Статья Елбасы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» является документом, стимулирующим сознание. В этой статье Елбасы Н. Назарбаев подчеркнул: «Чтобы достичь цели, наше сознание должно опережать наши действия, то есть опережать их в модернизации». Поэтому я считаю, что программа модернизации общественного сознания Елбасы возродит богатые ценностные традиции наших предков и углубит духовное богатство нашего народа.
В целом, хотя национальные ценности существуют у всех народов мира, нельзя сказать, что они развивались одинаково. Ведь уровень развития каждого этноса, его природные особенности различны. У одного этноса сохранилось много исторических ценностей, у другого – нет. Для того чтобы глубоко укоренить это в сознании народа и постоянно возрождать, необходимо проводить непрерывные широкомасштабные научные исследования. С этой точки зрения статья Елбасы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» имеет историческое значение. Великого русского ученого М. Ломоносова спросили: «Почему вы уделяете больше внимания истории?» На этот вопрос он ответил: «Ни одна другая наука не может выполнить ту роль, которую играет история в формировании национального самосознания». Следовательно, мы должны глубже усвоить исторические ценности через их возрождение в нашей национальной памяти. В этом отношении статья Елбасы, имеющая историческое значение для нации, является сейчас большой движущей силой.
Стоит отметить, что подлинная история тюркских этносов, в том числе казахского народа, еще не написана. Поэтому необходимо начать модернизацию общественного сознания с написания нашей собственной истории. Великий ученый Лев Гумилев, посвятивший свою сознательную жизнь исследованию истории тюркских народов, писал: «Значение древних тюрков в истории человечества огромно, но история этого народа до сих пор не написана. Она излагалась поверхностно, бегло, что позволяло обходить трудности, связанные с источниковедением, ономастикой, этнонимикой, топонимикой. Археологические работы, проводимые в настоящее время в Южной Сибири, Монголии и Средней Азии, опровергают это мнение с каждым годом». Пришло время реализовать мечту Л. Гумилева. Большинство тюркских этносов мира стали суверенными государствами, уделяют внимание своей истории древнего, средневекового и нового периодов и стремятся к ее комплексному обновлению в условиях суверенитета. Для решения этой великой проблемы уже собрано достаточно исторических данных и артефактов. В частности, такие отрасли истории, как археология и этнология, накопили богатый фонд новых данных.
Основной ареал расселения тюрок – Центральная Азия. Тюрки сделали эту огромную территорию своей родиной, заложили основу материальной и духовной цивилизации первых людей, непрерывно развивали ее и распространяли среди своих ближних и дальних соседей. Это наглядно подтверждают артефакты, найденные и до сих пор находящиеся в Южной Сибири, Монголии и Центральной Азии.
Важно отметить, что для духовной модернизации и исторического написания казахской истории нам необходимо избавиться от термина «кочевничество». Если считать, что археологические исследования в Центральной Азии начались в XX веке, то за этот более чем столетний период археологи открыли и исследовали ценные памятники различных исторических периодов в этом географическом регионе, привнеся в историческую науку ранее неизвестные открытия. Поэтому пришло время, опираясь на эти собранные богатые артефакты, заново написать и возродить ненаписанную историю тюркского мира. В этом отношении в настоящее время имеется достаточно письменных, археологических, этнологических данных. Даже при Советской власти, несмотря на некоторые недостатки, была заложена основа истории казахского народа. Были собраны огромные объемы данных. Они хранятся сейчас в архивах, библиотеках. Более того, после обретения независимости по инициативе Президента была объявлена программа «Мәдени мұра» (Культурное наследие), которая успешно реализуется до сих пор. Были собраны многочисленные письменные и артефакты, этнологические данные. В программе «Мәдени мұра» Елбасы отметил: «Работа по восстановлению исторических памятников требует особой тщательности. Это не строительная, а научная работа. Поэтому мероприятия по реставрации памятников должны осуществляться с участием талантливых специалистов, с использованием международного опыта. Точно так же к раскопкам требуется особая ответственность. Какова будет их судьба после завершения работ? Стоит подумать и об этом». Поэтому необходимо систематически и непрерывно реализовывать проекты, упомянутые в программе Елбасы «Мәдени мұра» и статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Следовательно, опираясь на данные, собранные в рамках программы «Мәдени мұра», мы должны написать подлинную «Историю Казахстана». Мы еще не приступили к реализации этой актуальной проблемы. Если мы напишем подлинную «Историю Казахстана», то, безусловно, расстанемся с концепцией кочевничества. Я говорю это не просто так. Западноевропейские ученые намеренно сформировали представление о кочевничестве. Именно так они внесли в мировую историю определение «тюркские этносы, населявшие Центральную Азию, были кочевниками». Однако в последнее время найденные богатые письменные, археологические, этнологические и другие данные доказали, что этносы, населявшие Центральную Азию, издревле были оседлыми. Один только пример: в истории бывших узбеков существовало подразделение «кочевые узбеки». Сейчас историки Узбекистана исключают такой раздел и пишут, доказывая, что «узбекский народ издревле был оседлым». Большинство тюркоязычных ученых также признали, что такая концепция «кочевых тюрок» далека от науки. Только некоторые казахские ученые до сих пор не могут отказаться от концепции «кочевничества».
В труде известного ученого-археолога Карла Байпакова «Древняя и средневековая урбанизация Казахстана» систематизированы археологические данные, памятники каждого исторического периода расставлены по своим местам, и с помощью артефактов доказано, что урбанизация на территории Казахстана началась в позднем палеолите, в неолите (каменном веке). Процесс урбанизации, начавшийся в то время, развивался эволюционным путем в последующие исторические периоды, появились крупные и мелкие постоянные поселения, города, крепости, крупные производственные и торговые центры. Такие археологические, архитектурные памятники сохранились во многих местах Центральной Азии, в том числе в Казахстане. В этом труде они разделены по соответствующим эпохам: Аркони, Бегазы-Дандыбай, Бугылы, Тегискен (Туйскен – У.Ш.), Ширик-Рабат, Бабишмола, Кокмардан, Култобе, Шардара, Жетыасар, Суяб, Навкент, Тараз, Испиджаб, Аспара, Мерке, Кулан, Баласагун, Алматы, Жаркент и другие. Если верить приведенным выше данным, то тюркоязычные этносы, населявшие Центральную Азию, в том числе казахи, издревле жили в оседлой системе, заложили основу первой цивилизации в истории человечества и распространили ее среди своих ближних и дальних соседей. Они начали процесс урбанизации, начиная с античного периода, строили постоянные поселения, города, производственные объекты, торговые центры. Это подтверждают слова одного из античных мудрецов Страбона: «К северу от Бактрии расположены тысячи городов», а М. Кашкари писал, что тюрки издревле строили города и давали им названия, а Ж. Баласагуни в своем труде «Кутты билик» писал:
Было много городов,
и народ,
Время похоронило всех в могилу.
Было много наших аулов, племен,
Теперь попробуйте найти их следы…
Существуют и другие данные, ставшие доказательством для общественности и науки, свидетельствующие о том, что жители Центральной Азии издревле жили оседло, заложили основу цивилизации и распространили ее на Запад. В связи с этим один из известных тюркологов Мурад Аджи в своем труде «Азиатская Европа» писал: «В IV веке наш народ (тюрки – У.Ш.) смело перелистнул страницу европейской истории – он освободил народы от римского рабства, дал им свободу… Наши предки – и никто другой! – открыли язычникам – европейцам их нынешние религиозные символы, от тюрков-кипчаков европейцы впервые услышали о Боге Небесном, узнали свои теперешние молитвы. Эти тюрки научили Европу новым металлургическим технологиям: плавить железо, мастерить изделия из него. Глядя на них, пришельцев с Алтая, европейские мужчины отказались от юбок и стали носить штаны…»
Конечно, европейские ученые не хотят признавать написанное известным мудрецом. Но это – правда. Аттила, бывший царем гуннов в IV веке, освободил Европу от римского рабства. Никто не может отрицать, что он поставил их на путь развития. Поэтому и до сих пор сознательные европейцы возносят Аттилу.
В Европе трудно найти города с тысячелетней историей, тем более с более долгой жизнью, величественные памятники. В Центральной Азии достаточно древних городов с историей 2000-2500 лет. Среди них Самарканд, Бухара, Ташкент, Испиджаб (Сайрам), Тараз, Баласагун, Алматы, Жаркент, Кашгар и другие. Если взглянуть на другие доказательства и научные выводы ученых, мы увидим, что жители Центральной Азии и Сибири издревле жили оседло и вели комплексный образ жизни. Поэтому на основе урбанизации, начавшейся с древних времен, постоянные поселения и города впервые возникли в Центральной Азии. Следовательно, никто не может отрицать, что тюркоязычные этносы заложили основу цивилизации.
В заключение, известно из истории, что предки, населявшие страну Великой степи, в древние времена освоили науку и образование, строили величественные города и возводили грандиозные сооружения. Опираясь именно на эту истину, называть казахский народ, не отходивший далеко от своей земли, «кочевниками» совершенно не соответствует действительности.
Уахит ШАЛЕКЕНОВ,
доктор исторических наук, профессор, почетный академик НАН РК
Газета «Айқын»