Вопрос многоженства, который не был решен юридически в течение 20 лет, в последнее время приобрел религиозный характер и даже стал актуальным. Те, кто придерживается деструктивных религиозных течений, женятся у муллы и так же часто произносят «талак».
А в Кодекс о браке Туркменистана, подписанный президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым, были внесены изменения: «Многоженство в Туркменистане не допускается», а те, кто имеет несколько жен, будут оштрафованы или привлечены к исправительным работам на срок до двух лет.
«Забыв про четверых-пятерых, сразу перешли к девяти, десяти женам»
Писатель, общественный деятель Алдан Смайыл, бывший депутатом пятого созыва Мажилиса, говорит, что его бывшие коллеги, вместо того чтобы запретить этот вопрос, наоборот, выступили с предложением легализовать многоженство.
«Я считаю, что принятие такого закона туркменами очень правильно. Во время четвертого созыва Парламента Мажилиса некоторые депутаты при рассмотрении Кодекса «О браке» внесли предложение легализовать многоженство, то есть иметь двух, четырех жен. Тогда я выступил против. Потому что мы, помимо религии, являемся светским государством. Это во-первых.
Во-вторых, если наши предки брали одну, двух, трех жен, это было возможно в условиях того времени. Было время войн, дети часто умирали, мужчины много погибали на войне, нужно было сохранить нацию. Но всего этого сейчас нет. Сейчас, после установления отношений с цивилизованными европейскими странами, мы не должны снова становиться дикими. Я бы назвал это признаком невежества, невежества, тупости.
В-третьих, я думаю, что представители религиозных течений, салафиты, ваххабиты, которые подпитывают это (многоженство – авт.), способствуют этому. Среди них есть мужчины с рогами, как у сосны. Забыв про четверых, пятерых, они доходят до восьми, девяти. Общество видит это, знает это. Проблема в том, что для них нет законного запрета», — говорит Алдан Смайыл.
«Я не могу осуждать тех, кто имеет несколько жен, я отношусь с пониманием…»
А нынешний депутат Мажилиса Куралай Карекен не смогла определиться с конкретным мнением, заявив, что не может принять вопрос многоженства, но и не может выступить против. «Я ведь выросла в советское время. Я не могу принять многоженство, но и не могу выступить против.
Я не понимаю этот вопрос. Возможно, пока не стоит принимать закон», — сказала депутат, не ответив ни «да», ни «нет» на наш вопрос «Нужно ли законодательно запрещать многоженство?».
«Сейчас после отдела ЗАГС молодежь получает свидетельства о браке и заключает брак в мечети. Это, конечно, необходимо. То есть, это укрепляет семью в духовном плане. Однако я не могу понять многоженство. Возможно, к каждому случаю нужно подходить по-разному. Например, некоторые семьи не могут иметь детей. Я размышляю над этим вопросом. Нужно исследовать вопрос «Почему наши предки брали несколько жен?». На мой взгляд, сейчас нужно создавать семью с одной женой и заключать брак в мечети. А многоженство я пока не могу принять. Но, конечно, я не могу сказать, что я категорически против. Я, скорее всего, буду относиться с пониманием к тем, кто имеет несколько жен», — говорит депутат Куралай Каракен.
Кто должен инициировать законопроект о многоженстве?
Алдан Смайыл с сомнением относится к тому, что Министерство по делам религий и гражданского общества, а также депутаты выступят инициаторами и вынесут на трибуну закон о запрете многоженства.
«Я знаю, что в Министерстве по делам религий есть люди с несколькими женами. Я не знаю, когда они активизируются и поднимут этот вопрос. А что касается депутатов, приведу пример. Мы (группа депутатов четвертого созыва – авт.), написав законопроект о защите детей от вредной информации, провели его через обе палаты, но некоторые люди, отправив его в Конституционный совет из-за нашего выступления против геев, то есть педерастов, не дали принять закон. То есть, они не смогли преодолеть вопрос с геями. Тогда Республика Казахстан, учитывая чувства геев, остановила необходимый закон. Вы верите этому? Теперь депутаты нынешнего созыва направили этот закон в Сенат. Но там нет разговоров о противодействии однополым бракам. Я говорю это потому, что пока мы не остановим многоженство и однополые браки законом, мы, общество, не сможем духовно очиститься. Для духовного возрождения мы должны духовно очиститься. Как может возродиться человек с нечистым духом!?
Оказалось, что гей-лоббисты во власти защищают геев
Алдан Смайыл говорит, что если два-три депутата в Парламенте Мажилиса объединятся и внесут изменения всего в одну-две статьи Кодекса о браке, то многоженство будет запрещено законом в Казахстане.
«Это не вызовет больших трудностей. Однако, если депутаты внесут такие изменения, то, как и в случае с защитой геев, обязательно найдутся противники сверху. Скажу вам честно, оказалось, что гей-лоббисты, сидящие во власти, выступили против нашего закона о геях, не дав ему принять», — говорит общественный деятель.
Законодательный запрет на вторую жену будет преувеличением
А главный имам мечети «Нур-Мубарек» Кайрат Жолдыбайулы считает, что казахскому обществу такой закон в настоящее время не нужен.
«Нет, я думаю, что он не нужен. Во-первых, это будет закон, противоречащий нашим традициям и религиозным принципам. Поэтому я считаю, что такого преувеличения не следует делать. Нет необходимости в таком преувеличении, чтобы запретить искаженные действия представителей различных деструктивных религиозных течений, касающиеся брака. Если такой закон будет принят, то и некоторые уважаемые мужчины, имеющие вторую жену, будут привлечены к ответственности (смеялся).
Мы и так малочисленный народ. Сколько у нас незамужних девушек, сколько вдов. Если наш сильный мужчина сможет содержать первую жену и две семьи, и его положение позволяет, то почему бы нашим сильным мужчинам не взять вторую жену и не подарить счастье семейной жизни одной из наших сестер?! Чтобы не выдать нашу соотечественницу замуж за границу?! Разве Абай, Шакарим не являются нашими великими потомками, рожденными от второй жены!?, — говорит имам.
По словам Кайрата Жолдыбайулы, принятие такого закона равносильно подрыву нашего будущего.
«Однако этот вопрос нужно немного отрегулировать. В Казахстане в настоящее время такие браки заключаются только в мечетях с участием официальных представителей духовенства. У нас нет закона, запрещающего это, хотя открыто и не разрешено. Если вторая жена будет запрещена законом, это вызовет негативную реакцию общества. Мы подорвем наше будущее. Нет необходимости ни в официальном разрешении, ни в официальном запрете», — говорит он.
Стоит отметить, что Республика Казахстан первой среди стран Центральной Азии подняла вопрос о необходимости легализации многоженства в парламенте в 1998 году. Однако депутаты не одобрили эту норму.
В 2001 году государственный и общественный деятель Амангельды Айталы предложил внести изменения в закон «О семье и браке» и легализовать институт многоженства. Однако эта инициатива снова встретила сопротивление со стороны депутатов. В 2008 году документ о разрешении многоженства в третий раз рассматривался на парламентской трибуне, но так и не был принят.
sputniknews.kz