Путь духовного становления Шакарима свидетельствует о его неподготовленности в степных учебных заведениях. Однако, несмотря на это, мы видим степного мыслителя, который самостоятельно выучил арабский, персидский, чагатайский и русский языки, глубоко освоил духовные сокровища, написанные на этих языках, и с честностью размышлял.
Поэтическое искусство и мыслительный взгляд Шакарима во всей его духовной сущности имеют особенность, скрывающую глубокие тайны, которые не раскрываются читателю без предварительной подготовки. Основная мысль, развиваемая в «Трех истинах», тесно связана с проблемой стремления души, широко раскрываемой в моральной философии наследия Абая. Только тот, кто глубоко постиг эту проблему в произведениях Абая, сможет свободно проникнуть в мысли Шакарима. Причина этого… После смерти Абая, Шакарим, вдохновленный им, сказал: «Я решил следовать пути человечности и честности, освободив свою голову от запутанных проблем и ступив на путь знаний». Важно понимать, что в этом заявлении Шакарима заключается глубокий смысл, подчеркивающий его раннее обращение к моральной философии Абая.
Шакарим прошел значительную предварительную подготовку на пути написания «Трех истин». Ознакомившись с духовными сокровищами Востока и Запада, он был хорошо знаком с трудами, написанными в идеалистическом и материалистическом направлениях:
Говорят материалисты: — Где Бог?
Говорят верующие: — Он у меня…
Ученый-материалист /М. М./ полагается на пять чувств,
Теолог-верующий — М. М. /сбил с пути,
Этот критический вывод, представленный в виде мировоззрения, не раскрывает ли скрытый смысл многих вещей? Через это Шакарим, во-первых, показывает познание на пути материалистической науки, а во-вторых, мировоззрение теологов, исповедующих религию, как первое и второе:
Искал, нашел, истину,
Оставил две истины,
предлагает третью истину, которую он нашел после долгих поисков на протяжении всей своей жизни. Эта третья истина – это сложная проблема совести, которая связана со стремлением души в моральной философии, широко обсуждаемой у Абая. Это основной тезис Шакарима, являющийся результатом его многолетних научно-творческих поисков:
Трудом и мастерством,
Когда искусство наполняет разум.
Расцветает душа, бурлит жизнь,
Если изучать науку совести, —
заключен в этом познании. То есть, «Три истины» Шакарима были направлены на обретение науки, исправляющей цели и совесть, и он искал на этом пути всю свою жизнь.
Критически изучив историю мыслей о моральной философии в трудах, написанных на западных и восточных языках, прямо или косвенно связанных с этой областью науки о совести, он обнаружил:
То, что я собрал за тридцать лет
Здравый ум – моя вера.
Я приму то, что мне полагается,
Он сопоставляет тайны своей души с понятием светлого разума у Абая. То есть, мы видим, что Шакарим начал подготовку к написанию своих философских трактатов под названием «Три истины» с 1898 года, искал около тридцати лет, пропустил собранное через горнило своего разума, и завершил в 1928 году.
Мекемтас Мырзахметулы