметить, что ущелье Чарын считается жемчужиной природы Казахстана. Такова его оценка народом.
На следующий день, переступив порог Государственного историко-культурного заповедника-музея «Есик», мы ощутили себя в V веке. Изделия, сохранившиеся от саков и гуннов, пробудили у студентов интерес к археологии. Внутри – кладезь древностей. Мы своими глазами увидели «Золотого человека», которым восхищается весь мир. Стоит отметить, что в музее имеются 4 экспозиционных зала: «История и культура саков», «Золотой человек», «Археология Казахстана» и «Тайна Золотого человека», а также мемориальная комната археолога Бекмуханбета Нурмуханбетова, одного из первых открывателей «Золотого человека». Для нас самым удивительным стало культура древних сакских городов.
В ходе поездки, перенесясь из V века, мы оказались перед построенной в XIX веке Жаркентской мечетью. Это творение, рожденное мастерством архитектора Хон Пика. Этот искусный мастер, принесший китайские секреты в казахскую степь, был обезглавлен из-за этой мечети. Кто-то из нас знает об этом, кто-то нет. Сегодня она находится на балансе национального музея. Несмотря на прошедшее время, мемориальная мечеть, сохранившая свою целостность, окружена цепочкой из 52 колонн. Резьба по дереву на капителях украшена изящным орнаментом. При сборке колонн не было использовано ни одного гвоздя, ни одной скобы. Помимо интерьера, это само по себе говорит об уникальности мечети. Кроме того, посаженная перед ней черная акация словно считает возраст мечети. Ее ветви касаются земли. Ее яркий, разноцветный внешний вид виден издалека. Студенты наперебой говорили, что будут часто сюда приходить. Мы тоже не сомневались, что вернемся сюда снова.
В драгоценном городе Жаркент, наряду с древней мечетью, находится Аулиеагаш – свидетель семи веков. Приехав в город и не зайдя сюда, было бы невосполнимой упущенной возможностью. Огромное дерево с глубокими корнями едва обхватывают семь человек. Несмотря на пережитые невзгоды, оно сохранило свое место. Черные акации вокруг него стоят словно щит. Кстати, существует множество легенд и рассказов об Аулиеагаше. Удивительно, что рядом с деревом растут семь молодых деревьев, разветвляющихся от одного корня. Народ называет их «Семь братьев». Мы все попробовали целебную воду, капающую с стволов этих братьев.
Мы приближаемся к последней остановке. Экспедиция остановилась у древнего города, построенного на берегу реки Иле. Небольшой специально построенный городок – это как сливки казахского гостеприимного духа. Его ворота всегда открыты. Это копия города, построенного для эффективной обороны во времена войн. Внутри собраны предметы, ставшие основой обычаев и традиций древних казахов. Сейчас в окрестностях снимается исторический фильм «Қазақ Елі». Студенты ознакомились с оружием, хранящимся во дворце, и изучили военные тактики.
На этом завершилось трехдневное путешествие. Студенты поняли ценность духовных ценностей и необходимость относиться к ним с уважением. Программа Главы государства «Рухани жаңғыру» приносит огромную пользу молодежи. Духовный караван – одно из ее свидетельств. А Жетысу – это духовный край. Почему? Потому что плодородие и ценность земли, по которой ступали великие предки, стали источником вдохновения для поэтов и основой культуры.
Мухтар КУМИСБЕК