Похоже, что последние политические новости из Кыргызстана ускользают от внимания наших экспертов. В прошлом году, когда отношения между двумя странами охладели во время президентства Атамбаева, некоторые наши коллеги говорили, почему мы не проявляем интереса к политической ситуации в соседних странах, не анализируем и не изучаем политические процессы в соседних государствах. Тогда многие в одночасье стали специалистами по Кыргызстану, по-своему анализировали ситуацию в стране, а затем, как обычно, переключились на другие темы.
А события, происходящие в Кыргызстане, очень важны для нас. В прошлом году, перед началом предвыборной кампании, когда Алмазбек Атамбаев утвердил Сооранбая Жээнбекова в качестве своего преемника, некоторые эксперты предсказывали, что Жээнбеков будет тенью Атамбаева, что Атамбаев сохранит свое влияние даже после ухода с официального поста, а Жээнбеков будет играть роль политической марионетки. Однако, судя по последним событиям, Жээнбеков за 3-4 месяца укрепил свои позиции и полностью взял политическое пространство под свой контроль. То есть, с точки зрения политической тактики и стратегии, это должен быть еще один интересный кейс для экспертов. Потому что, когда Жээнбеков был избран президентом, основные структуры власти находились под прямым влиянием Атамбаева.
Основные три опоры Атамбаева, три решающих человека состояли из следующих лиц: Фарид Ниязов – сначала занимал должность советника президента, затем был назначен руководителем администрации президента; вторая опора – председатель Государственного комитета национальной безопасности Кыргызстана Абдил Сегизбаев, которого также сначала назначили советником, затем перевели на должность заместителя председателя ГКНБ, а затем утвердили в качестве председателя, он был специально выращен. Третьим, одним из главных доверенных лиц был Сапар Исаков. Исаков, как и двое предыдущих, был одним из кадров, специально подготовленных и выращенных Атамбаевым. Начав работу в администрации Атамбаева, он постепенно продвигался по службе, руководил администрацией президента и за короткое время сразу же был утвержден на посту главы правительства. На этой должности он сразу же провел активную PR-стратегию, представив себя как политика нового поколения, стал автором свежих идей, таких как «Таза коом». По правде говоря, когда Сапар Исаков пришел во главе правительства, на него возлагались большие надежды. Ведь он, в конце концов, представитель среднего поколения, молодой технократ, разносторонний, образованный. Поэтому ожидалось, что он будет придерживаться либерального курса. Однако люди из окружения Атамбаева работали не ради какой-то идеи или идеологии, а ради командных, клановых интересов, отодвинув государственные интересы, не смогли выйти за рамки своих личных интересов. Команда Атамбаева, хотя и выигрывала тактически два года, полгода назад, стратегически сама подготовила предпосылки для поражения. Почему? Потому что на силы, имеющие множество альтернативных позиций, оказывалось политическое давление, даже тех деятелей, которые участвовали в революции вместе с Атамбаевым, начали вытеснять с политической арены, во внешней политике придерживались односторонней политики, вплоть до нарушения отношений с братскими странами. «Благодаря» такой политике команда, удерживавшая под контролем все структуры власти, в итоге настроила против себя все общество, все политические силы. С другой стороны, они не смогли правильно оценить потенциал Жээнбекова.
Жээнбеков, не вынося сор из избы, не торопясь, последовательно укреплял свои позиции и смог победить своих противников на их же игровых полях. Сначала ушел Ниязов, затем ушел Сегизбаев, затем был освобожден от должности генеральный прокурор Кыргызстана, после этого был снят с должности Сапар Исаков. Снятие Исакова с должности стало неожиданностью для всех. Ведь всего за несколько дней до этого фракция СДПК, которую возглавлял Атамбаев, дала хорошую оценку работе его правительства. Однако другие оппозиционные фракции дали отрицательную оценку его работе и объявили вотум недоверия, а фракция СДПК, которая всего днем ранее была удовлетворена работой премьера, была вынуждена признать это. Сила Жээнбекова в аппаратной игре позволила ему не разрушить коалицию, а наоборот, расширить ее. Сегодня в коалицию вошел и блок «Республика – «Ата-Журт». То есть, он смог использовать слабости Атамбаева и его сторонников против них самих. Конечно, в этом плане способность Жээнбекова мобилизовать ресурсы за короткое время, не увлекаться краткосрочными дешевыми PR-достижениями, не торопясь проводить свою политику и в результате взять под контроль механизмы основных структур.
В связи с этим, возвращаясь к Исакову. Когда в прошлом году Исаков был назначен на эту должность, на него возлагались большие надежды. Сапар Исаков имел все возможности остаться в истории кыргызской политики как лучший, новаторский, реформаторский глава правительства. Однако Исаков, не придерживавшийся простых политических традиций, не считавшийся с политическими конкурентами, полагавшийся только на свои силы и увлекшийся только имиджевыми действиями, в итоге остался в истории Кыргызстана как первый премьер-министр, освобожденный от должности в кратчайшие сроки и посредством вотума недоверия. Согласно кыргызским законам, ему даже не будет присвоен статус экс-премьер-министра, согласно закону, социальные и медицинские льготы, предоставляемые бывшим премьерам, к Исакову применяться не будут. Еще один момент, который стоит отметить: когда сегодня объявлялся вотум недоверия, его письмо спикеру Жогорку Кенеша с просьбой предоставить последнее слово не было удовлетворено, то есть последнее слово ему не дали. Это, несомненно, станет уроком для Сапара Исакова, который поздно понял, что нужно собирать союзников и сторонников, слушать политических оппонентов, что диалог всегда важен, и оказался в ситуации политического одиночества.
Тем не менее, списывать Исакова со счетов рано. Хотя сегодня он потерпел поражение, он приобрел большой опыт, и то, что он вернулся в большую политику, это одно, он даже может попытаться взять реванш через некоторое время. Что бы там ни говорили, Исаков, как политический деятель, заложивший основу новых трендов, выступивший с новыми инициативами, все же оставил большой след в политической истории Кыргызстана. Как он сам сказал сегодня при прощании, его главный капитал – это его возраст, ему чуть за 40, значит, все впереди. А в целом, этот процесс является еще одним признаком формирования кыргызской демократии.
Конечно, политическая нестабильность, накапливающиеся экономические проблемы, частая смена правительств, сведение счетов между политическими группами – препятствуют развитию кыргызского государства. Вышеупомянутые проблемы приводят к тому, что реформы не реализуются на практике, а если и реализуются, то тормозятся. Вместе с тем, эти ситуации повышают вероятность досрочных парламентских выборов. Тем не менее, несмотря на такие недостатки, это также демонстрирует преимущества кыргызской демократии, поскольку основные политические силы, сколько бы ни конфликтовали между собой, действуют в соответствии с определенными правилами, в рамках новых политических и правовых процедур, а это свидетельствует о формировании совершенно новой политической культуры.
Ерлан Карин,
Председатель Совета по международным отношениям,
политолог