Одна минута похожа на жизнь одного человека…
Абай
Поэзия жизнеспособна, ее опора – сознательный народ. Каждый, кто высказывает свое мнение о поэзии, пусть даже не совсем уместное, является сочувствующим. Мы не утверждаем, что поэты нашего времени мыслят одинаково, как спички из коробка. Закон природы – их внутреннее чутье, их понимание различны. Есть и те, кто хочет «загнать в угол» с помощью советских тенденций, устаревших методов. Следует избегать заблуждения, что мысли, собранные на старой колее, не утратят своей формы даже в нынешнюю эпоху пуль. Потому что невозможно легко добраться до внутреннего мира нынешних людей. Мы находимся на пути к иному пониманию, к созданию собственных образцов, к поиску даже иного звучания. Какова пыль времени, с какой стороны она к нам прилипнет – неизвестно. Время меняет свой облик, «становится все более современным». Мы находимся на грани глухоты. Глаза тоже мутные, и сердце не радуется. Неужели мы не видим и не узнаем конкретный путь, не можем воплотиться в неповторимый вечный образ? Недослышанные, недовиденные образы – мы упускаем их из рук в мгновение ока, в мире-мираже. Недостаточная грамотность мешает уточнить как прошлое, так и будущее. Достаточно вспомнить Мурата Монкеулы (род. 1843): «Ойыл, Киыл, Жем, Сагыз, Кайран, Саланың жатқан аңғары-ай-ын…» – и перед нами ясно предстает величественный облик старого казаха. Эти неизгладимые отпечатки в духовном сознании связывают нас с последующими поколениями. Важно, чтобы мы стремились познать поэзию мирового масштаба, которая нас обогащает, но наш духовный подъем еще отстает. Нам, идущим к убогости, а не к совершенству, совершенно не хватает ясности видеть развилку. Перед нами – невиданные ранее великие перемены и явственно просматривается контур некоего чудесного образа. Если смотреть с этой стороны, то в сознательной поэзии могут появиться подвижки. Это, конечно, ослячьи надежды.
Нынешняя эпоха – это порождение сознательного общества. Следовательно, должны родиться новые истинные идеи, необходимые мировой духовности. Желанны – для немного сознательного народа – голоса, приятные, как младенческий плач, звучащие из сердец новаторских поэтов. Конечно, новинки цивилизации не могут появиться из одного зернышка. Структура стихотворения теперь сплетается из самых незначительных современных действий, из самых простых случайностей. Но мы почувствовали, что из слабого, неуклюжего, бездарного сознания не может родиться достойный поэтический продукт.
Похоже, что новые идеи сплетаются и развиваются из глубочайших глубин человечности, из гражданской справедливой истины. Не приходится верить, что внутренние противоречия, «войны» дадут благотворный результат, который будет ясно виден в узорах современных стихов. Как следы инея на окне, такие же тонкие, таинственные узоры – встречаются только в поэзии. Только если мы сможем избавиться от обманчивых явлений в стихах, мы сможем выйти на путь современной поэзии. Мы не должны бояться ступить к силе, укоренившейся в божественной мощи сознания из-за крайней скудости, к разумности, пробуждающейся от жалкого, безмолвного существования, к великому содержанию, состоящему из составных частей, а не из пустых слов.
В поэзии были моменты, выходящие за рамки критической истины. Недостаточно просто мелькать на краю, чтобы насладиться вкусом однобокой духовной жизни нашей эпохи. Тех, кто считает себя закладывающим фундамент современной поэзии, недостаточно видеть лишь как один из осколков этого фундамента. Великая цель поэзии осуществляется через счастье поэтов, не желающих мириться с духовным угнетением, с господством бездумной толпы. Поиск себя среди бесчисленных слоев – это идеал поэзии.
Похоже, что жизнь современной поэзии будет идти правильно только благодаря внутренним страданиям и бесстрашным порывам. Неуместно измерять арифметическими догадками пределы, которых может достичь национальная поэзия в мировом масштабе. Мы говорим, что явления, «насыщенные» бескрайним содержанием, не могут быть измерены несистематическими мерками. Для этого не нужна даже логика.
Было много поэтов, чьи языки горели, как негасимый огонь, на мировом уровне. Искры от них разлетаются в бесконечное пространство. Непрерывная, таинственная и скрытая сила, продолжаясь через стихи этих поэтов, проникает в чистую душу человечества через кровеносные сосуды.
В этих стихах проявляется неповторимый внутренний язык. То есть, поэзия – это священное явление, философия – это образ жизни. Неудобство в системе мышления, противоречивые строгие приговоры во внутреннем строении не позволят могущественному духу, именуемому поэзией, сесть на правое плечо.
Новинки открывают лицевую сторону стиха, иное чувство – подчеркивает его облик. Затем неожиданная мелодия, неожиданные ритмы разделяют поэзию на разные виды. Часто те, кто пытается создать новое, воспринимаются как противники «традиции, равной во всех четырех сторонах». Именно эта однобокая традиционность веками приходила к подчинению великого наследия, передаваемого из поколения в поколение, строгому порядку. Мы видели, как замкнутость в сознании, трещины в обществе гасят фитиль света.
Самоуспокоенное удовлетворение собственными стихами стало непреднамеренным препятствием на пути к мировому масштабу. Стихи, написанные поэтами, чья жизнь не может измениться и которые измеряют новые содержания по своим меркам, лучше, чем не написанные. Типы сегодняшних стихов развиваются и растут в ином состоянии. Пришли мотивы новых течений, не желающих подчиняться одному руслу. Короче говоря, широта мышления и свободные формы вокруг стихов показали, что они не подчиняются жестким тенденциям, данным ХХ веком. Это не означает, что вся старая традиционность исчезнет полностью. Если на поле поэзии увеличится прекрасная конкуренция, откроется путь к свободной ориентации в нашей системе мышления. Из старых мелодий родятся новые великие произведения. Страх перед прошлым, бегство от поиска не смогут расширить поле современной поэзии. Самые удачные сравнения в поэзии находятся в земле любви. К сожалению, любовь – не «правитель» всего времени.
Существует множество великих ценностей, написанных и нарисованных на тему любви. Сама поэзия – это конкретное проявление или муза художественной жизни. Например, знаменитый испанский художник ХХ века Пабло Пикассо (1881-1973) построил свою музу на линии «вечной любви». Недавно на аукционе «Sotheby’s» в Нью-Йорке его картина 1932 года «Натюрморт с золотой лампой и цветами» была оценена в 41,5 миллиона долларов. Результатом «настоящей дикой животной любви», потрясшей душу Пикассо, стало начало с прекрасной Фернанды Оливье и завершение с Марсель Гумберт (Ева), Вальтер Мари-Терез, Дора Маар, Франсуаза Жило, Жаклин Рок. Пикассо, создавший 20 тысяч картин за век, до 91 года, умер в августе 1973 года. Его жена Мари-Терез Вальтер, прожившая с ним 50 лет, вспоминала о великом художнике: «…Пикассо сначала насиловал женщину, независимо от того, кто она, а затем начинал рисовать…».
Мари-Терез Вальтер, свидетельница этой странной, своенравной жизни великого художника, была найдена повешенной в 1975 году, а его последняя жена Жаклин Рок, которая была его моделью 160 раз на всех его картинах, покончила жизнь самоубийством в 1986 году.
А с другой стороны, известный немецкий поэт, философ, историк Иоганн Кристоф Фон Шиллер (Иога́нн Кри́стоф Фри́дрих фон Ши́ллер (нем. Johann Christoph Friedrich von Schiller; 10 ноября 1759, Марбах-на-Неккаре — 9 мая 1805, Веймар)
Имеет крупное произведение «Коварство и любовь» (1784). Возможно, его ценность невелика.
Поэтому писать о вечной любви – это настоящее поле битвы. Вспомните мучительную внутреннюю боль персонажа Вурма в произведении Шиллера: «…Ты свел меня с ума, я пойду с тобой в ад…». Точно так же богиня любви «обжигает» и поэта, и художника «адским огнем», но взамен поток ценностей продолжается вечно, как драгоценности Хафиза.
И.А. Бунин (Ива́н Алексе́евич Бу́нин (10 (22) октября 1870, Воронеж, Российская империя — 8 ноября 1953, Париж, Франция)
В своем чудесном произведении «Жизнь Арсеньева» (1927-1929, 1933) говорит: «…ошибочно сохранять любовь ради вечной битвы между мечтой и реальностью…» и «…в любом случае, особенно в момент влюбленности в женщину, нет другого выхода, кроме как подчиниться закономерности внутреннего мира, который любит только внутреннее истязание и истощение, испытывая чувство жалобной любви…». В последнем предложении произведения он заключает: «…после дней, прожитых без нее, я впервые увидел ее во сне…». Мы хотели упомянуть, как Бунин мастерски раскрывает художественными средствами противоречия «вечной битвы между мечтой и реальностью». Читая о страданиях отдельного человека в «Жизни Арсеньева», можно понять философский смысл узора времени – вчера, сегодня, завтра. Если сознательный читатель сможет точно оценить и проанализировать это произведение своим разумом, то не исключено, что оно покажет «картину» более ценную, чем «Натюрморт с золотой лампой и цветами» Пикассо.
Мы говорим, что в основе произведений И.А. Бунина лежат удивительные картины природы или чудеса, привлекающие своей таинственной красотой, выходящей за пределы сознания любого человека. Следы гармонии, видимые только в китайской поэзии эпохи Тан, отражаются в драгоценностях души Бунина. Это можно назвать следом гармонии, видимой только в космической поэзии. В любом случае, истоки драгоценностей мировой поэзии бьют из одного источника.
Беда поэзии – в заблуждении поэтов, которые «приукрашивают» и мелочность мелких деревенских событий. Попытка растянуть мелкое событие на огромное пространство – это то, что присуще всем поэтам эпохи человечества. Создание чудесных картин кочевой цивилизации прошлого совершенно отличается от воспевания облика современного свиноводческого завода, приносящего много денег. В середине шестидесятых годов, в СССР, было опубликовано замечательное эссе известного поэта Эдуардса Межейлайтиса (Эдуа́рдас Межела́йтис (Эдуардас Беньяминович Межелайтис, лит. Eduardas Mieželaitis; 3 октября 1919, деревня Карейвишкяй, ныне Пакруойского района — 6 июня 1997, Вильнюс), удостоенного премии имени Ленина. Он полностью перевернул современный облик советской поэзии. Его веские мысли того времени о недостатке метода, многословии и болтовне, слепоте, неспособной предвидеть даже немногое, несомненно, послужат уроком для сегодняшних «мелочей». «Кто не умеет писать хорошо, тот все отрицает» – это слова Э. Межейлайтиса. В любом случае, у тех, кто воспевал советскую эпоху, в заднице заноза. К сожалению, наши «ленинцы» до сих пор не смогли включить эту статью хотя бы один раз в учебники литературы. Конечно, я не спорю, что могут быть и другие ценности, более обоснованные, чем уроки Эдуардса Межейлайтиса. Советская поэзия не могла бы пылать огнем только потому, что ее «разжигал» Эдуардс Межейлайтис. На этом пока остановимся. Итак.
Наши читатели, сознательное общество, имеют право знакомиться с драгоценностями еврейской и русской, а также восточной китайской литературы. К сожалению, мы еще не достигли космической поэзии, которая, казалось бы, выгравирована на коре березы под воздействием других сил. Утратив свои качества и особенности, мы оглядываемся назад. Великая китайская литература и поэзия пережили последствия утраты своего пути.
По моему мнению, эта великая китайская поэзия процветала в эпоху Тан. Золотой век китайской поэзии – начинается с этого времени и, возможно, заканчивается им!? В эпоху Тан было достигнуто высшее развитие духовности. Одним из его признаков является поэт Ли Бай (701-762), хорошо известный нашим читателям. Стихи Ли Бая нужно воспринимать и усваивать в космическом масштабе (до предела нашего сознания – Р.С.). Стихи Ли Бая подобны живой (имеющей душу – Р.С.) поэзии. Образы могущественных картин, окрашенных тысячами оттенков природы, бесчисленны в стихах Ли Бая. Если вы можете читать и чувствовать всей душой волшебные формы цветка, полевого цветка, то попробуйте прочитать Ли Бая. Посмотрите на строки: «…След луны пролился перед моей кроватью…». Или эти стихи были переведены разными переводчиками из разных стран разными способами. Если они были переданы хорошо или не очень – неважно. Стихотворение – это живой организм. Близкое вашей памяти. Близкое вашей душе – не стоит так подробно разбирать все произведения. Могут встретиться и неудобные произведения. У известного латиноамериканского поэта Хорхе Луиса Борхеса (Хо́рхе Луи́с Бо́рхес (исп. Jorge Luis Borges; 24 августа 1899 года, Буэнос-Айрес — 14 июня 1986 года, Женева) есть небольшой рассказ «Эмблема». Он начинается со слов: «…Я странник…». Все описывает мгновенное проявление преходящей жизни, происходящей в рамках времени. Время, связывающее или разделяющее грань между королем и нищим, жизнью и смертью… Интересно – в сердце странника навсегда сохранился «первоисточник» царской власти, когда он странствовал?!
В этом коротком рассказе, написанном прозой, можно увидеть образец стихотворения. Насколько стихи Ли Бая кратки и точны – настолько же и воображение Борхеса не расплывчато. Возможно, этот метод можно использовать в какой-то момент появления литературных произведений. Эпоха Ли Бая – одна, а Борхес в свое время не получил Нобелевскую премию. Трудно представить мировую поэзию без произведений Ли Бая и Борхеса с их глиняным стержнем. В коротком рассказе Борхеса «Сон Сципиона» (Somnium Scipionis) есть строки о «бессмертном духе». Автор, с одной стороны, твердо стоит на позиции астральной религии, а с другой – обращается к завещанию о том, что в «чувствах есть вечно бессмертный» дух. В-третьих, он пытается показать космос как самую глубокую святыню, куда могут ступить только истинные души. Так, древние китайцы считали Ли Бая «посланником Небес», «бессмертным духом, спустившимся с небес на землю», и поклонялись ему. Действительно, поэт Ли Бай, девятый потомок короля Ли Хао древней западной династии Лян, родившийся в деревне Цзиньчжоу, нынешняя провинция Сычуань, в древнюю эпоху Тан, был именно таким. Согласно одной легенде, мать Ли Бая увидела сон. Во сне звезда с неба упала и упала в ее утробу. После этого мать забеременела. Когда ребенок родился, его назвали «Тайбэй» – именем небесной звезды. Может быть, дух Ли Бая, считающегося бессмертной яркой звездой в мировой поэзии, поддержал его, кто знает – но когда Нобелевская премия была вручена 111 раз в Стокгольме (Швеция) и Осло (Норвегия), король Швеции Карл XVI Густав вручил китайскому поэту Мо Яну, 870-му кандидату, диплом, медаль с изображением Нобеля и 1,2 миллиона долларов. Таким образом, Нобелевская премия 2012 года была присуждена китайскому писателю Мо Яну (Мо Гуан). С этого момента начался ажиотаж. Вся Евро-Азия откликнулась на шум. Этот сенсация была не меньше, чем ажиотаж, когда в 1978 году под номером 264 римским папой стал Иоанн Павел II, то есть кардинал Карл Войтыла из Краковского костела Польши. Около 350 писателей, чьи имена были выдвинуты на Нобелевскую премию, остались позади. Премия досталась Китаю. Досталась, кстати, «придворному певцу» Мао.
Быстрое распространение книги Мо Яна «Красный сорго» среди европейских читателей, похоже, открыло ему путь. Красный сорго – это злаковое растение, похожее на кукурузу. Вероятно, это что-то, что годится только для изготовления метел. Мо Ян также выиграл «Золотого медведя» в Берлине в 1987 году.
С тех пор он стал известен на Западе через такие произведения Мо Яна, как «Деревянные туфли» и «Лягушка», которые стали близки немецким читателям. Мо Ян, некогда рядовой солдат, который всегда находился в поиске, затем представил такие произведения, как «Страна вина», «Звуки лука», «Гордая грудь, властный хвост». Его творчество может быть значительным или нет – но китайскому писателю Мо Яну (Мо Гуан) была присуждена «Нобелевская премия». По моему мнению, стоило ли его переводить? Стоит ли быть «лауреатом Нобелевской премии», совершенно неизвестным соседним странам? Кто знает? Интересно – эти талантливые «бурлаки» только и продвигают китайскую литературу на мировой уровень. Хотелось бы, чтобы у нас было так же!
Было бы совершенно ошибочно утверждать, что все произведения, удостоенные Нобелевской премии, несравнимы. Из 300-400 произведений, стоящих в очереди в «Нобелевском комитете», лишь 10-20 процентов могут быть признаны мировыми ценностями. Когда мир находился в руках белого и красного сапога, «беглецы коммунизма» – они, возможно, выполняли роль межконтинентальной «баллистической ракеты» в литературе того времени, перевозя и представляя современную русскую литературу с континента на континент.
Одним из них был И.А. Бродский (Ио́сиф Алекса́ндрович Бро́дский (24 мая 1940, Ленинград — 28 января 1996, Нью-Йорк). Правильно ли считать Иосифа Александровича Бродского американским поэтом, а не русским поэтом русской национальности? ХХ век представил Бродского миру великой поэзии. По моему мнению, его творчество останется как продолжение прошлых чудес, очень талантливых людей. Однако реформатор не смог сохранить и полностью удержать традиционную форму прошлого. Он разрушил ее. С этого момента в его руках появляются чудесные новые образцы. Его голос звучит и у поляков, и в британской поэзии. Бедняга, когда-то его сильно преследовали. Следовательно, его преследование создало возможности для признания поэзии Бродского мировой ценностью. Скрытые истории, развивавшиеся за железным занавесом Советского Союза, превратили Бродского в легенду. Его упорный труд в мире поэзии совпал с этим хитрым насмешливым моментом судьбы. Острые идеологические моменты постоянно терзали его сердце и кровеносные сосуды. Но капли крови и пота в различных стихах поэта выбросили его на мировую высоту. Различные встречи и интервью с молодыми талантами также возвысили его авторитет в евразийском духовном пространстве. Особенно его знаменитая поэма «Гость», завершенная в мае 1961 года в Санкт-Петербурге. Это можно оценить как «загадочный мир» Бродского.
«…Твое сердце не с тобой,
Другая жизнь, другое Солнце…» или
«…Твой юный возраст, плачущий рядом,
Мчащиеся колеса – мгновение…»
Да, поэма, состоящая всего из трех частей, подобна аллегории.
«…Приблизьтесь ко мне,
Осенние улицы, полные яхонтов…» – начинается она,
«…Прощайте…
Мой друг-гость – я ухожу.
Время, которое движется,
Знай, что это ты…» – заканчиваются ее строки.
Это, возможно, самый тяжелый звук души поэта в измученную эпоху, неудержимый крик души. Однако литературоведы не могут обойти стороной его глубокие строки в поэме «Зофья»:
«…Если небо гневается,
Время в твоем сердце ужасно…» или «…наше время не верит даже замку…». В любом из его поэм «Петербургский роман» (1961), «Строфа» (1961) можно убедиться в его размышлениях о могущественном «времени». В «Петербургском романе» есть такие строки, возможно, посвященные бельгийскому художнику Масерех Франсу (1869-1972):
«…Проползая сквозь узкие щели забора,
Беспомощный Май заглядывает.
Придя с рыданиями над трупом Масереля,
Река вечно течет вокруг…» Действительно, чудесно…
Перевод стихов – очень трудное дело. Однако, опираясь на богатые ресурсы казахского языка, попытка точно перевести стихи поэта – это даже почетно. Однако в последнее время у нас ослабевает языковая мощь. Если мысли не развиваются, как стихи могут стать поэтическим переводом? Если мысли не развиваются, возможно ли достичь горизонта общечеловеческих поэтических ценностей?
Что нам делать, если мы способны лишь с сомнением, задыхаясь и сжимаясь, говорить, что «мы не сможем освоить» чуждые нам явления мира, с обычным самодовольством?! Печально! Похоже, мы не находимся на орбите языковых ценностей, которыми мы пользуемся. С трудом, с трудом мы растворяемся во времени и становимся мельче. И. Бродский, вероятно, имел это в виду.
Что такое «Время»? Время смерти поэта? Когда Т.С. Элиот скончался, Иосиф Бродский написал стихотворение 12 января 1965 года. По всему стихотворению чувствуется сок времени.
Не Бог, а время –
Время позвало его.
Пульсирующие волны, как юность,
Взлетают высоко, последний гимн.
Разделяется, терзая мой разум,
Земля топчет героев.
На земле, куда мы упали,
Вершины склоняют свои силуэты,
Погруженные в песок.
Вот так нужно поднимать общечеловеческую тему. Казахским поэтам, чтобы свободно погрузиться в общечеловеческую тему, «какая-то сила…» не позволяет. Читая стихи Иосифа Бродского, мы слышим в ушах «Көбік шашқан» Курмангазы. Именно эту «Көбік шашқан» – психологически гневную, кипящую внутренним негодованием, мощную поэзию – мы должны вытолкнуть на западный мир. Я не видел моря, но образ утреннего солнца, пробивающегося сквозь самое дно моря, похож на домбру. А образ луны, падающей в море ночью, – это кобыз. Причина, по которой мы называем «Көбік шашқан» психологической поэзией – это то, что в этом произведении «видны», «читаются» бесчисленные узоры человеческой души и удивительные архитектуры. Если мы сможем превратить эти общечеловеческие явления, не требующие переработки, такие как «Көбік шашқан», в поэзию, в современный музыкальный жанр…
Еще одна причина, по которой казахская поэзия не достигает мирового уровня, – это то, что «Көбік шашқан» похоронены в забвении и долго лежат. Поэтому казахская поэзия должна отправиться в мир с «раскрытыми вековыми оковами», как описал Мухтар Магауин. Ирангайып имеет драматические произведения «Потерянный с детства» и «Бедняги затонувшего корабля» (1990). Мы до сих пор не смогли полностью увидеть «Потерянного с детства». Печально! По словам звездочета Ирангайыпа:
Твоя смерть – Незрима,
Твой облик – Незрим,
Вкус – Незрим…
Наша страсть – Незрима,
и еще
Таинство Незримого –
Наступает рассвет,
– он хочет уйти из этого мира. Время… Суть его слов передается в конце драмы. Например,
«…Земля – сгорит!
Небо – разорвется –
Сокращая жизнь дерева,
Если Человек не прекратит рубить свои корни –
Оба его мира загорятся,
Все четыре стороны его сузятся –
Он будет жить, написав Богу!
Чувство общей беды человечества может привести к величайшей свободе сознания. А в «Беднягах затонувшего корабля» – мертвый Кён Шарык обретает речь. Ты входишь в какое-то состояние. Таким образом, в воображении Ирангайыпа начинается и продолжается эпоха «скорпионов». Верите ли вы, дорогая моя…
Наше понимание было как сайгак в широкой степи. Мы не должны остаться в состоянии слепого зверя. Мы не видим того, что перед глазами, и не хотим видеть. Мы до сих пор не можем избавиться от последствий приспособления к слепой идеологии. Возможно, после следующего волнения казахский дух сможет достичь того, что некоторые из подобных произведений выйдут немного выше «уровня моря».
«Гамлет» У. Шекспира был поставлен в лондонском театре «Глобус» в 1601 году. Этот острый, очень сильный, упорный принц, сыгранный Ричардом Бёрбеджем, не «пришел в сценическую жизнь». Мы смотрим на Гамлета с разных сторон. В нашем сознании Гамлет – это печаль, одиночество. Следовательно, ему подходит «мировая уникальность…», даже если сказать так. Например, русский В.Г. Белинский сказал: «Великие поэты воспевают общую для всего человечества истину…». Однако «Гамлет» В.Г. Белинского просеян несколько слабее. В современной литературе много пугающих отложений, и мало, но нужно, драгоценных гамлетов, выстроенных на царапинах осевших камней. Талант, рожденный из совершенства, – это Гамлет, духовный посланник, посланный Богом для уничтожения всех чуждых поведений в мире. Ему приписывали и то, что он «влюблен» в свою мать, как сумасшедший. Сомнение, сомнение и так далее. Но никто не мог смотреть на Гамлета глазами Офелии. «Гамлет» – это явление, решающее тайну современной поэзии – духовный осадок. Через «безумие» Гамлета мы узнаем всю несправедливость в мире как образ всех духовных враждебных борьб.
В 1996 году в Англии Кеннет Брана снял кинофильм по этой трагической классической сцене. Вот что сказал В.Г. Белинский: «…Через Шекспира сначала развилась драма, а затем, … через Байрона, Томаса Мора, Вордсворта и других, поэзия достигла своей высшей степени развития…». А отец эпической поэзии Северной Америки Купер может стать основой отдельной истории. Следовательно, в какой-то момент времени и нашему Ирангайыпу поступят заказы.
В такие моменты нам приходят на ум бессмертные жизни великих поэтов, оставивших свой след в мировой поэзии. Изначально мы хотели сказать, что талантливые поэты, склонные к литературной критике, более ответственно относятся к написанному. Одним из них был поэт Ральф Уолдо Эмерсон (Ralph Waldo Emerson) (1803-1882), который в свое время обогатил американскую литературу в рамках трансцендентализма. Из-под его пера вышло множество критических статей и лекций по литературной критике. Помимо поэзии, его творчество в жанре эссе занимает видное место – первый сборник Р.В. Эмерсона – «Nature» (1836). Затем был опубликован сборник стихов «Poems». Его сложное белое стихотворение «Леса продолжают сонет» привлекло внимание достойных читателей. Оно начинается со слов: «Какие же летописи у старых-старых дубов…»,
и заканчивается:
«…Твой голос – чистейшая печаль, заботы
Ты – время, ты – любовь, березы…». У Мукагали есть стихотворение «Молодая береза».
…Сердце-лист, молодая береза,
Я обменяю свою душу.
Если ты начнешь становиться человеком,
Я начну становиться березой.
Согласна, молодая береза?
…Жизнь за жизнью, продолжаясь,
Ухватываясь за землю,
Становясь то человеком, то березой…
Вот эта гармония присутствует и в стихах Р.В. Эмерсона.
А теперь возьмем в пример еще одного великого американского поэта. Генри Уодсворт Лонгфелло (Henry Wadsworth Longfellow) (1807-1882) родился в Портленде, штат Мэн. Его слава возросла после выхода первого сборника «За океаном» в 1831 году, а затем сборника «Песнь ночи» (1839). Незадолго до Гражданской войны в Америке его произведения «Эванджелина» (1847) и «Хиавата» (1854) изображают бытовые ситуации до событий. Великий художник Х.У. Лонгфелло посвятил оду средневековому английскому поэту – лауреату мировой поэзии – Джеффри Чосеру (Chaucer) (1340-1400) в честь 500-летия со дня его рождения.
Старый поэт живет в доме,
Густые деревья – между ними.
Драгоценная красота очень часта,
Охотничий облик гармоничен.
Коридор внутри – лазурный,
Как летний день.
Поэт-Абыз в хорошем настроении,
Как истинный пир легенды.
Перо с перьями,
Привязанное к бумаге.
Предел вдохновения – новизна,
Не мог лежать спокойно.
«Кентерберийские рассказы»
Чтобы украсить их,
На рассвете наш Абыз,
Пел, как жаворонок.
С чудесным звуком,
Душа переполнялась.
Красота степи, как бархат –
Аромат благоуханный.
Колыбельная песня соловья,
Пение певчей птицы.
Шепот новых данных,
Как дыхание живого.
Вот, все пути, ведущие нас в поэзию, расцветают.
Мы тоже хотим идти таким же ясным и даже точным путем. Однако без сознательных читателей никуда не уйдешь. В древности есть такая пословица: «Если ты упал на землю, ты встанешь, опираясь на землю». Мы можем достичь мировых высот только на могучем корабле под названием поэзия. Пусть будет так…
Спросил Рахметулы
12 декабря 2012 года, 12 часов 12 минут
Похожая запись: Сұраған Рахметұлы. Понимание поэзии