16 мая для всех мусульман начинается священный месяц Рамадан. В связи с этим корреспондент Sputnik Казахстан обратился к наиб-имаму мечети «Азирет Султан» Каната Кыдырмина с вопросом о том, как подготовиться к Рамадану.
«Сейчас мы входим в месяц Шабан, предшествующий Рамадану. Исламские ученые рассматривают несколько вопросов при подготовке к Рамадану. Во-первых, это обновление намерения мусульманина. То есть, прежде чем приступить к какому-либо делу, сначала сделать намерение считается благим делом. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Все дела оцениваются по намерениям, и каждому человеку будет то, что он намеревался». Поэтому перед священным месяцем Рамадан в первую очередь нужно исправить намерение. О главной цели Рамадана Всевышний Аллах говорит в Коране: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, дабы вы обрели богобоязненность». Основная цель выхода из Рамадана – выйти из него богобоязненным и с верой. Это не просто воздержание от питья и еды. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если кто-то не прекратит сквернословить и совершать дурные поступки, то Аллаху не нужна его воздержанность от еды и питья». Следовательно, внутренняя суть Рамадана – это воздержание не только от еды и питья, но и от скверных слов и дел, скверных мыслей. Человек должен стремиться к благим намерениям и к изменению себя в лучшую сторону. То есть, в первую очередь подготовка к Рамадану происходит через намерение», — сказал имам.
Второе, что делается в качестве подготовки к Рамадану, — это мольба (дуа).
«Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) молился: «О Аллах, благослови для нас месяцы Раджаб и Шабан и доведи нас до Рамадана». Поэтому каждый мусульманин должен молиться: «О Аллах, дай нам дожить до Рамадана». Третье: если у человека есть долг или доверенное имущество, то лучше до наступления Рамадана рассчитаться с этим и войти в священный месяц чистым, с покаянием. Рамадан – это связь между Аллахом и рабом, а имущество другого человека – это право между людьми. Поэтому, если права человека были нарушены, его положение перед Аллахом не возвысится. Сколько бы он ни плакал в намазе, сколько бы ни совершил хадж, но если он причинил вред другому, не вернул взятое или обманул, то Всевышний Аллах не нуждается в его плаче в намазе. Потому что здесь нарушены права человека. Поэтому до Рамадана лучше вернуть взятое у кого-то, выполнить данное обещание, совершить покаяние и войти чистым», — сказал Кыдырмин.
По словам имама, сюда входит и возмещение долгов за предыдущий Рамадан. Нельзя входить в Рамадан с долгами прошлого года. Если есть долги, то лучше погасить их в этом месяце Шабан.
«Четвертый вопрос: если у мусульманина есть дела, которые отвлекают его от поклонения или богослужения в месяц Рамадан, то их следует завершить до Рамадана. Что это значит? Иногда люди перед Рамаданом начинают какое-то дело, не успевают его закончить, и в месяц Рамадан, занятые хлопотами по этому делу, уделяют внимание только ифтару. И таким образом могут упустить другие виды поклонения в месяц Рамадан. Почему? Потому что вошли в Рамадан без плана. Поэтому любому мусульманину в качестве подготовки к Рамадану нежелательно планировать на этот месяц дальние поездки или празднества. Такие дела лучше совершать до или после Рамадана. Пятое – самому радоваться и радовать других. Радоваться самому – значит радоваться тому, что приближается священный месяц, тому, что сделал священным Всевышний Аллах. Мусульмане должны стараться радоваться приближению Рамадана. А что значит радовать других? Например, женатый человек, сидя дома с женой и детьми, может планировать благие дела, такие как раздача еды нуждающимся, пожертвования, и радоваться этому, как празднику, радуя других. Это будет свет поверх света», — говорит имам.
«Сподвижники говорили: «Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был очень щедрым человеком, но когда наступал Рамадан, он становился еще щедрее». В месяц Рамадан человек должен стараться измениться. Ведь это считается тайной между Аллахом и рабом. Мы видим тех, кто совершает намаз, кто совершил хадж, а пост – это невидимое поклонение. Это священное поклонение, которое способствует полному обращению внутреннего мира человека к Всевышнему Аллаху. И еще: если в месяц Рамадан были совершены благие дела, то их следует продолжать и после окончания месяца. Если после Рамадана характер человека и его благие дела продолжаются, то ученые говорят, что это является следствием принятого поста», — сказал Кыдырмин.