5 июня 2016 года. Террористический акт, окрасивший улицы Актобе кровью. Страшный день, унесший жизни мирных жителей…
В нынешней мирной жизни города не осталось и следа кровавых событий двухлетней давности. Каждый занят своими повседневными заботами, но те, кто потерял близких в тот день, до сих пор оплакивают их сердцем.
Корреспондент Sputnik Казахстан побывал в Актобе, поговорил с продавцом, раненным в ходе того теракта, встретился с вдовой террориста, убитого во время спецоперации, и узнал у представителей власти, какие уроки были извлечены из трагедии, потрясшей всю страну.
«Я предчувствовала беду в тот день»
Вдова одного из террористов, уничтоженных во время спецоперации, не могла поверить, что ее муж, носивший длинную бороду и короткие штаны, способен на злодеяние. По ее словам, супруг стал жертвой религиозных фанатиков.
«Поначалу религиозные взгляды моего мужа были правильными, он не был в деструктивном течении. На каждого человека влияют окружающая среда, различные факторы. Мы много смотрели видео о религии в интернете, через сеть поступала самая разная информация. Вот вы смотрите фильмы, испытываете эмоции, получаете какое-то впечатление, так же и мы смотрим ролики о сурах Корана, хадисах. Там все описывается в прекрасном свете. Так мы сами не замечаем, как попадаем в деструктивное течение. То же самое произошло и с моим мужем», — говорит вдова.
По ее словам, утром того дня муж, как обычно, отправился на работу.
«В его поведении не было никаких изменений, он собрался на работу как обычно. Но он сказал, что сегодня будет той по случаю рождения ребенка, и «братья» зовут. На этот той пошли женщины, но меня не позвали», — вспоминает она.
А о кровавой бойне, начавшейся в городе, она узнала из видео, распространившихся в социальных сетях. Затем позвонила свекровь и рассказала о случившемся.
«Свекровь позвонила и сказала, что в городе происходит такое. Честно говоря, я предчувствовала беду. Под утро того дня мне приснился плохой сон о муже. Я предупредила его: «Будь осторожен». Но он рассмеялся и не придал значения. Когда позвонила свекровь, у меня задрожали руки и ноги. Я тут же позвонила мужу, но его телефон был выключен. Некоторые мужчины, участвовавшие в том событии, успели позвонить своим женам и попрощаться, а мой муж не позвонил», — говорит она.
«Боюсь выходить замуж во второй раз»
Женщина, оставшаяся вдовой с одним ребенком, теперь иначе смотрит на кровавые события двухлетней давности.
«Возможно, так и должно было случиться. После того дня у многих открылись глаза, многие поняли, что находятся в деструктивном течении. Жены погибших и осужденных пожизненно в том теракте отказались от радикальных течений», — говорит она.
Сама она сейчас тоже встала на правильный путь, ходит в мечеть, читает Коран.
«Замуж во второй раз я не выходила. Честно говоря, боюсь вступать в брак. Сейчас среди мусульман участились ссоры, разводы. Многие расстаются, сказав «талак» три раза. Все это происходит из-за недостаточного знания религии, религиозной неграмотности. В свое время я тоже многое себе запрещала, отдалилась от родителей и перестала с ними общаться. Но после событий 5 июня я научилась читать Коран, иногда навещаю родителей», — сказала она, не скрывая, что до сих пор обижена на мужа за то, что он не думал о сыне, оставшемся позади, и о своем будущем.
«Их было трое»
Одним из пострадавших от теракта 5 июня стал продавец оружейного магазина «Пантера» Алмат Рахметов.
«В тот день, как обычно, в 14:30 я собирался пообедать. Вдруг они ворвались в магазин. Наставив на меня оружие, они потребовали боеприпасы. Я сказал, что отдам все, только не трогайте. Затем один из них напал на меня с ножом, ударил, а потом дважды выстрелил из пистолета «Стражник». Одна пуля попала в ногу, вторая – в область сердца», — вспоминает Рахметов, вздыхая.
Алмат Рахметов, пострадавший от теракта в Актобе
Согласно официальной информации, распространенной правоохранительными органами в тот день, радикальная группа сначала совершила нападение на оружейный магазин «Паллада». Возле торговой точки неизвестные оказали сопротивление правоохранителям. Террористы, ранив трех полицейских, сели в служебный автомобиль и, разделившись на группы, направились ко второму оружейному магазину – «Пантера» и в войсковую часть №6655 Национальной гвардии. Вскоре фотографии с места происшествия разлетелись по социальным сетям.
«На «Пантеру» напали трое человек, я не запомнил ни одного лица. Несмотря на ранение, я выбрался через заднюю запасную дверь и начал кричать: «Полиция, вызовите скорую». Затем я и еще один уборщик магазина спрятались в подъезде одного из домов», — сказал он.
Во время перестрелки были уничтожены трое преступников, один был ранен, еще двое успели скрыться. Позже на окраине города правоохранители уничтожили и их.
«С второго этажа пришла медсестра и начала мне помогать. Я пролежал там с двух с половиной до пяти. Потому что шла спецоперация, машина скорой помощи не могла подъехать к зданию», — сказал Рахметов.
Что толку сожалеть?
Кровавое событие унесло жизни восьми человек, трое из которых были военнослужащими. В ходе спецоперации правоохранительные органы уничтожили 18 преступников и задержали еще девятерых.
29 человек предстали перед судом: девять – за прямое участие в теракте, 18 – за несообщение о готовящемся теракте, двое – за укрывательство преступления. По делу проходило 48 свидетелей, число потерпевших достигло 88 человек.
Суд не проявил милосердия: восемь человек были признаны виновными и приговорены к пожизненному лишению свободы. Еще двое получили 20 и 22 года. Остальным назначили более короткие сроки.
«Я простил их»
Рахметов, проведший в больнице 17 дней, получил письмо от террористов, осужденных после кровавого события. Они выразили сожаление о своих действиях и попросили прощения у продавца.
«Я простил их. Это обычные молодые парни, заблудившиеся, попавшие под влияние радикального течения. У них тоже остались дома плачущие семьи», — говорит он.
Алмат Рахметов, которому в этом году исполнилось сорок лет, сейчас не работает в оружейном магазине, после кровавого события он не очень любит людей с короткими штанами и длинными бородами.
Как изменилась религиозная ситуация в Актобе за два года?
По данным управления по делам религий Актюбинской области, в настоящее время в области насчитывается 67 мечетей, 11 из них – в городе Актобе. В прошлом году 603 человека, попавшие под влияние радикальных течений, исправились и обратились к традиционной религии, а в этом году за пять месяцев 280 человек встали на правильный путь.
«Сейчас мы можем с уверенностью сказать, что религиозная ситуация в Актюбинской области стабильна. Конечно, мы не скрываем, что ранее религиозная ситуация в западных областях Казахстана была сложной, и проблемы еще существуют. Действительно, террористическое событие двухлетней давности принесло горе казахскому народу. Но, как говорится, «нет худа без добра», и в этом были свои положительные стороны. Народ понял, кто есть кто, люди прозрели, это, конечно, мое личное мнение», — говорит руководитель управления по делам религий Жолдас Калмаганбетов.
По его словам, после того кровавого события не было новых случаев присоединения к радикальным течениям.
«Во время теракта в Актобе около 3,5 тысяч человек находились в деструктивных течениях. Сейчас их менее двух тысяч, то есть на полторы тысячи меньше. Если учесть, что в области проживает 857 тысяч жителей, то число тех, кто исповедует религию и регулярно совершает религиозные обряды, составляет всего пятнадцать тысяч. Мы проводим разъяснительную работу с населением в двух направлениях: профилактическая работа и индивидуальные встречи с последователями деструктивных течений», — сказал руководитель управления.
Профилактическая и реабилитационная работа в сфере религии ведется особенно активно с женщинами.
«Говорят, мужчина – голова, женщина – шея, во многих случаях именно женщины сбивают мужчин с пути истинного. Хочу обратить внимание на следующий факт: среди приверженцев нетрадиционных религиозных течений много необразованных женщин, не имеющих работы и знаний. То есть у них нет среды для общения, контактов, и, соответственно, они не получают должной информации. Они ограничены домашними делами, воспитанием детей. Сейчас мы ведем работу в этом направлении», — отметил Калмаганбетов.
Кроме того, в Актобе действует информационно-аналитический центр «Ансар», занимающийся профилактической, информационно-разъяснительной и реабилитационной работой. В центре, расположенном в небольшом доме коттеджного типа, созданы все условия для бесед с людьми радикальных взглядов.
«Если говорить об общей статистике, мы в основном тесно работаем с молодежью. Потому что легче всего промыть мозги молодежи, поэтому они часто попадают на ложный путь. Следующая наша аудитория – прихожане мечетей. Мы проводим реабилитационную работу и в тюрьмах», — сказал руководитель центра Жандаулет Сулейменов.
По его словам, в центр с различными проблемами обращаются как пожилые, так и молодые.
«За полгода в этом году обратились 5-6 человек. Приходят родители и говорят: «Наш сын начал молиться, мы беспокоимся о его будущем, хотим знать, на правильном он пути или на ложном». Затем приводят своих молящихся сыновей и дочерей. Мы беседуем с ними здесь и стараемся помочь каждому», — сказал он.
Sputnik Казахстан