Мы видим, что современные казахи являются прямыми потомками древних гуннов, тюрков и великой империи, созданной Чингисханом, также в их религии. Все устные и письменные источники говорят о том, что все тюркоязычные племена с незапамятных времен поклонялись Тенгри (Солнцу, Небу). После Неба священной считалась Умай-ана, покровительница семьи и детей.
Исламская религия, которой мы придерживаемся сегодня, начала широко распространяться в Казахской степи в IX-X веках. Предками Чингисхана, первыми объявившими ислам государственной религией в казахской степи, были Караханиды. Чингисхан и его бесчисленные потомки, ставшие правителями всего мира, сыграли значительную роль в распространении ислама среди различных народов и племен. Сам Чингисхан, когда его душа страдала и искала справедливости, обращался к Небесному Творцу Тенгри, приносил жертвы, молился и просил у Всевышнего Аллаха. «Тайная история монголов» и «Алтан Тобчи», написанные в то время, сообщают нам, что Чингисхан неоднократно, когда меркиты напали и увезли Борте в плен, когда его страну неоднократно разоряли, а его деда убили китайцы, и когда он отправлялся в поход против Хорезма (страны сартаулов), который грабил его караваны и дважды безвинно убивал его послов, «надевал на шею горох и молился Тенгри». Удивительно, что все молитвы Чингисхана были услышаны, и он достиг желаемого. В «Тайной истории» молитва Чингисхана передается так:
«Своей хитростью я,
Не стал великим царем.
С помощью ТЕНГРИ-Творца,
Я стал владыкой народа.
С поддержкой Создавшего меня Господа,
Я уничтожил врагов.
Своей ловкостью, пожалуй, я
Не стал благородным каганом.
С поддержкой священных предков,
Я стал владыкой народа.
С защитой священного ТЕНГРИ,
Я уничтожил жестоких врагов», — молился он. (Тайная история монголов, стр. 87). Как вы видите, Чингисхан говорил точно так же, как и мы: «Нас поддерживают духи предков, священный ТЕНГРИ защищает нас».
Пояснение: Надевать горох на шею.
а. Древний обычай, примета казахов. Обращение к святым и мольба о желаемом.
б. В древности люди, не имевшие детей или страстно желавшие их, надевали на шею стручок гороха и молили Всевышнего Аллаха о потомстве, плакали. Горох на шею надевали только при просьбе о ребенке.
в. В древности люди, не имевшие детей, надевали на шею стручок гороха, плакали и молили Всевышнего Аллаха о потомстве. Горох на шею надевали только при просьбе о ребенке, десять раз, влево и вправо.
г. «В прежние времена у людей, попавших в беду, был обычай молиться, повязав на шею камень-горох: когда беда проходила, они снимали то, что повязали на шею» («Камбар батыр», Алматы. 1957, стр. 112). Подробнее: https://massaget.kz/mangilik_el/tup_tamyir/asyil_soz/34873/.
Тюрколог-ученый Л. Гумилев в своей работе «Много мыслей на уме» в газете «Егемен Қазақстан» от 27.02.2000 года писал: «Когда казахи, не придя к согласию, начинали враждовать между собой, и говорили: «Я предаю вас духу Чингисхана! Дух Чингисхана накажет вас!», все умолкали, собирались под одним знаменем и приходили к согласию».
«В целом, Чингисхан относился с особым уважением к служителям культа. Согласно «Великой Ясе (Жасак М.К.)», потомки Мухаммеда (мир ему и благословение), чтецы Корана хафизы и факихи, целители, ученые мудрецы, дервиши-странники, муэдзины были освобождены от уплаты налогов государству. Также земли, принадлежащие религиозным общинам (вакуфные земли), были освобождены от налогов». Подробнее: http://kazislam.kz/qazaqstandagy-islam/ishki-kategoriyalar/aza-standa-y-islam-tarikhy/item/13626-shy-ys-khan-m-sylman-ba
Следует особо отметить, что Чингисхан не притеснял религию ни одной страны. Об этом писали историки всего мира.
Последующие поколения также признавали Чингисхана великим святым. Его внук хан Мункэ писал Рубруку: «На небе – один Творец, на земле – один правитель – это воля Вечного ТЕНГРИ; Тэмучин – сын ТЕНГРИ, его защищает Темир (Царь Давид)», и передал ему письмо.
Пояснение: Ер Дауіт (по-европейски Давид) – покровитель кузнецов, отец знаменитого царя Соломона (по-европейски Соломон), правившего восемнадцатью тысячами миров. Вторая из четырех книг (Тора (Таурат), Псалмы, Евангелие, Коран), ниспосланных от Бога, полностью признанных мудрецами всех народов мира, «Псалмы Давида», была ниспослана пророку Давиду. «Псалмы Давида» написаны на чистейшем казахском родном языке. Если не верите, найдите и прочитайте. Текст также доступен в интернете.
«В 1206 году на государственном гербе государства Чингисхана было написано: «На небе ТЕНГРИ, на земле каган. Печать владыки мира» (Эренжен Хара-Даван, Чингис – хаан как полководец и его наследие. Алматы 1991, стр. 19).
«1. Происхождение Чингисхана. Когда Бөртэ-Бөри, благословленный ТЕНГРИ, вместе со своей супругой Марал сулу, пересек множество морей и рек и обосновался у подножия горы Бурхан-Халдун, у реки Онон, у них родился сын по имени Батшаган» (стр. 26). Здесь Бөртэ-Бөри означает потомок Алшын-Көкбөрі по имени Бөртэ. Бөртэ – это имя, Бөрі – это род. А из фразы «пересек множество морей и рек» можно предположить, что они переселились туда из Прикаспийско-Аральского региона.
На территории нынешней Монголии есть горы «Тенгри-тау казахов», Байулы, Кентау, степь Байулы, река Керилген и озеро Казакъ-кёль, а также озеро «Найманның кіндік көлі». Одно только это название должно многое сказать понимающему человеку. Наши предки давали горам и озерам имена своих родов. Это означает, что все племена, населявшие в то время Алтайский регион и Монгольскую степь, назывались казахскими племенами, подобно тому, как казахские племена живут на территории нынешнего Казахстана. Таким образом, великое государство, основанное Чингисханом, оказывается Казахским государством.
Точно так же Кашаган Куржиманулы (1841-1929) в своем эпосе «Адай тегі» пишет:
«…Четырнадцать слоев земли и неба,
Созданных из света, —
Наш предок Сапи, Сапиолла,
Созданный из земли и песка, —
Хазрети Шейих пророк!
Он тоже был создан
Из единого Аллаха,
Силой милосердия,
Из одной капли воды, —
Все так и бывает,
По воле Аллаха,
Разве вы не слышали;
Хазрети Иисуса
Родила Мария без мужа, —
В тот день людям
Много детей приходило свыше
Из одного несвоевременного рождения,
В сияющем свете
Под семью слоями земли
Внутри дворца было полно
Оттуда Дүйім Баян хан
Встретился с нами
Его мать…» В другом древнем эпосе говорится:
«Дүйін Баян – Чингис хан,
Твой род создан из света» — так, вспоминая его дух, кланялись и почитали. Дүйім Баян – это предок Чингисхана, в письменных источниках он упоминается как Дубу Баян. Под светом имеется в виду рождение ребенка от света Алан-гуа (матери).
Точно такие же сведения, то есть что происхождение Чингисхана казахское, и что «его род создан из света», воспел Зорбай из рода Байимбет Телеулы из рода Тобыш, из рода Адай, из рода Алшын, из Младшего жуза в своем эпосе «Замананың құлқына»:
«Из героев, живших в древности
Едиге из Ногайлы,
Время Чингисхана
Происхождение создано из света,
Не свернувшие с пути» — то есть, они следовали суфийскому учению и не отклонялись от праведного пути Аллаха.
Пояснение: Если обратить внимание на то, что все святые Мангышлака, в том числе Аул Бекет – Пир Ата, были последователями пути «тарихат», то не подлежит сомнению, что названия 360 святых также связаны с прошлым. Ведь второй из четырех ступеней (шариат, тарихат, акикат и магыфат), которые возводят человека в ранг «святого», – это тарихат. Если кратко рассмотреть смысл, то сначала ты должен признать шариат (ислам, то есть истинность Аллаха), а во-вторых, знать историю – генеалогию своих предков. После прохождения этих двух ступеней ты достигнешь праведного пути Аллаха – «Акикат», то есть поймешь, что такое справедливость. Затем открывается широкий путь к науке и знаниям. Все, кто был назван святым, прошли эти четыре ступени. Иначе и быть не могло? Мы находим в произведениях всех поэтов-жырау Мангышлака, что они исследуют человеческую душу с помощью «учения Хака (также называемого Хал ілімі, Ар ілімі)» и прослеживают генеалогию потомков Адама, начиная с самого Адама. На самом деле, вершиной «науки и знаний» является не создание «ракеты», как говорят и пишут сегодня, а исследование возможностей человеческой души и постижение смысла истинной любви и истинного счастья.
А казахская поэтесса Айсұлу Қадырбаева в своем недавно опубликованном эпосе «Чингис» изображает нашего предка Чингисхана как святого, пришедшего на землю для установления справедливости, и мечтает о появлении еще одного такого сына в мире. Воспевая Чингисхана как великого борца, призывавшего человечество на путь веры, она резко критикует тех, кто изображает Чингисхана как кровожадного, жестокого, разрушителя цивилизации, дикаря, живущего в далекой Монголии, говоря: «О, лжецы, вы оскорбили дух предков, я плюю на вашу грязь, которая пятнает эту кость, и на вашу ложь, которая задевает мою веру!». Действительно, между тенгрианством и исламом, которым придерживались наши древние великие предки, нет такого уж большого противоречия, они слились воедино. Таким образом, хотя прошли века с момента принятия ислама, мы не забыли и тенгрианство. И по сей день вместо «О, Боже!» мы иногда говорим «О, Тенгри!».
Пояснение: Творец, Бог, Тенгри, Алла – синонимы. Все эти понятия возникли среди древних предков казахов.
То, что Чингисхан говорил: «Пусть мой Тенгри поможет мне!» («Тайная история монголов», Пекин, стр. 138), разве это не означает «я казах»? Мы ведь и сейчас так говорим.
Теперь добавьте к этому, что сам Чингисхан, отправляясь в далекие походы, иногда в чрезвычайных ситуациях поднимался на высокий холм и, как казахи, надевал на шею горох и молился Небесному Тенгри. Например, такой момент перед долгим походом войска Чингисхана на запад был показан в телесериале «Чингисхан», снятом китайцами.
Если посмотреть на исторические данные, то между нынешним Монгольским государством, которое считает себя наследником Чингисхана, и древними монголами нет исторической преемственности. Ведь все «монголы» Средневековья впоследствии приняли ислам и получили мусульманские имена. Например, известно, что англичане позже назвали империю Бабура, завоевавшего Индию, государством «Великих Моголов». Но все основатели этого государства «Великих Моголов» были выходцами из Дешт-и-Кыпчака. А те, кто сегодня называет себя монголами, исповедуют буддизм, и имена у них другие.
Никто не может отрицать, что Чингисхан поклонялся Небесному Тенгри, как кочевые казахи, а не Будде, как современные монголы. Это важно. Сегодня среди народов мира только казахи поклоняются Небесному Тенгри. Именно поэтому сейчас возникают споры о религиозности казахов: являются ли они тенгрианцами или исповедуют ислам. В сердце казаха есть вера в обе религии.
Ойыл и Киыл, Жем, Сагыз,
Увы, высохли долины рек!
Белые чалмы пиров
Зажигали лампы в мечетях!
Чтобы отнять равенство у неверных,
Вернешься ли ты снова,
Сын мусульманина,
Хан, рожденный от Чингисхана… так поет поэт Мурат.
Мурат Менкеулы (1843-1906) – поэт-импровизатор, жырау. Родился в селе Карабау, Кызылкогинского района Атырауской области. Написал много стихов против колониализма. Из этого мы видим, что все казахи на протяжении 700-800 лет почитали Чингисхана как святого.
«В советское время имя Чингисхана было запрещено. Если и говорили о нем, то только плохо. Чингисхан – личность, известная всему миру. Великая личность, великий полководец. Он создал великое государство, великую империю. Его нельзя сравнивать ни с Цезарем, ни с Наполеоном, ни с Аттилой. Он выше всех. В понимании казахов Чингисхан – святой, великий хан. По легенде, он был рожден от света Тенгри. Чтобы доказать свое благородное происхождение, мать просит его: «Повесь свой лук на солнечный луч». Говорят, когда он выстрелил из лука в луч, падавший из шанырака юрты, стрела повисла в этом луче. А стрелы его родственников, боровшихся за власть, не повисли. Поэтому и говорят «Чингисхан, повесивший свой лук на мираж». Это, конечно, легенда. Но это проявление веры в Чингисхана». (М. Магауин).
«В 147-й главе «Тайной истории» говорится, что в последнем сражении с тарачинами Темир-хан был ранен стрелой. После окончания битвы вражеского лучника, ранившего хана, привели к хану. Когда лучник сказал правду, Темир-хан сказал: «Человек вражеской стороны скрывает совершенное злодеяние, а ты говоришь открыто. С таким человеком можно подружиться. Я изменю твое имя Зургадаи (Жырга Адай М.К.) и дам тебе имя Жебе, потому что ты ранил шею моего боевого коня стрелой из лука. Оставайся со мной и будь защищен от стрел».
На калмыцком – монгольском языке стрела из лука называется «харвуул», следовательно, очевидно, что Чингис говорил на чистом казахском языке. Жебе – это прозвище лучника Жырга Адая. В древности все казахские ханы имели прозвища. Вместе с их настоящим именем они использовали и прозвища. Например, вместо имени Темир стало известно имя Чингис. Бату-хан – Сайын-хан, Куик-хан – Далай-хан, Абильмансур – Абылай-хан, Абусаид – Жанибек-хан, Темике (брат Чингисхана) – Отшы ноян». (Акылбеков Ш. М. «Чингисхан – Легенда и реальность»).
«…Создание Кожа Ахметом Ясауи тюркского направления суфизма, стремление тюрков к духовному суверенитету не нашли поддержки во всем исламском мире. Особенно яростно против пути Ясауи выступили ученые Хорасана и Ургенча. В кокандской версии «Диуани Хикмет» и «Насаб-нама» говорится, что Баба Мачин из Хорасана и Имам Маргузи из Ургенча прибыли и потребовали отказаться от этого пути, но сами потерпели поражение в ученом споре с Ясауи и стали его учениками. Этот духовный конфликт завершился в начале XIII века уничтожением власти Караханидов, правивших Туркестаном и Мавераннахром, Мухаммедом Хорезмшахом и присоединением их к своему государству. Арабский историк Якут Хамави в своем труде «Му’джам ал-булдан» пишет, что Мухаммед ибн Текеш завоевал Туркестан и Мавераннахр, полностью уничтожив власть Караханидов, а в версиях «Насаб-нама» говорится, что правитель Отрара из династии Караханидов Хасан ибн Абд ал-Халык был убит султаном Ургенча Мухаммедом, а вместо него был поставлен хан Каир, происходивший из племени канглы.
Известно из истории, что последующий период ознаменовался нашествием Чингисхана, которое коренным образом изменило всю Евразийскую континентальную карту. В этот решающий период шейхи Ясауийа были на стороне Чингисхана. В качестве доказательства этого можно привести тот факт, что Мухаммед Данышманд Зарнуки, ученик Кожа Ахмета Ясауи, был советником Чингисхана и убедил свой родной город Зарнук сдаться без сопротивления войску Чингисхана. Чингисхан дал этому городу название «Кутлуг балыг».
Спустя сто лет путь Ясауи стал государственной идеологией Золотой Орды. Он внес изменения не только в государственную идеологическую направленность, но и во всю структурную систему государства (из работы З. Жандарбека «Роль Кожа Ахмета Ясауи в тюркской истории»).
«Тауке хан является прямым потомком Чингисхана, потрясшего мир. А его великий предок Чингисхан, завоевав половину мира, не притеснял души народов, живших там. Он не навязывал никому поклонение Небесному Тенгри, которому поклонялся сам. Он завещал такой порядок своим сыновьям и внукам-завоевателям» (Бейбит Койшыбаев http://abai.kz/post/view?id=5256).
Невозможно перечислить всех завоевателей и полководцев, которых Великий Творец не простил, и которые умерли в муках в конце своей жизни. Александр Македонский умер в Вавилоне в возрасте 33 лет по неизвестной причине, после чего его слуги уничтожили членов его семьи и захватили его владения. Юлий Цезарь был убит ножами своими соратниками и бывшими сторонниками во дворце Римского Сената. Наполеон Бонапарт, преодолев множество заговоров и злодеяний, восстаний и конфликтов, в последний момент своей жизни умер в одиночестве на пустынном острове в каком-то уголке мира, терзаемый тоской. Ленин и Сталин, а также их ближайшие соратники последовали их пути, не увидев радостей этого мира. А Чингисхан, преодолев шестидесятилетний рубеж и приближаясь к семидесяти годам, умер своей смертью, ниспосланной непосредственно от Тенгри, в своей ханской ставке (кочевом дворце), в окружении верных воинов и полководцев, готовых умереть за него, а также своих близких родственников и дорогих друзей.
Созданная им великая империя, подняв «Справедливость» и «Честность» как знамя, веками правила всем миром. Его справедливость и честность были настолько велики, что ни один человек из его окружения не предал его, ни одна страна под его властью не восстала против него. Его потомки стали правителями во всех странах мира. Его завещания передаются из уст в уста уже 800 лет.
Приведу лишь одно доказательство из завещания Чингисхана:
«Искусственный цветок исчезает от дождевой воды,
Льстецы бледнеют, услышав правду» (Чингисхан).
А язык, традиции, обычаи, менталитет и религия Монголии, которую нынешние историки называют родиной Чингисхана, совершенно иные. «Большинство монголов исповедуют ветвь буддизма – ламаизм» (данные из энциклопедии).
ПУСТЬ ВЕЛИКИЙ ТВОРЕЦ – АЛЛАХ ДАРУЕТ ВЕРУ ВСЕМ ВАМ, КТО ПРОЧИТАЛ ЭТИ СТ