Мне больно от того, что мои дочери тоже в основном знают классическую литературу по ее экранизированным версиям. В прошлом году я услышал в одной передаче по российскому телевидению (ОРТ показывают в Париже), что 40 процентов взрослого населения страны не читают ни одной книги в течение года. Я не думаю, что ситуация в Казахстане намного лучше.
Сейчас люди, говоря о книгах, предпочитают Интернет. А в Японии в последнее время люди стали читать больше, чем раньше, тиражи книг увеличились. Потому что там пришли к выводу, что компьютеры ухудшают зрение нации. Правда, все значимые произведения, вся классика выложена в Интернет, но дочитать их с экрана действительно опасно для глаз. Читая книгу, человек может общаться со всем человечеством. Он может впитать в себя мудрость, накопленную всем человечеством за тысячи лет. Особенно художественная литература имеет особое значение. Она формирует культуру чувств, культуру мысли, оттачивает способности человека, пробуждает талант. Тем не менее, есть один интересный момент, связанный с художественной литературой. Мы сказали: «Да здравствует свобода от цензуры!». И она исчезла. Исчезла, и теперь мы сами растерялись. Можно писать обо всем, но не знаешь, что писать! Оказывается, настоящая литература может полноценно развиваться только в условиях борьбы, в противостоянии цензуре, давлению государства.
Я думаю, что цензура советского времени даже способствовала тому, что литература становилась более глубокой, многослойной, сложной. Мы сформировались как читающая нация. Тираж «Жулдыз» приближался к 250 тысячам. Казахские романы распространялись тиражом 50-60 тысяч экземпляров. Два наших издательства, «Жазушы» и «Жалын», выпускали 20 миллионов книг в год. Почти в каждом доме была личная библиотека. Этот народ снова превращается в зрительный народ, в слушающий народ. Сильную литературу может создать только сильный читатель. Главная причина застоя в современной литературе – это застой читателей. Снижение спроса. Я хочу, чтобы это было максимально широко донесено до казахского народа через