Личное мнение Ж. Коргасбека
«Ореховая ива» показала южный характер, как выцветшее платье
«Мы занимаем девятое место в мире по территории» — эту фразу мы с детства заучивали наизусть. Однако, если не считать того, что в некоторых регионах стало больше смешанных русских слов, то языковых различий нет ни в одном уголке нашей страны. Как говорится, язык тянется к характеру, характер — к языку. Тем не менее, у каждого региона есть своя неповторимая особенность. Наш юг богат традициями, языком и характером. Все эти сферы ярки. Как говорится, «за хорошим человеком тянется слово», и неслучайно про юг часто говорят шутки и анекдоты. На самом деле, мы не обращаем внимания на то, что авторами таких историй являются сами жители юга. Если уместно вспомнить французскую пословицу «Народ, смеющийся над собой, — великий народ», то это будет не лишним. Поскольку все искусство нуждается в национальном колорите, в этом плане мы иногда опираемся на юг. Услышав, что «Ореховая ива» была снята на юге, и обратив внимание на это уточнение, мы почувствовали тепло еще до просмотра. Фильм, снятый на юге Казахстана, успел получить главный приз на международном кинофестивале в Южной Корее. Однако после первого и второго просмотра этот наш фильм показал свою бедность внутреннего содержания. Особенно нас огорчило то, что он не смог ярко и полно раскрыть наши упомянутые богатые характеры. Вместо этого нам не понравилось, что он пытался обмануть нас легкими сценами, как выцветшее платье. По нашим оценкам, у него есть несколько причин, общих с другими нашими фильмами. Мы поставили себе цель в нашей статье перечислить эти недостатки по отдельности.
Фильм режиссера Ерлана Нурмухамбетова «Ореховая ива» начался с привлекательных сцен. Вдруг ребенок лет пяти-шести рядом с нами крикнул: «Эта девушка села на семечки!» В кинокартине взрослые разносили ветром семена подсолнечника, очищали их от мусора и сушили на холсте. В этот момент перед нашими глазами предстала сцена, где девочка лет десяти в легком платье сидела на семенах подсолнечника. Услышав крик того ребенка, мы почувствовали, будто «начался пожар».
Кто-то обратил внимание, кто-то нет. Некоторым это могло показаться даже привычным. Потому что говорят, что в странах, производящих вино, виноград давят босыми ногами несовершеннолетние девушки. Вино — это одно, но то, что еда лежит под ногами, для казахского ребенка очень возмутительно. Потому что с малых лет им в уши вливают запреты: «не топчи, не разбрасывай, не пачкай, не растрачивай».
Вот только вокруг одной этой детали можно вести немало споров. Фильм предназначен для показа казахской жизни в кипящем казахском обществе. Поскольку это авторский фильм, похоже, использованы методы, которые широкая публика не всегда понимает. С одной стороны — юмор, с другой — сатира, а с третьей — кристально чистая мелодрама. В одном месте он похож на итальянское кино, в другом — на грузинское, а мелькнувшие моменты напоминают узбекское или киргизское кино, как будто? Но, по неизвестной причине, хотя здесь есть казахские действия, характера как будто нет.
Что это означает? Это означает, что казахская киношкола отрывается от своих корней. Сколько бы мастерски вы ни снимали, видно, что это не исходит изнутри. Хотя казахский режиссер снимает, трудно назвать это казахским кино. Искусственность бросается в глаза, как будто характерам казахских персонажей, внешне и речью казахов, приписали характеры людей другой национальности.
«Ореховая ива» — это фильм, объединяющий различные сюжеты. Тем не менее, основная линия начинается с похищения девушки. Такие события случались и в наши молодые годы. Когда родственники уводили похищенную девушку обратно, парень, обидевшись, устраивал нам ад. А в этом фильме история построена так, будто происходит в одной из тех стран, производящих вино. Парень, оставив девушку, бежит за машиной, в которой его увозят, на глазах у всех, с белыми подошвами, растерянно.
Не будем здесь би