Проблема на казахстанско-китайском международном торговом центре «Хоргос» до сих пор не решена. Люди недовольны тем, что их багаж остается на улице, не помещаясь в автобус, за который они заплатили. То есть, добраться туда легко, но вернуться сложно. В плотной очереди многие готовы даже переступать друг через друга, чтобы попасть внутрь. Однако учреждение, ответственное за перевозки на этой территории, пытается заверить, что ситуация улучшится с приходом весны. Об этом сообщил «КТК».
По данным корреспондента телеканала, ежедневно в международный торговый центр на казахстанско-китайской границе приезжает в среднем около 2 тысяч человек. Стоимость поездки в торговый центр и обратно составляет полторы тысячи тенге. Вы обязаны купить билеты сразу в оба направления. Те, кто хочет поскорее решить свои дела, с рассветом отправляются на рынки, расположенные в семи километрах от таможни, на таких старых автобусах. Большинство успевает купить все необходимое к трем-четырем часам дня и готовится к возвращению. Настоящая суматоха начинается именно в этот момент.
В разгар зимы в толпе дрожащих от холода нет разницы между старшими и младшими. Вместо того чтобы помочь упавшему, они готовы переступить через него. Иногда приходится ждать своей очереди 3-4 часа, чтобы перейти на другую сторону. На территории международного торгового центра курсирует всего 25 автобусов. Уставшие от такой очереди люди говорят, что заплаченные деньги не окупаются. Эту ситуацию выгодно используют таксисты на этой территории. Те, кто не хочет стоять в очереди, вынуждены, несмотря на дороговизну, грузить свои вещи в такси и платить вдвое больше, чтобы вернуться.
«Вы должны создать условия для людей. Есть такие автобусы. Снизу есть. Сверху сидят люди. Сколько человек поместится в один автобус? Правда? Мы здесь как собаки. Нам уже за 50, скоро 60, неужели мы должны умирать в Казахстане?» — говорит жительница города Жаркент Зейнегуль Коргасбаева.
«Мы не можем сесть в автобусы, держа по грузу в каждой руке. Мы не можем идти. Нас не пускают. Мы платим 1500 тенге. Но мы не можем сесть в автобус. То же самое и с такси. Мы платим 1500 туда, и столько же нужно платить, чтобы сесть в такси. Мы не можем столько денег выложить», — говорит другая жительница Жаркента Айша Тайырова.
Руководство международного центра осведомлено об этом беспорядке. Говорят, что они тоже ищут выход из тупика. Весной планируется запустить систему, аналогичную аэропортовой, когда багаж сдается, а на другой стороне его встречают. А до тех пор те, кто не хочет стоять в очереди, могут обратиться за помощью к гидам.
«Они проходят без очереди. Для туристических групп предусмотрены специальные коридоры. Они должны заранее уведомить о времени прибытия и отбытия. Конечно, стоимость услуги может быть немного выше. Но те, кто не хочет терять время и стоять в очереди, пользуются услугами этих гидов», — говорит президент АО «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос»» Кахарман Жазин.
Новая система должна заработать весной. Ожидается, что 50 современных автобусов заменят нынешние 25 старых. Руководство международного центра уверено, что «к апрелю станет лучше». А до тех пор люди, похоже, не смогут избавиться от пробок и давки на таможне.