«Смерть – это правда, смерть – это истина, тогда жизнь – сомнение!»
Моя повседневная жизнь – размеренна! Иду на работу – возвращаюсь, возвращаюсь – иду. Так повторяется снова и снова, как бумеранг. Наш район – довольно бедный район. Идя на работу, я смотрю на обувь людей. Хотя их цвет разный, форма одинаковая, то есть, ботинки, предназначенные для долгих прогулок. Затем я смотрю на блестящий курс, показывающий стоимость сегодняшнего тенге в обменном пункте с надписью EXCHANGE.
$1- 336 тг
€1- 396 тг
R 1- 5,6 тг…
Про себя я благодарю. Значит, наше экономическое положение пока стабильно. Не изменилось со вчерашнего дня, думаю я. Дальше… работа-дом, дом-работа, так будет повторяться.
Сегодня я нарушил этот железный порядок и купил вишню в фруктовом магазине. Раньше я никогда не покупал.
Первая сцена. БАДИ.
Комната. Свет падает. Я осторожно попробовал написать Бади. Мое письмо получилось неуверенным, вышло корявым. Затем я сильнее нажал на ручку и написал БАДИ. Получилось красивее, чем первое. Кто такой Бади, спросите вы? Бади – герой фильма «Вкус вишни». А автор этого фильма – мечта многих кинематографистов, иранский режиссер, обладатель Гран-при Каннского фестиваля («Золотая пальмовая ветвь») – Аббас Киаростами. Герой Киаростами – персонаж, который после самоубийства ищет человека, чтобы похоронить себя. Вся линия фильма только в этом. Однако это только начало. Сначала Бади ищет этого человека на рынке. Не находит. Двое людей, которых он нашел на стройках, отказываются, как только начинается разговор о деньгах. Пассажир, которого он подвез в машине по дороге, после его долгого монолога, узнав, что тот хочет умереть, и увидев место для захоронения, убегает. Остановимся здесь на Бади, который не может встретиться лицом к лицу со своей смертью, как тот солдат, убегающий от своей смерти, и вернемся к самому режиссеру.
(Бади. Из фильма «Вкус вишни»)
Киаростами снял этот фильм в конце 90-х годов. В то время в Иране, после долгой революции, общество обновлялось, новое приходило на смену старому. Это отражается и в его фильме. Если заметите, события в кино происходят вокруг крупных строительных объектов. Мастерство Киаростами в том, что он смог вместить проблемы всего иранского народа, и не только одного народа, а всего мусульманского Востока, в этого маленького героя. То есть, в эпоху, когда новое приходит на смену старому и происходит модернизация, мусульманское восточное общество оказывается не готовым. Сомнение в будущем, где исчезают религия и традиции. Вот почему герой Киаростами хочет покончить с собой.
Вторая сцена. Попкорновые фильмы и авторские фильмы
Чтобы добавить пикантности теме, начнем с разделения киноискусства на попкорновые фильмы, идеологические фильмы, авторские фильмы. Идеология – это… идеология. Никто, кроме нас, не испытал ее последствий и пользы. Фильмы, лишенные мысли, построенные на развлечениях, мы называем попкорновыми фильмами. Искусствоведы и киноведы не относят эти фильмы к настоящему искусству, если только не смотреть их, обняв какую-нибудь девушку, для развлечения. «Настоящим искусством мы называем авторские фильмы. Остальное – призрак искусства», — говорит известный казахский режиссер Дарежан Омирбаев. Именно последнюю область смотрят искушенные зрители и оценивают интеллектуальные группы. Посмотрите на совпадение: европейские поэты и писатели XIX века, 60-х годов (Ш. Бодлер, А. Рембо, О. Уайльд и др.) открыли путь развитию различных «измов». Позже эти «измы» охватили мир. Они стали причиной появления различных форм в разных видах искусства. Так и в киноискусстве, первые авторские фильмы появились в европейских странах, таких как Франция и Италия, и постепенно распространились по миру. Это совпадение, или же река искусства, переливаясь в зависимости от развития времени, течет по другому руслу, возрождаясь?
После Второй мировой войны европейский народ стремился к яркой жизни. Причина в том, что старый континент устал от войны и страданий. Этот факт начал отражаться и в их искусстве. В музыке появились такие группы, как The Beatles, а в кинематографии режиссеры, стоявшие у истоков авторского кино: Федерико Феллини, Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Микеланджело Антониони и др. привнесли новую волну в киноискусство. Критики считают, что в произведениях упомянутых авторов есть «что-то» более глубокое, чем суета повседневности. В «Сладкой жизни» Феллини писатель Марчелло ищет основу для творчества в обществе, перестроенном после войны. Потому что общество устало от произведений, новостей, творений на военную тематику. Массы, переживающие сексуальную революцию, интересовались подобными вещами. Писатель Феллини ищет своих героев в такой бурлящей среде. Марчелло испытывает пустоту и хаос в груди после самоубийства своего друга Штайнера, которого он считал идеалом, в чью семью, жизнь, богатство, славу он завидовал. У Марчелло остается только сомнение, как у Бади. Потому что Штайнер унес с собой в загробный мир и веру Марчелло. Не напоминает ли вам взгляд героя Феллини на окружающую его развлекающуюся публику, взгляд Киаростами на Бади? А Мишель Годара, который стремится к разрушению, относится ко всему безответственно, желает себе смерти? А Анна Антониони, которая теряется на острове, отправившись на прогулку с друзьями? Она тоже хотела отделиться от общества, уйти в уединенное место, вне потока времени вокруг нее. Да, хотела уйти, точно так же, как Бади.
Федерико Феллини
Режиссер таких авторских фильмов, как Андрей Звягинцев, в своем произведении «Нелюбовь», снятом в этом году, показал, насколько опасно виртуальное существование для человеческого сознания. Сегодняшнее общество предпочитает виртуальную жизнь реальной. Потому что они устали от повторяющихся повседневных действий в реальной жизни. Виртуальная жизнь – своим ярким блеском, мега-звездами и их несхожими путешествиями, одеждой, вещами, которые они используют, даже едой, привлекает к себе. Поэтому попкорновые фильмы наполнены максимально яркими цветами.
«Бэтмен», «Супермен», «Человек-паук», «Аватар», «Трансформеры»… и так далее. Этот список продолжается. Примерный сюжет этих фильмов: главный герой побеждает инопланетного или внезапно появившегося врага или катастрофу. Спасает весь мир в одиночку. Зритель впадает в транс, как будто сам победил этих «врагов» за два часа. Забывает о повседневной суете. Я считаю попкорновые фильмы легкими наркотиками. То есть, стремление Эго к героизму.
Андрей Звягинцев
Третья сцена. РЕЛИГИЯ
…Человечество не могло жить без кровопролития. По сути, это началось с убийства Каином Авеля. Хотя развитие цивилизации и оружие в руках человека, способ ведения войны изменились, суть – кровопролитие – не изменилась. Героизм – это болезнь, возникшая с рождением человека, или болезнь, пожирающая душу, как неизлечимая рана. Герой Киаростами не стремится к героизму. Он – маленький человек. Он – зеркало общества на стадии развития. Он сражается не с внешним врагом, а с внутренним. Он борется со своим Эго. Он не хочет сходить с пути, проложенного предками, верными своей религии, преданными своим традициям, и идти по асфальтированной дороге. Он не может найти конец запутанной нити, как в запутанных картинах Поллока. Он предпочитает тупик.
Вернемся к теме. Итак, герой Бади тщетно ищет человека, который его похоронит. Однажды встреченный студент читает лекцию о грехе, а старик, встреченный в кульминации фильма, не удивляется ни ему, ни его словам, ни показанной могиле. Он говорит, что однажды, когда он только женился и начал семейную жизнь, он хотел умереть. Утром он пошел к вишневому дереву с намерением покончить с собой. Веревка, которую он бросил на дерево, не достала до высокой ветки, и он взобрался на нее. Когда он привязывал веревку, его рука коснулась чего-то мягкого. Он увидел спелую, сочную вишню. Он положил одну в рот. Она растаяла на языке. Он съел еще одну. Еще и еще… Так, сидя на дереве, он наблюдал за рассветом. Смотрел на восходящее солнце, на беззаботный смех детей, идущих в школу. Его душа преобразилась. Для него краски жизни изменились. Он осторожно спустился с дерева и принес вишню жене… Вкратце, такова история старика. Короче говоря, Бади получает согласие старика похоронить его. Он находит искомого человека.
Микеланджело Антониони
В ту ночь он смотрит на луну за перистыми облаками. Сидя у своей могилы, он смотрит на темнеющий, восходящий рассвет, на ветер…
Сидя в плену темноты, он достает что-то из кармана и ест. Вот кадр, который до сих пор вызывает споры. Мы не согласны с журналистами и зрителями в этом. Они считают это снотворным, то есть, лекарством, усыпляющим навечно. По нашему мнению, это была вишня.
Киаростами родом из Персии. Его религия – ислам. Его герой тоже мусульманин. Следовательно, он хорошо знает, что Бог запретил человеку совершать самоубийство. Это говорится в фильме. Теперь давайте на мгновение обратим внимание на вишню. Или почему фильм называется «Вкус вишни». В суре «Бакара» Корана, аяты 35-36: «Мы сказали Адаму: «О Адам, ты и твоя жена поселитесь в раю. Ешьте и пейте из всего, что пожелаете. Но не приближайтесь к этому дереву (к его плоду), иначе будете грешниками».
Тогда шайтан соблазнил их обоих и заставил совершить грех (заставил съесть запретный плод). И Мы изгнали их из этого места (из рая). Мы сказали: «Спускайтесь на землю в качестве врагов друг другу. Обоснуйтесь на земле и пользуйтесь ею до назначенного срока» (Адаму, Еве, Иблису).
В Священном Коране название плода не упоминается. Нам не обязательно это знать. В Евангелии, другой книге, ниспосланной Богом, плод также не называется. («Адам сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебя, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя; и будешь; со скорбию будешь питаться от нее во всей жизни твоей») Значит, это вполне может быть вишня.
Киаростами выбрал ее как вишню. Бади, поедая вишню, вероятно, вспомнил своего прародителя, Адама. Он, должно быть, понял, что был изгнан из рая не зря, и обязан жить на земле до наступления назначенного срока.
Жан-Люк Годар
В одном из интервью после этого фильма автор на вопрос журналистов: «Почему фильм закончился непонятно, что делают документальные сюжеты в конце?» ответил: «Я не хотел заканчивать свое произведение так печально. Поэтому я добавил документальные сюжеты, снятые моим 19-летним сыном. Если заметите, там бегают военные. После зимы пришла весна, тени пышно стоят, жизнь продолжается. Этот фильм был о жизни. Ничего больше», — говорит он.
Мы тоже с этим согласны. Это был фильм о жизни. Фильм о сомнении.
В другом интервью он говорит: «Представьте, жизнь – это темная комната, и я не хотел в ней оставаться. Поэтому я пошел и открыл окно». Я думаю, автор этим произведением открыл окно всего мусульманского Востока в Европу. В восточной философии вишня считается началом новой жизни. Следовательно, обращение Киаростами к теме вишни не случайно. То, что герой, сидя у своей могилы, ест эту ягоду (по нашему мнению), тоже не просто так. Возможно, режиссер через «Вкус вишни» призвал свой народ, все общества, не готовые к модернизму, адаптироваться к новой цивилизации. Возможно, призвал к гибридизации, а не к исчезновению как нации. Он, вероятно, счел это лучшим, чем утонуть в пучине этого изгиба, принесенного течением жизни и искусства. Тем не менее, Киаростами провел персидский народ, все мусульманское восточное общество через порог нового века, дав им почувствовать «вкус вишни».
Аббас Киаростами
Четвертая сцена. Конец.
Утром я опоздал на работу. Вскочив, я выбежал на улицу. Я взглянул на табло в обменном пункте и растворился в толпе многих зевак. Чтобы защитить пальцы от злого мороза, я сунул руку в карман. В кармане осталось две-три вишни, купленные вчера. Я взял одну и положил в рот. На языке таяло сомнение. Это было сладкое чувство, похожее на желание какого-то писателя застрелиться, какого-то поэта повеситься.
Турсынбек БАШАР