В начале января в Караганде псевдосалафитский проповедник Дарын Мубаров, занимавшийся незаконной миссионерской деятельностью, был привлечен к административной ответственности. Согласно решению суда, он был обязан выплатить штраф в размере 70 МРП и процессуальные издержки в размере 112 348 тенге.
А 10 января Карасайский районный суд Алматинской области приговорил Ералтая Абая к 7 годам лишения свободы за «пропаганду терроризма в социальной сети».
Разве не получается так, что выпивший айран остается безнаказанным, а тот, кто облизывает ведро, попадает в тюрьму?
Простые люди часто говорят, что Дарын Мубаров является пропагандистом салафитской идеологии. Об этом открыто заявляли представители ДУМК и известные религиоведы. Например, наиб имам мечети ЮКО Еркебулан Каракулов назвал имена и описал тех, кто распространяет салафитскую идеологию.
– Кто пропагандирует салафитскую идеологию, противоречащую позиции Духовного управления мусульман Казахстана? Среди них, прежде всего, следует особо отметить имя Дарына Мубарова. Потому что он допустил грубые ошибки не один раз. Кроме Дарына Мубарова, можно назвать имена Октама Заурбекова, Дильмурата, Назраттуллы, братьев Зинуллиных, – говорит он.
По словам известного религиоведа Досая Кенжетая, многие знают Дарына Мубарова как человека, пропагандирующего салафитскую идеологию.
– В прошлом году в статью 39 Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» были внесены изменения и дополнения. В соответствии с этим законом, наказание применяется к любому лицу, осуществляющему религиозную проповедь без разрешения. Точнее, проповедовать вне здания ДУМК категорически запрещено. Дарын Мубаров привлечен к административной ответственности после нарушения этого требования. Что касается его религиозной позиции, то он сам открыто признавал, что является салафитом. Более того, ни для кого не секрет, что все знают его как пропагандиста чуждого течения, – говорит Досай Кенжетай.
Действительно, в обществе часто говорят: «Именно Дарын повлиял на то, что молодежь встала на путь салафизма». Интересно, что, несмотря на это, он привлекается к ответственности впервые. Однако эта ответственность, похоже, не оказывает на него никакого влияния. Точнее, 70 МРП – это примерно 168 350 тенге, а судебные издержки – 112 348 тенге. То есть, указанную сумму в 280 698 тенге, которую должен заплатить известный «проповедник», торговцы с бородами могут собрать в мгновение ока. И дело закрыто!
А такие люди, как Ералтай Абай, которые слушали проповеди пропагандистов салафитского течения, подобных Дарыну Мубарову, осуждаются на длительные сроки. Он, зарегистрировавшись в социальной сети «ВКонтакте» под именем «Абу Джихад», занимался пропагандой терроризма. Конечно, мы не можем сказать, что Ералтай Абай чист как слеза. Тем не менее, почему Дарын Мубаров, «отравивший» таких людей, как Ералтай, получил такой мягкий приговор?
Мы задали этот вопрос известному правозащитнику Абзалу Куспану. По его словам, нет никакой логики в том, чтобы оштрафовать Дарына Мубарова, а человека, «отравившегося» его проповедями, осуждать на длительный срок.
– В мировой практике наиболее эффективным способом борьбы с преступностью считается борьба с ее причинами, а не с последствиями. Если причины преступности устранены, то и ее состав сам собой исчезает. А если бороться с последствиями, а не с причинами преступности, то никакого результата не будет. Если обратиться к правовой статистике, то наибольшее количество преступлений связано с перевозкой наркотиков. Интересно, что в нашей стране осуждаются не те, кто продает наркотики, а те, кто их употребляет. Возможно, поэтому мы не можем искоренить наркопреступность в стране. Потому что мы не перекрываем основной канал, идущий из Афганистана, а наоборот, развиваем его. Лично я знаю Дарына Мубарова как главного распространителя салафитской идеологии в нашей стране. Я говорю это после всестороннего изучения деятельности этого человека. А наложение на него административного штрафа выглядит как попытка успокоить общественное недовольство. Квалифицированные специалисты говорят, что «наркоманов нужно лечить, а не судить». Точно так же и людей, «отравившихся» проповедями Дарына, нужно лечить, а не судить. На самом деле, сторонники салафитского течения в нашей стране получают поддержку от таких крупных держав, как Саудовская Аравия. Поэтому их невозможно судить и подвергать какому-либо наказанию. Хорошо, если их невозможно судить, то, по крайней мере, давайте изгоним их из страны по-казахски и сошлем в Саудовскую Аравию. Потому что говорить об искоренении салафизма, не задержав группу, возглавляемую Дарыном, – это пустые разговоры, – говорит он.
Нужно устранять причины, а не последствия
Сейчас из государственного бюджета выделяются значительные средства на борьбу с салафизмом. Однако адвокат утверждает, что борьба с последствиями преступления без наказания главных виновников равносильна выбрасыванию денег на ветер.
Это первое. Во-вторых, правительство приговорило к смертной казни молодых людей, совершивших теракты в таких городах, как Актобе и Алматы. Разве это не наши братья, которые попали в опасное течение всего 1-2 года назад!? Так кто же несет ответственность за этих людей?
– Вина молодых людей, втянутых в салафитское течение, прежде всего, лежит на группе, возглавляемой Дарыном. Также виновны правоохранительные органы, которые закрывали глаза на их опасность, зная о ней. Думаете, осужденные люди благодарят власти и судебную систему страны? Сейчас СМИ с радостью сообщают: «15 граждан, придерживавшихся салафитского течения, вернулись на правильный путь». Но это невозможно. Лично я, как адвокат, защищал молодых людей, попавших в салафитское течение. Было несколько причин для моей защиты таких молодых людей: первая причина – изучение салафитов, вторая – они были детьми моих односельчан, выросших на моих глазах. Кто-то давал деньги сельским ребятам, а те передавали их другим. На самом деле, эти деньги уходили в Сирию. Когда-то я приводил примеры Абая и Шакарима, пытаясь «вылечить» того парня. Однако, их, считающих неверующим того, кто не совершает намаз, невозможно наставить на правильный путь. Они сейчас считают тюрьму «испытанием Аллаха». Завтра, через 3-4 года, выйдя из тюрьмы, они вернутся к нам как настоящие радикалы, – говорит правозащитник.
Честно говоря, проблема религии в нашей стране сейчас очень обострена. Если власть будет не трогать тех, кто пьет айран, и будет ловить тех, кто облизывает ведро, ситуация будет только усугубляться. Кому это нужно? Сам глава государства Нурсултан Назарбаев заявил, что в последних терактах в стране виновны салафиты. Так почему же власть не может запретить салафитское течение?
Источник: 365info.kz