На расширенном заседании Социально-культурного развития и науки Сената Парламента в первом чтении рассмотрен законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений».
Законопроект разработан во исполнение Послания Главы государства народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», 78-шага Плана нации «100 конкретных шагов», а также реализации пяти социальных инициатив Главы государства.
Документ направлен на расширение академической, управленческой и финансовой самостоятельности высших учебных заведений, повышение их конкурентоспособности с учетом опыта Назарбаев Университета, а также повышение доступности и качества высшего образования и улучшение условий жизнедеятельности студенческой молодежи.
Для расширения академической самостоятельности предусматриваются компетенции по предоставлению высшим учебным заведениям полномочий по определению содержания образовательных программ, вопросов перехода и восстановления обучающихся, форм договоров оказания образовательных услуг и проведения профессиональной практики.
По вопросам управленческой и финансовой самостоятельности законопроектом предусматриваются положения, регулирующие вопросы найма на работу, определения структуры высшего учебного заведения, реорганизации коммерческих организаций высшего и (или) послевузовского образования в некоммерческие организации, осуществления высшими учебными заведениями коммерческой деятельности, а также исключительной компетенции совета директоров в высших учебных заведениях.
Для эффективной реализации основных положений законопроекта:
— переход высших учебных заведений на новый вид лицензирования образовательной деятельности в соответствии с новой классификацией по направлениям подготовки кадров;
— осуществление обучения по образовательным программам высшего и послевузовского образования только в очных формах обучения;
— признание результатов обучения через формальное и неформальное образование в целях реализации принципа обучения в течение всей жизни;
— конкретизация понятий видов высших учебных заведений – «академия», «институт», «университет»;
— исключение закупа услуг, оказываемых аккредитационными органами высших учебных заведений, из общих процедур государственных закупок;
— предусматривается ряд поправок в части конкретизации отдельных норм законопроекта и улучшения его содержания.
В рамках реализации третьей социальной инициативы Главы государства касательно строительства новых студенческих общежитий:
— внесены поправки, предусматривающие улучшение условий жизнедеятельности студенческой молодежи;
— признание банками второго уровня договоров государственно-частного партнерства в качестве надежного залога;
— сохранность счетов для отнесения на затраты инвестиционных расходов.
Сенаторы также рассмотрели в первом чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования».
Поправки, предусмотренные данным законопроектом, будут внесены в Трудовой кодекс, законы «Об образовании» и «О минимальных социальных стандартах и их гарантиях».
В частности, предлагается внести определение в программу «Самопознание» в части духовно-нравственного образования в рамках проведения воспитательной работы по формированию мировоззрения казахстанской молодежи на основе национальных и общечеловеческих ценностей.
В связи с внедрением дуального обучения законопроект содержит положения об утверждении понятий производственного обучения, наставника и слушателя, опорной школы (ресурсного центра).
Кроме того, предлагаемые на законодательном уровне поправки законодательно закрепят статус отраслевых учебно-методических объединений, которые позволят усилить методическую работу по вопросам деятельности Республиканского учебно-методического совета, организаций технического и профессионального, послесреднего образования. Будут исключены повторяющиеся и устаревшие нормы, устранены пробелы и противоречия в законодательстве в сфере технического и профессионального образования.
Законопроект направлен на рассмотрение Палаты.