Образ дракона часто встречается в казахских сказках. Образ чудовища, обладающего огромной силой, причиняющего вред человечеству, сражающегося с героями, навсегда остался в нашем сознании. Несколько многоголовых драконов были побеждены героями, и сказка заканчивалась благополучно. Мы пугались от воображаемого страшного образа и искренне радовались гибели этого дракона. Я не помню ни одного случая, чтобы это чудовище, представленное во всех сказках как отрицательный персонаж, оставалось в живых или побеждало. Следовательно, цель сказки – через жертвоприношение отрицательного образа внушить ребенку, что добро и справедливость побеждают. Но почему именно дракон воплотил это чудовище, стремящееся поглотить человека живьем? Литературовед, фольклорист С. Каскабасов рассуждает: «Дракон, в конечном счете, – это огромный змей». Огромный змей, который для нас является лишь сказочным персонажем, на самом деле не был обладателем безграничной доброты. Возможно, поэтому он, вытягивая шею из дымохода юрты, пьющий воду из реки, иногда вызывающий дождь с неба, охраняющий мир мертвых и доставляющий души в загробный мир, закрепился в нашем сознании не как змея и не как дракон, а как некое таинственное существо.
Скульптура С. Нарынова «Мир моего деда», занимающая почетное место в Национальном музее, заставила меня много размышлять. Образ змеи, пытающейся проглотить собственный хвост, вылит из бронзы. Он совершенно не похож на обычную змею. Густая грива, ниспадающая с затылка, и пышные, раскидистые редкие крылья придают ему особую суровость. Четыре пальца на безвольных руках сжимаются в кулак. Или, может быть, это ноги? В любом случае, в его движениях проглядывает некая тайна.
Мне захотелось поговорить с этим таинственным существом. В любом произведении можно увидеть душу автора. Поэт, писатель, композитор, художник, скульптор – все передают свою мысль через свое творение. «Какое отношение огромный змей, похожий на дракона, имеет к деду Сакена Нарынова?» – думаю я. Или это произведение родилось из воспоминаний о сказках, рассказанных дедом в детстве? Судя по названию «Мир моего деда», кажется, что дед жил только в мире сказок. Очевидно, что человек, будучи в здравом уме, не ограничивается сказочными персонажами, откладывая свою жизнь в сторону. Даже если так, неужели весь сказочный мир передан только через образ змеи? Разве не так много положительных героев в сказках? Можно было бы создать скульптуры и для приятных образов, радующих глаз. Мои мысли разделились на десять, сознание – на сто. Мне захотелось понять смысл скульптуры. Я хотел столкнуться с мыслью, скрытой автором. В конце концов, я так и не смог выбраться из круговорота этого таинственного произведения.
Его безвольные руки и печальные глаза потрясли мое сознание. Я не верю своим глазам и снова и снова вглядываюсь в его лицо. Глаза старости, нуждающейся в доброте. Точно такие же. Ничем не отличаются. В моем сознании вспыхнул образ слабых глаз моего покойного деда, который долго сидел, устремив взгляд в одну точку, ожидая своего младшего сына. Какое сходство! Я поражен.
Или автор, изображая «чудовище», изрыгающее огонь, хотел передать, что даже те, кто высокомерно поднимает грудь, сметая все на своем пути и сбивая с ног тех, кто им противостоит, тоже слабеют, нуждаются в доброте и попадают в жалкое положение? Первый, кто увидит это, несомненно, заметит устрашающий образ, отвращающий от жестокости. Образ жестокого человека, готового схватить то, что дают, отобрать то, что не дают, растоптать и напасть. Его алчность настолько велика, что если его желания не исполняются, он готов причинить вред самому себе – это обладатель бушующего гнева, мести, злобы. Образ хищника, шипящего от злости, трижды обвившегося и изливающего свой гнев на себя, невольно завораживал.
«Мир моего деда». Я вспомнил своего деда. Каким был мир моего деда. Если бы нужно было описать мир моего деда одним словом, что бы я сказал? Мыслей много, ответа нет. Возможно, «дед» – это общество? Не заботясь о твоем положении, оно бьет тебя в самое слабое место, и, когда ты падаешь и спотыкаешься, оно не обращает внимания, а безжалостно пытается заставить тебя подчиниться своим требованиям и осуществить свои желания – кажется, что именно такой жестокий облик современного общества не отличается от этой скульптуры. У тебя не хватит сил противостоять, никто не поможет тебе, если ты попросишь совета, а если поднимешь голову, найдешь врагов, готовых тебя разорвать. Остается только следовать. Никто не намерен бороться с такой свирепой силой, нет другого выхода, кроме как смириться, рискуя. Хотел