Пять социальных инициатив Елбасы получили широкую поддержку в обществе. Особенно привлекли внимание и вызвали особый интерес основные направления, предложенные в сфере жилищного строительства.
Идея Главы государства «7-20-25» получила новый импульс, перекликаясь с программой «Нурлы жер», которая ранее уже была одобрена народом.
Сегодня в Сенате Парламента эта тема была широко обсуждена. В рамках Послания Главы государства «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» состоялось специальное заседание круглого стола «О ходе реализации программы жилищного строительства «Нурлы жер».
Заседание открыл и выступил председатель Комитета Сената по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Аскар Бейсенбаев. Он отметил, что программа «Нурлы жер» была разработана для реализации поручения Елбасы Н.А. Назарбаева. Он подчеркнул, что за год действия программы было построено рекордное количество жилья – 11,2 миллиона квадратных метров. Это, безусловно, очень хороший показатель. Очевидно, что это приведет к положительным изменениям в решении жилищного вопроса, который вышел на первый план.
Конечно, для того чтобы инициатива была результативной, необходимо провести все профилактические мероприятия. Необходимо тщательно изучить все нюансы и наладить решение проблемы преодоления препятствий. Сенатор остановился на актуальных проблемах, которые негативно влияют на реализацию программы.
В частности, Аскар Бейсенбаев отметил нехватку финансирования строительства арендного жилья без права выкупа для социально уязвимых слоев населения, несвоевременный ввод объектов в эксплуатацию местными исполнительными органами, а также сложность процедур согласования и других бюрократических процедур банками второго уровня.
Председатель Комитета Сената также остановился на изменениях, которые будут внесены в программу «Нурлы жер», разработанную в рамках «7-20-25» из пяти социальных инициатив Елбасы.
По словам Аскара Бейсенбаева, уполномоченные государственные органы должны тщательно проработать изменения и своевременно решать актуальные проблемы. В противном случае, простые люди будут страдать от последствий опоздания.
Заместитель министра инвестиций и развития Кайырбек Ускенбаев остановился на основных показателях реализации программы «Нурлы жер» в 2017 году и первом квартале 2018 года. Также он представил общественности новую Концепцию программы. В прошлом году более 100 тысяч семей, в том числе 25,2 тысячи семей, улучшили свои жилищные условия за счет государственных средств. Объем инвестиций в эту сферу в 2017 году увеличился на 18 процентов и составил 980 миллиардов тенге.
Заместитель председателя Национального банка Олег Смоляков проинформировал депутатов о механизмах программы «7-20-25» и условиях кредитования в рамках программы. По его словам, кредит будет предоставляться гражданам, имеющим официальный доход от трудовой и предпринимательской деятельности и не имеющим жилья.
Депутат Сената Михаил Бортник остановился на вопросах совершенствования законодательства, в том числе на регулировании требований к платежам по жилищным сбережениям населения. Сенатор поднял вопросы реализации механизмов аренды жилья без права выкупа и возможности возврата права выкупа жилья.
Кроме того, Михаил Бортник призвал к дальнейшему ускорению жилищного строительства в сельских населенных пунктах, особенно в пригородных поселках, в рамках программы. В ходе совещания выступили руководители АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек», ТОО «Шар-Курылыс», АО «Жилстройсбербанк Казахстана» и АО «Цеснабанк».
Участники совещания обменялись мнениями по решению актуальных проблем, препятствующих более эффективной реализации программы «Нурлы жер». Были высказаны предложения по увеличению объема финансирования строительства жилья для социально уязвимых слоев населения и проведению инженерных коммуникаций.
Также сенаторы потребовали принять меры для недопущения несвоевременного ввода объектов в эксплуатацию и отставания от графика строительства. По итогам круглого стола были разработаны предложения, которые будут направлены в Правительство, местные исполнительные органы и другие заинтересованные организации, а также учтены депутатами Сената в ходе законотворческой работы.