Со 2 июня 2017 года в действие введен Закон Республики Казахстан «О коллекторской деятельности». Вступивший в силу Закон направлен на защиту прав заемщиков и лиц, имеющих задолженности перед банками. Согласно Закону, коллекторские компании обязаны соблюдать конфиденциальность сведений в отношении клиентов. Об этом Законе и общей ситуации на финансовом рынке области было заявлено сегодня на брифинге в Региональной службе коммуникаций ЗКО.
В пресс-конференции на тему «Повышение финансовой грамотности жителей области» принял участие директор Западно-Казахстанского областного филиала Национального Банка РК К.Кулбараков.
По его словам, до настоящего времени правовое положение коллекторских организаций не было конкретизировано в определенном законодательстве. Их не могли контролировать даже специальные государственные органы. Теперь, в принятом Законе говорится об ограничении деятельности теневых коллекторских агентств, применяющих психологическое давление на должников, и снижении напряженности в этом направлении. Деятельность коллекторов будет упорядочена, а права должников будут защищены.
— В новом Законе полностью рассмотрены права и обязанности двух сторон. Коллекторское агентство, впервые вышедшее на связь с должником, обязано предоставить информацию о его правах. Кроме того, четко указано, в какое время коллекторы могут беспокоить должников. Время разговора также закреплено в законодательстве, — сказал К.Кулбараков.
Далее директор филиала рассказал о защите прав потребителей финансовых услуг и повышении финансовой грамотности населения.
По его словам, за 11 месяцев 2017 года в Филиал поступило 188 обращений по вопросам банковских, страховых услуг и другим финансовым вопросам (из них 157 обращений от физических лиц, 31 от юридических лиц). По 89 обращениям были проведены документальные проверки. По итогам проверки к 2 банкам второго уровня и 4 микрофинансовым организациям были применены 6 мер ограниченного воздействия. Было организовано 11 встреч представителей филиалов банков второго уровня и потребителей финансовых услуг.
В общественной приемной Филиала побывали 289 граждан, которым была оказана консультативная помощь по различным вопросам финансовой сферы. В целях повышения финансовой грамотности населения сотрудники Филиала в январе – ноябре 2017 года прочитали 17 лекций в высших учебных заведениях области и общеобразовательных школах, провели 4 семинара с участием представителей банковских филиалов, микрофинансовых организаций, предприятий, оказывающих коммунальные услуги.
В течение года распространялась информация о мобильном приложении Нацбанка «НБК Online», в результате чего количество пользователей данного приложения в области составило 650 человек.