Прошло несколько лет с тех пор, как писатель Мухтар Магауин уехал за границу. Причины этого можно рассматривать с разных сторон и углубляться в них. Можно даже искать политический подтекст и строить различные предположения. Но сегодня мы хотим поговорить не только об этом. Хотя сам писатель уехал, его слово не утратило своей силы. Где бы ни находился этот деятель, посвятивший свой талант на благо казахов, его мнения всегда ценны для нас. Недавно писатель дал интервью журналу «Аңыз адам», раскрыв некоторые свои мысли. Мы сочли нужным представить читателям часть этого интересного интервью. Приятного чтения!
***
Наша интеллигенция превратилась в толпу. Несколько лет назад глава государства сказал: «У казахов не было государственности, не было и границ…». На это ни один историк не смог возразить. Все молчали, даже выразили согласие. Сейчас я думаю, что с этой новой азбукой тоже будет плохо. Как только вернусь домой (я называю место, где живу, своим домом), напишу об этом. Если бы объявили конкурс на худшую азбуку, то предложенная ими версия победила бы, потому что хуже быть не может. Одна вещь, о которой не подумали: в 1930-1940 годах мы использовали латинскую азбуку, но никто на нее не обратил внимания. Она была сделана по образцу арабской скорописи А. Байтурсынова. Я очень обеспокоен тем, пройдет ли предложенный выше плохой вариант, потому что появились наемные подхалимы, которые говорят: «Эта версия хороша, мы потом привыкнем», и кажется, что сверху был дан указ: «Уместите в 26 букв компьютерной клавиатуры», и после этого все колеблются.
Это касается не только духовности казахов, но и всего их будущего. Если такая интеллигенция не может открыто высказывать свое мнение по таким вопросам, то она нам не нужна ни за грош. Конечно, отдельные простые люди и языковеды высказываются, а старшие молчат, колеблются, боятся, что им отрубят голову или выгонят, если они скажут: «Это не годится, это плохо». Был дан указ сверху, и все, мы стали рабами, выполняющими его. Завтра люди начнут отдавать детей в русские школы, говоря: «Мы не признаем такую азбуку».
***
Мы радовались, говоря: «Исламская религия усиливается», но это новое течение оказалось враждебным казахам. Потому что они против казахских обычаев и традиций, даже исказили религиозные термины, сформированные Кораном. Раньше казахи говорили «шариғат», а они говорят «шарият», Аллаха называют «Аллах». В самом арабском языке это не «Аллах». Они должны были сказать: «Сохраняйте язык нации, будьте вежливы, уважайте родителей». У них этого нет, вся их пропаганда направлена против казахов: «Невестка не должна кланяться свекру и свекрови, она должна кланяться только Аллаху». Невестка кланяется не только свекру и свекрови, но и всем старшим.
Затем они сожгли тысячелетнее священное дерево, которое было уникальным природным явлением. В Германии есть такое дерево, они его не тронули, я вырезал его фотографию и сохранил. Они говорят: «Нельзя строить мавзолеи, нельзя устраивать поминки». Это направлено против казахов, а то, что направлено против казахов, должно быть уничтожено, мы должны бороться с этим. Нельзя этого допускать, это развращает молодое поколение. Исламская религия никогда не выступала против местных обычаев и традиций, именно поэтому она мирно завоевала мир.
***
Если задуматься, все вызывает беспокойство. С момента обретения Казахстаном независимости правительство препятствует возвращению казахов на родину. Раньше я писал в газете «Жас алаш» об «антиказахской политике». Это было бы очень просто сделать, можно было бы вовремя оформить документы прибывающих казахов, но этого не было сделано. Например, если бы наша высшая власть, опасаясь русских, не издавала специального постановления, а просто связалась бы с акимом области, куда прибыли оралманы, и сказала бы: «Помогите нашим соотечественникам», они бы дали поручение акиму района, и все трудности были бы решены. А у нас с момента прибытия — преследования, унижения, насмешки. Но все равно остановить не удалось, люди приезжали, пусть и немного, приезжали и приезжали, а потом произошли события в Жанаозене, после чего было полностью запрещено: «Все это портят они», — сказали они. Не говоря уже о казахах, приехавших из Китая, казахи из Узбекистана, России, Туркменистана приехали как будто из другого мира, мы опередили всех, вчера все были советскими, наше положение было одинаковым. Поскольку позиция правительства была неправильной, позиция местных казахов тоже была неправильной, конечно, не везде, но в большинстве случаев.
Недавно на границе ограбили вдову и забрали у нее 50 тысяч долларов. Сначала они хотели присвоить эти деньги себе, но после того, как поднялся шум, передали их в кассу, и, как я слышал, в итоге собирались вернуть. А вот о том, чтобы к этим людям «применили меры», я не слышал. Затем в Узынагаше у трех парней отобрали 40 коров и убили их. Они думали: «Никто не будет спрашивать». После того, как народ поднял шум, осудили кого-то, но, по-моему, это была не пара человек, а организованная группа. На юге 250 казахам говорят: «У них неправильные документы, мы вернем их в Китай». Все это препятствует приезду людей из зарубежных стран на свою историческую родину. После Жанаозена предоставление гражданства отложили на пять лет, потом, когда народ стал писать жалобы, сказали четыре года, а теперь, если верить слухам, сократили до одного года, но и это неизвестно. Все это — притеснение казахов. Будущее казахов — в их численности, все казахи из-за рубежа должны приехать, а через 20-30 лет казахов в Китае может не остаться.
***
Наше правительство не считается с интересами казахов. Казахское самосознание полностью отсутствует. Они рассматривают свои должности только как кормушку. Разве они будут считаться с казахами?! Наша власть боится русских, чеченцев, уйгуров, таджиков, только казахов не боится. Они даже не думают, что стали министрами, президентами благодаря казахам. Во-вторых, почему оппозиция в Казахстане с самого начала была слабой? Потому что, хотя государство и было казахским, казахи составляли всего 40%, а русскоязычные издания ежедневно унижали казахов, даже «Казахстанская правда», получающая государственное финансирование, начала очернять казахов. В это время, если бы мы, казахи, начали критиковать власть, государство бы пошатнулось. Но власть этого не поняла, посчитала это казахской трусостью, ленью, никчемностью. Затем появилась оппозиция, но они думали не об национальных интересах, а о своей кормушке. Так время и прошло. Часть наших старших ушла в мир иной, оставшиеся из нас устали, а у молодежи нет сил, и власть, подавляя казахов, делает что хочет. Но конец этому будет плохим.
В последнее время началась политика «не допускать казахов в города». Первый этап: «казахи должны регистрироваться по месту пребывания». Так выгнали множество казахов, приехавших из сел в города в поисках работы, запретили им свободно передвигаться, как в тоталитарном государстве. Почему? Потому что население города казахизируется, если произойдет бунт, как в декабре прошлого года, дети казахов в городах поднимутся, цель — не допустить этого. Это политика против казахов, на селе нет работы, как же казахам жить? Власть с самого начала была против увеличения численности казахов, ограничивала сферу применения казахского языка. Даже если не предъявлять требований к государственным служащим, то для тех, кто учится за границей по программе «Болашак», нужно было обязать знание казахского языка, они оправдывались тем, что «потеряем хороших детей». Ребенок, не знающий родного языка, — не хороший ребенок. Если бы мы предъявили такие требования, все бы выучили за год. Власть, чьи дети не знают казахского, затягивает это…
Летом в Астане произошла драка с индийскими рабочими, казахов тоже хотели сделать виноватыми в этом, но это не удалось, потому что народ поднялся…
***
В свое время казахи были самым гордым народом, сейчас они подавлены. Потому что наше правительство бьет сверху. Они не могут нормально ходить по улице, например, если казах и уйгур подерутся, виноватым будет казах. Казахов опустили до очень низкого уровня, сделали всех рабами. Но я думаю, что в конце концов все наладится и встанет на свои места. Я написал многое, конечно, всего не напишешь. Во-вторых, от написанного нет никакого результата. Но, как говорил наш предок Абай: «Мы написали лишь немного слов, чтобы потомки не сказали, что мы ничего не говорили».
***
Мой отъезд за границу тоже объясняют по-разному. Мустафа Шокай не мог вернуться, он был в бегах, а меня никто не выталкивал из страны силой. Меня не вывезли на самолете через границу, как Солженицына. Я уехал сам, но перед этим пять лет против меня велась кампания. Народ забывает такое. Не было сказано ни одного слова, было так, что я появлялся в 5-6 газетах в день. Это на меня не повлияло, меня задело то, что ни один казахский интеллигент не вступился за меня, не сказал: «Почему этого писателя, такого-то, оклеветали и преследуют?». После этого я уехал к сыну…
Я прожил 6 лет в Праге, затем более трех лет в Карловых Варах. Мой сын уехал в Америку по работе, и я поехал туда. И я дал завещание: «Я никогда не вернусь на родину». Сыну я тоже сказал: «Нет человека, который не умирает, если я умру, не тащите мои кости на родину, похороните меня там, где я умру». Мусульманские кладбища есть и в Америке. Я даже сказал так, но моя жена не разрешит, обычно жена остается позади: «Может быть, вы сожжете мои кости». Потому что у наших предков был такой обычай, затем сожгли тело Смагула Садуакасова.
Белорусского писателя Василя Быкова никто не выгонял из страны, он уехал, не сумев договориться, приехал один раз через пять лет, а в следующий раз умер и был похоронен в Беларуси. Я не хочу умирать так, я не хочу умирать в Алматы. Пусть люди знают, чтобы потом не говорили: «Сын не привез и похоронил там», поэтому я и рассказываю эту историю.
Журнал «Аңыз адам». №22. 16-30 ноября 2017 года