В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана говорится: «Стратегия «Казахстан-2050» – путь модернизации, охватывающий все сферы и обеспечивающий устойчивый рост». Отмечается, что это большой экзамен, на котором проверяются наша государственность и единство, мужество и труд, и в ходе которого мы закаляемся.
В нем говорится: «Развитая страна в XXI веке – это активные, образованные и здоровые граждане». Все развитые страны имеют качественную, единую систему образования. Подчеркивается важность предоставления современных программ и методик обучения, квалифицированных специалистов для улучшения качества всех звеньев национального образования. В средней общеобразовательной школе системы образования «следует достичь уровня обучения в Назарбаев Интеллектуальных школах, в результате обучения ученики должны овладеть навыками конструктивного мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации».
Кроме того, в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» вносятся актуальные вопросы, такие как «развитие интеллекта каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями, развитие одаренности, таланта, способностей личности». Ведь для развития науки, техники и производства на мировом уровне нашей стране нужны квалифицированные специалисты с высоким уровнем подготовки, творчески работающие.
В настоящее время в большинстве цивилизованных стран принцип дифференцированного обучения развивается дальше, чтобы удовлетворить способности детей на высоком уровне. Он находится на высоком уровне в системах образования таких стран, как Франция, Америка, Германия, Англия, Япония и др. Современный этап развития нашего общества ставит перед системой школьного образования задачу технологизации процесса обучения. В связи с такими естественными потребностями разрабатываются и внедряются в школьную практику различные технологии обучения. Например, можно отметить технологии академика В.И. Монахова, метод коллективного обучения В.К. Дьяченко, модульную технологию обучения М.М. Жанпейсовой и технологии Ж.А. Караева, направленные на информатизацию системы образования, а также на глубокую индивидуализацию всего учебно-воспитательного процесса учащихся, пробуждение чувства самостоятельного поиска, открытие путей к одаренности и таланту. Следовательно, учитель должен уметь применять методы и приемы передовых технологий с высоким уровнем педагогического поиска.
Учащиеся достигают функциональной грамотности, быстро адаптируясь к определенной культурной среде с полученными знаниями. Связь каждого урока с реальной жизнью влияет на функциональную грамотность учащихся и их правильный выбор будущей профессии.
Как сказал один из наших пяти столпов Ж. Аймауытов: «Преподавание – это не просто мастерство, это искусство постоянного поиска нового», учитель всегда должен проводить уроки интересно и разнообразно. Тогда у учащихся повысится интерес к предмету, и они будут стремиться к самостоятельному поиску. Создание такого самостоятельного поиска учащихся в последнее время находится под пристальным вниманием и претерпело большие изменения.
Реализуя реформу в отечественной системе образования, мы должны были обеспечить ее развитие в следующем направлении:
от унитарности и целостности – к открытости и разнообразию;
от хаотичности – к личностно-ориентированному подходу;
от одностороннего образования, не исчерпывающегося только передачей и воспроизведением знаний, к деятельностному и поликультурному подходу, ориентированному на многогранную интеллектуальную, художественную, духовную, практическую деятельность человека;
от схоластического, псевдоакадемического, отсутствия результатов (где большая часть содержания образования выходит за рамки возможностей и интересов учащихся) – к стремлению к жизни и эффективности;
от репродуктивности и адаптивности – к результативности и развитию, формирующему способность не только «приспосабливаться» к динамичным изменениям в современном обществе и личности, но и осуществлять эти изменения, продвигать их вперед.
Однако их реализация оказалась сложной. Поэтому, переходя с 11-летнего на 12-летнее школьное образование, прежде всего, была поставлена задача решения этих проблем, то есть изменения принципа организации обучения и превращения роли учащегося в нем из пассивного «получателя» знаний, умений, навыков в активного субъекта познавательного процесса.
Разве мы не убедились в том, что нужно воспитывать воспитанных, сердечных людей, а не просто образованных, что нужно давать знания, идущие к сердцу ребенка? «Сердце – это путеводная звезда воспитания человека», – говорит наш предок Абай. Если мы будем следовать только выгоде, не думая об истине, сердце забудется.
Ориентация ребенка на личность – это наполнение сердца любовью.
С самого детства среда, в которой воспитывается ребенок, должна быть наполнена теплом и любовью. «Все, что выходит из рук Творца, прекрасно, а что из рук человека – портится» (Ж. Руссо). Следовательно, среда, друзья, учителя воспитывают и развивают активную личность.
Наша задача – найти уникальные качества ребенка, помочь ему развить их, заметив его недостатки.
«Математизация образования» (Н. Назарбаев), то есть обучение ребенка системному мышлению. Ребенок должен ставить перед собой достойные цели, знать пути решения проблем и правильно использовать возможности для достижения этих целей. Поэтому исследование компетентности, учитывающей способность принимать правильные решения и действовать в различных ситуациях, как качественного критерия системы образования, ориентированной на результат, является требованием сегодняшнего дня.
Человечество само перешло на новое качество. Возникла потребность изменить стиль общения. У каждого ребенка есть свои особенности. Есть те, кто мыслит визуально (визуалы), кто собирает информацию на слух (аудиалы). Кроме того, есть еще одна группа детей, называемая кинестетиками. Они любят все трогать руками, наблюдать, перемещать, делать сами.
А чаще всего мы требуем от детей сидеть неподвижно. В такой ситуации кинестетики ничего толком не понимают. Затем они теряют способность к обучению.
Наш Елбасы Н.А. Назарбаев подчеркнул особую важность места учителя в жизни общества и выполняемых ими задач: «Учителя – это самая образованная, самая патриотичная, самая сознательная часть общества… Те, кто будет трудиться и жить в будущем, – это сегодняшние школьники, и Казахстан будет на том уровне, на котором их воспитает учитель. Поэтому задача, возложенная на учителя, очень тяжела». Следовательно, в образовании к учителю, как к специалисту, обладающему глубокими знаниями и опытом, предъявляются самые высокие требования.
Высокий статус нашей страны напрямую связан с активностью и деловитостью членов общества, будущих хозяев страны – молодого поколения.
Сегодня существует множество ресурсов и методических рекомендаций, которыми руководствуются учителя. Давайте постараемся ответить на такие вопросы, как «Как использовать эти методы и приемы и как добиться их результативности?»
Платон однажды сказал: «Если понимать обучение как перенос знаний из одной головы в другую, то человека ничему нельзя научить».
Поэтому внедрение современных методов, несомненно, окажет большое влияние на повышение творческого потенциала учителя.
С развитием творчества учителя повышается качество учебного процесса, меняется стиль отношений между учеником и учителем, выходя на новый уровень.
Внедрение новых подходов в образовательный процесс – это процесс, направленный на изменение нашего мировоззрения.
Мировая система образования также направлена на формирование личности. Этот принцип всесторонне описан в Законе Республики Казахстан «Об образовании»: «Главная задача системы образования – создание необходимых условий для получения образования, направленного на формирование личности и профессиональное становление на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики, внедрение новых технологий обучения, информатизация образования, выход на международные глобальные коммуникационные сети».
Раньше на первом месте стояли «мозг», «голова», «разум», «интеллект» личности, а сегодня при оценке человека мы в первую очередь учитываем его внутренний мир, духовное состояние, нравственные качества. Духовный принцип Абая «Стань человеком» сегодня стал главным принципом системы получения образования.
При рассмотрении путей качественной реализации реформ образования, если взять, например, Японию среди стран мира, то выяснилось, что качество образования наших детей значительно ниже качества образования в Японии. Они изучают значительно меньше предметов, чем наши ученики. В Японии предметы, формирующие эмоциональный облик личности, составляют 70%. Духовно-нравственному воспитанию личности уделяется значительно больше времени.
Ш. Амонашвили дает учителям следующие советы по установлению духовно-нравственной связи и достижению сотрудничества в отношениях между учителем и личностью: «Умение находить общий язык с ребенком в педагогическом процессе, то есть позволять ребенку высказывать свои мысли, вкусы, желания, требует большого мастерства от воспитателя.
Когда в этих отношениях достигается сотрудничество с движением души ребенка, ребенок раскрывает свой природный дар, а учитель получает возможность увидеть плоды своего творческого вдохновения.
Другими словами, творчество ребенка сливается с творчеством учителя. В такой ситуации возникает целостность между учителем и учеником», – рассуждает он о том, когда устанавливается духовно-нравственная связь.
Для учителя результатом является не только то, что ученик образован, но и то, что он получает образование самостоятельно и применяет полученные знания по назначению. Сегодняшний ребенок – завтрашний новый мир. На основе социального фактора, влияющего на развитие ученика, должны сотрудничать ученик, учитель, родители, учителя других предметов.
Учителя – это те, кто обучает новым технологиям, соответствующим требованиям времени, и дает направление. Учащиеся должны адаптироваться к новой жизни, новому обучению, новым отношениям. Не следует забывать, что вхождение в число конкурентоспособных развитых стран с этим процессом возлагает огромные задачи на педагогическую общественность.
Ы. Алтынсарин сказал: «Профессия учителя – это гуманитарное знание, умение заглянуть в сложный и интересный, полный загадок духовный мир человека. Педагогическое мастерство и педагогическое искусство – это умение постичь мудрость сердцем».
Отарбаева Гульнара Сериккызы