Сейчас мы говорим «сделать себе имя» или «сделать себе репутацию» — вы сами определите, что правильнее, но молодые люди, работающие в тележурналистике, идут на разные уловки ради этого. Например, одни задают своим гостям неуместные вопросы, другие устраивают в студии скандалы. Третьи же любят пошлые вопросы ниже пояса. Наш гость, приглашенный на интервью, помимо эфира, ведет свой канал в интернете, где задает своим гостям грубые вопросы. Вообще-то, этот парень и сам стал известен благодаря телеканалу. Но зачем ему это все? Вы узнаете из следующего интервью.
Жас қазақ: Аман, ты хорошо знаешь причину нашей сегодняшней встречи. Ты работаешь в сфере журналистики 5-6 лет. О тебе мы всегда слышали только хорошее. Но в последнее время ты задаешь гостям своей программы пошлые вопросы и ведешь себя неуместно. Ты начал это в своей программе «Вечерняя встреча» на одном из отечественных телеканалов. Ты приглашаешь в студию известных людей, предлагаешь им вино. Этот твой поступок активно обсуждался в социальных сетях. Каково твое мнение по этому поводу? Или ты хотел таким образом привнести свободу в эфир?
Аман Тасыған: Да, это можно назвать свободой. Но не стоит путать свободу и безрассудство. У свободы есть определенные границы. Например, в телеинтервью подготовлены вопросы и ответы. Гость не раскрывается полностью. Мы с тобой сейчас беседуем как в обычной жизни. А часовая программа на телевидении — это ведь часть нашей жизни, разве не так? Поэтому я не хочу играть роль кого-то, идеального. Какой я в жизни, таким хочу оставаться и в эфире.
Жас қазақ: Зачем пропагандировать коньяк в эфире?
Аман Тасыған: Наши гости в студии в жизни пьют коньяк, курят. Ситуация в эфире — это лишь краткий отрывок из их жизни. Мы никогда не предлагали алкоголь тем, кто никогда его не употреблял. Если бы я предложил коньяк человеку, который совсем не пьет, вы бы все меня наказали. Пьющий человек будет пить и без рекламы. А я в жизни не употреблял алкоголь. Но даже если бы мне тысячу раз его рекламировали, я бы не стал пить. Вот и все.
Жас қазақ: Хорошо, понятно. Но ведь многие молодые люди берут пример с тех, кого ты приглашаешь в эфир. Ты об этом не думал?
Аман Тасыған: Например, о Мейрамбеке Бесбаеве у каждого складывается прекрасное представление. Он не пьет, ведет себя достойно, без всяких выходок. Но однажды, когда зрители увидят его истинное лицо, в их сознании произойдет переворот. Они не смогут это принять. Например, Торегали получил от этого удар. В жизни он другой человек. А на сцене, в глазах зрителей он сформировался совершенно иначе. Когда зрители увидели его истинное лицо, они не смогли его принять. К сожалению, мы не можем принять тот факт, что стол, за которым мы сидим, сделан из обычной древесины. Если сказать, что это простое дерево из леса, мы будем думать: «Обработанное, красивое, другое. Как это может быть простое дерево?» Мы слишком сильно пропагандируем красоту, искусственность. Из-за этого иногда мы не можем найти искренних собеседников. Распространилась искусственность. Я думаю, все развивается в условиях свободы. Мы, как родители, ограничиваем возможности ребенка. Даже не разрешаем рвать бумагу со стены.
Жас қазақ: Не получится ли так, что, увлекшись свободой, мы потеряем голову? Разве не плоды этой свободы — нынешние Байзаковы?
Аман Тасыған: Есть рыбы, которые живут на дне моря. Интересно, что когда они всплывают на поверхность, они сразу же «взрываются». Точно так же, когда мы душили общество, детей, то в будущем, когда они поедут учиться в Америку, они точно «взорвутся». Мы хорошо знаем, что девушки из аулов, приезжая в Алматы, начинают вести себя по-разному. Например, Айжан Байзакова. Она просто «взорвалась». В одном из своих интервью она сказала, что ей не хватало внимания.
Жас қазақ: Сегодня появилось множество проектов, которые обливают друг друга грязью ради сенсации. Тем не менее, после выхода из студии они благодарят друг друга и расходятся. Их цель — рейтинг. Ты тоже в последнее время занялся проектом TalkLike на YouTube. Там часто говорят ниже пояса. Что это такое? Попытка Амана добиться славы?!
Аман Тасыған: Это стратегический, целенаправленный шаг. К сожалению, наши коллеги иногда суетятся, не доводя дело до конца. Например, они выдают за сенсацию то, что какая-то звезда написала в интернете, в социальных сетях. Для журналистов это позор. А у моих интервью, где я задаю вопросы ниже пояса, есть свой секрет. Здесь я могу сказать только одно касательно программы «Қалаулым». Телевизионное руководство напрямую виновато в том, что она имеет такой рейтинг. Потому что, когда мы с тобой были детьми в 2000-х годах, было много программ, в которых могли участвовать молодые люди, высказывать свое мнение. Например, «Тысяча и одна пословица», «Лидер XXI века», дискуссионный клуб «Азамат», интеллектуальная игра «Золотой мяч». А сейчас что? Какая программа, кроме «Қалаулым», рассчитана на молодежь? Ты тоже не можешь назвать конкретно. Потому что нет ничего примечательного. Первая причина того, что «Қалаулым» так привлек внимание зрителей, — это именно это. На других каналах нет программы, которая могла бы ее заменить. Мы оттолкнули молодежь от общества. Мы говорим о латинском алфавите. А кто им будет пользоваться? Конечно, молодежь. Но почему мы учитываем только мнение старших? Ведь мы — основные пользователи. Было бы очень хорошо, если бы сборная Узбекистана по футболу поехала на чемпионат мира в Россию в этом году. Тогда бы задумался «Казахский футбол». Потому что мы сравниваем себя с узбеками. Если турецкий продюсер делает такую программу, мы все должны задуматься.
Жас қазақ: Вопрос с «Қалаулым» понятен. У меня есть вопрос о Замире, которая стала «любимицей» этой программы. Ты пригласил ее в свою программу в качестве почетного гостя и задал разные вопросы. В том числе и ниже пояса. Как это понимать?
Аман Тасыған: Я 3,5 года вел программу «Кісілік келбеті» на «Казахском радио». Приходили братья Тунгышбай Аль-Тарази, Сабит Досанов. Сколько бы программ ни было сделано, они не достигли своей основной цели. Не попали в точку. Я думал, что донесу до слушателей, в том числе до молодежи, прекрасные беседы многих людей, внесших вклад в казахскую литературу, культуру, искусство. Но я не смог этого сделать. Это очень печально. Поэтому в прошлом году я пригласил Розу Куанышкызы на последнюю программу и сознательно закрыл радиопрограмму. Перенес ее в интернет. Она называется TalkLike. Я мог бы начать свое интервью с Кабдешем ага. Задал бы ему замечательные вопросы и получил бы прекрасные, художественные ответы. Но ее посмотрело бы мало людей. Потому что современные зрители хотят другого. Два дня назад вышло интервью Тунгышбая ага. Но если бы я не начал программу с Замиры, ее бы никто не посмотрел. Я сознательно пошел на жертву. Я хорошо знал, что отношение общества ко мне изменится. Но я достиг своей цели.
Жас қазақ: Ты достиг своей цели, задавая вопросы ниже пояса?
Аман Тасыған: Простите, а какие еще вопросы вы бы задали Замире? Задали бы вопросы, имеющие политико-экономическое значение? Или я должен спросить у Ольги Семеновой, чей скандал с объятиями с Аршавиным вызвал резонанс, о социально-экономическом положении страны, литературе, культуре, национальных ценностях?
Жас қазақ: То есть Аман Тасыған готов опуститься до уровня своего гостя?
Аман Тасыған: Да, сознательно готов. Например, если бы я задал такие вопросы ниже пояса мастерам искусства, Тунгышбаю ага, то меня могли бы растоптать. Но я этого не делаю. Чтобы донести правильный разговор двух казахов, приходится приглашать таких людей, как Замира. Сейчас много хороших передач. «Парасат майданы», «Қарекет». Но даже они уступают «Қалаулым». Однако я не могу сказать, что рейтинг справедлив. Например, мы сняли около 400 программ «Вечерней встречи». Было много отличных передач. Интересных, но никто не отреагировал. А вот люди, которые спорили с Асанали ага, крича «ты пил коньяк», внезапно появились. Хочется делать качественный контент. Но общество перестало его принимать. Людям интересно: «Почему ты взял интервью у Замиры?»
Жас қазақ: Печальная ситуация!
Интервьюер — Елдос Омирзак
jasqazaq.kz