Журналист Оғыз Доган намерен подать в суд на банк «Qazkom» после того, как не смог получить обслуживание на казахском языке в одном из его филиалов в Астане. Корреспондент Sputnik Kazakhstan разобрался, кто прав, а кто нарушает закон, если права гражданина на получение услуг в каком-либо учреждении были нарушены.
«Я специально выбрал банк «QAZKOM»…»
Сначала мы связались с самим Огызом Доганом, автором нашумевшего в социальных сетях видео, и спросили, как развивалась ситуация. Целью журналиста при посещении банка было открытие счета для хранения денег.
«Я искал банк в Казахстане, чтобы открыть счет и положить туда свои деньги. Когда я спросил совета у друзей, они назвали разные банки. Среди них я выбрал «Qazkom», потому что в названии есть слово «казах». Таким образом, сотрудники банка, у которого в уставе есть слово «казах», отказались отвечать мне на государственном языке Республики Казахстан. После того, как я не смог получить услугу на казахском языке, я начал снимать происходящее на видео», — говорит Огыз Доган.
Любое видео — неоспоримое доказательство нарушения прав
Если вы видели видео, снятое Огызом Доганом, то банк, сотрудники которого говорили, что снимать видео запрещено, и даже пытались отобрать телефон у журналиста. Мы связались с профессиональным юристом Абзалом Куспаном и спросили, насколько законно снимать видео в общественных местах и коммерческих учреждениях.
«Если это видео снято в связи с нарушенными правами гражданина, то снимать можно. Это называется фиксацией доказательств. Очевидно, что бывают разные ситуационные моменты. Например, вам не предоставляют какой-либо вид услуги, или предоставляют некачественную услугу. Любой поставщик услуг обязан предоставлять услуги вежливо и культурно. В случае, если вам не проявляют такую вежливость, наоборот, грубо нарушают ваши права и повышают голос, вы имеете полное право снимать это на видео. В законе не написано, что снимать видео запрещено. В гражданском праве действует принцип, что все, что не запрещено, разрешено. Это принцип гражданского законодательства. Этот принцип является общеобязательным», — говорит Абзал Куспан.
То есть, съемка видео разрешена, если это прямо не запрещено законом. А охранники этого учреждения не имеют права вырывать телефон у человека, который снимает, если он не нарушает порядок и не хулиганит.
«Потому что телефон — это частная собственность. То есть, если его телефон вырвут, это будет считаться посягательством на право собственности», — говорит юрист.
«Мне никакой пиар не нужен»
Напомним, в конце 2017 года турецкий журналист Огыз Доган судился с компанией «Эйр Астана» в Казахстане и выиграл. В том случае причиной обращения Огыза Догана также послужил отказ стюардессы компании обслуживать его на казахском языке.
В то время некоторые блогеры и граждане говорили, что «Огыз Доган занимается пиаром». В случае с Qazkom также уже высказывались подобные мнения.
«Во-первых, я думаю, что большинство граждан не считают это пиаром, как вы говорите. Конечно, и в случае с компанией «Эйр Астана» были те, кто называл мои действия пиаром, и сейчас есть, но я не считаю их очень много. Во-вторых, я не певец, который занимается пиаром и продает свои записи, или человек, который получает выгоду от пиара. Человеку науки и образования пиар не нужен. Я считаю это (требование обслуживания на казахском языке — авт.) своим гражданским долгом», — говорит Огыз Доган.
Человек, боровшийся за казахский язык, очевидно, выиграет в суде
Юрист Абаз Куспан в одном из своих интервью говорил, что гражданин, требующий обслуживания на государственном языке и подавший в суд на какую-либо организацию, на 100% выиграет в суде. А для тех, кто выдвигает аргумент о том, что «русский язык является языком межнационального общения», юрист говорит, что суд не будет принимать во внимание этот аргумент.
«Согласно закону «О защите прав потребителей», если потребитель требует, обслуживание на государственном языке обязательно. В целом, ведение любого дела на государственном языке обязательно. А другие языки используются только при необходимости. Если потребитель не считает необходимым обслуживание на этом языке, или ведение дела на этом языке, то суд и взаимное общение должны вестись только на государственном языке Республики Казахстан. Если потребитель требует обслуживания не на русском или английском, а на казахском языке, его требование на 100% обосновано.
А я еще не видел последнее видео, снятое Огызом Доганом. Если сотрудники банка действительно отказались обслуживать на казахском, то сторона, подавшая в суд, очевидно, выиграет. Вспомните суд с «Эйр Астана». В том суде четыре адвоката выдвигали аргумент о том, что «русский язык используется на равных, мы можем обслуживать на русском языке». Но Огыз Доган их победил».
Станет ли суд с «Эйр Астана» уроком для Qazkom?
Журналист Огыз Доган говорит, что если представители Qazkom извинятся перед казахским народом, то ситуацию можно будет урегулировать по взаимному согласию, не доводя до суда, и именно в этом заключается его цель.
«Представители банка со мной еще не связывались. Вы, даже не зная меня, нашли мой телефон, поэтому я думаю, что и они смогут найти, если захотят. И если банк извинится не передо мной, а перед казахским народом, я готов простить. Наша цель — не спорить и судиться, моя цель — повысить статус казахского языка. Да, если банк проявит скромность, признает свои ошибки и извинится, я буду рад, и этим действием банк повысит свой авторитет. А если не извинится, придется судиться, как с «Эйр Астана». Поэтому я думаю, что банк должен извлечь урок из ситуации с «Эйр Астана».
«Рухани жаңғыру: Услуга за услугу, мед за квас
А общественный деятель Оразгуль Асангазы, в свою очередь, высказала мнение, что Закон Республики Казахстан «О языках» един для всех, и банк, и предприниматель должны подчиняться этому закону.
«Если мы говорим, что программа «Рухани жаңғыру» — это возрождение национального кода, то самый главный элемент национального кода — это язык. В целом, Елбасы открыл все пути для граждан, занимающихся бизнесом. Он сократил разрешения, чтобы они не испытывали трудностей. А у казахов есть поговорка «услуга за услугу, мед за квас». То, что работа предпринимателей шла хорошо, не означает, что они должны нарушать закон. Закон «О языках» никто не отменял. Поэтому каждый обязан предоставлять услуги на казахском языке», — говорит Оразгуль Асангазы.