Между явлением и сущностью находится сознание, между душой и телом — душа. Если стыд оживляет сознание и душу, то этот стыд, совесть должны обрести преобладание. Это сознание и душа душат казахскую сущность. Не дают развиваться, объединяться, тянут в разные стороны.
Для этого нужны знания, познание, чувства, вера и действия. Давайте не будем далеко искать знания и познание, они сосредоточены в нашей пройденной истории. А пока история не нашла своего познания и своего носителя, своего пути и традиции, своего опыта. История — это неотделимый слой культуры. Время и пространство культуры, нации, ее дыхание и жизнь, опыт, идеал и свобода. А в содержании культуры есть религия. У нас историческое познание отравлено вчерашним марксизмом. Историческое сознание — это сегодняшние казахи. Они не уверены в том, кто они — нация, народ, культура. Потому что их исторический опыт и историческое познание не совпадают. Эти трое (историческое сознание, историческое познание и исторический опыт) тянут в разные стороны. Казахская сущность остается вне поля зрения как с научно-познавательной, так и с духовной точки зрения.
История, культура, религия и человек — эти четыре слоя являются опорами благополучия и будущего нации. Пока они не будут рассматриваться в совокупности с точки зрения философии истории как исторический опыт, историческое познание, историческая вера и историческое сознание, ни государственность, ни казахская национальность, ни культура и честь не пробудятся. Такое поколение унесет в своем русле любой шторм.
В советской историографии не было сущности, духа. Написание истории без духа означает обездушивание поколения. Это было объяснение, основанное на вчерашней исторической материалистической диалектике. Чтобы выйти из этого состояния, нужна методология переосмысления истории. Это невозможно без духовности, ценностей и бытия. Потому что история — это духовный мир. А продолжать пережевывать проповедь марксистской диалектики — это насилие, предательство по отношению к казахам. Заучивание истории.
Сегодня, в нашу четвертьвековую историю независимости, печально, что мы не смогли сформировать направление «новая история, новый взгляд, новое историческое познание». Известно, что первая и главная функция любого познания — это объяснение. Если сегодняшнее историческое познание продолжает объяснять сущность казахского ханства вчерашними советскими шаблонами, если главная научно-познавательная область, которая должна обосновывать сегодняшнюю независимость, государственность и национальные ценности, ориентируясь на идеал «Вечной страны», остается в таком же застывшем состоянии, то как нам избавиться от постсоветских идеологических направлений? Эта теоретическая познавательная проблема должна быть немедленно решена как ценностный ориентир в отношении казахской истории, культуры, цивилизации.
Мир меняется, глобальное давление растет в геометрической прогрессии, завтрашний день страны и ее благополучие зависят от ее ценностных основ. А наше историческое познание остается в том же константном состоянии, до сих пор прославляется как реликт (живой экспонат) вчерашнего советского сознания. Это, прежде всего, безответственность по отношению к казахской нации — создателю нашей государственности, безразличие к будущему нашей страны.
Из записи Досая Кенжетая в Facebook