Я как-то прочитал запись одного парня на интернет-форуме. На вопрос девушки из Туркестана: «Ты плакал, когда Бекзат умер?», я ответил: «Нет». Тогда она сказала: «Ты черствый!» Когда я слышу о Бекзате Саттарханове, вспоминаю это», – говорит незнакомец из-за пределов интернета.
Будь я на месте той девушки, я бы тоже так сказала. До сих пор помню Сиднейскую Олимпиаду. Мы слышали, что «из Туркестана какой-то парень будет участвовать в Олимпиаде», но толком не знали имени Бекзата. Мы смотрели телевизор, надеясь, что этот парень выступит. Если не ошибаюсь, это было на двадцать третий день Олимпиады, когда мы уже совсем отчаялись, думая, что «Казахстан не получил ни одной медали», как вдруг бегунья Ольга Шишигина принесла золото и нас воодушевила. Затем туркестанский парень вознес казахов до небес! Первым казахом, завоевавшим золото в истории спорта независимого Казахстана, стал Бекзат Саттарханов! Так имя незнакомого парня запомнилось как «олимпийский чемпион Бекзат Саттарханов!»
В нашем ауле это имя стало легендой. Старшие говорили: «Из какого он рода?» Одни говорили: «Он живет «под дорогой» в Туркестане», другие: «Он из семьи, как и мы, то есть, то нет». А некоторые говорили: «Дети, живущие «под дорогой», бывают хулиганами. С детства дрался с ребятами, поэтому стал чемпионом». «Нет, не так. Когда Серик Конакбаев стал олимпийским чемпионом, его мать, болельщица, плакала, кормя Бекзата грудью. Тогда она сказала: «И мой сын станет олимпийским чемпионом». Это желание матери исполнилось через двадцать лет», – такие разговоры мы слышали и от старших, и от младших.
Однако красивые, словно легенды, истории не продлились долго… 31 декабря 2000 года новость о том, что «Бекзат попал в аварию на трассе Темирлан», обрушилась на нас как гром среди ясного неба. Мы были подростками. В сердцах девушек только-только зарождались первые чувства. Все мы тогда мечтали о Бекзате. Не зря говорят: «Девушки любят парней, которых хвалит народ». Его смерть сильно ранила юные сердца. Мы всем классом читали некрологи в каждом издании, рассматривали его фотографии и плакали. Тогда акыны Асельхан Калыбекова вложила всю нашу скорбь в одно предложение: «Мы – народ с крепкими объятиями».
Однако слова «загадочная смерть Бекзата Саттарханова» мы часто встречаем в публикациях журналистов. Простые люди тоже говорят: «Это была преднамеренная авария». Мы тоже пытались разобраться в причинах и следствиях.
Мы решили познакомить наших читателей с жизнью Бекзата от колыбели до могилы. Сначала вернемся к небольшой легенде о Бекзате, которую мы упомянули в начале: «Дети, живущие «под дорогой», бывают хулиганами. С детства дрался с ребятами, поэтому стал чемпионом». Бекзат родился и вырос в микрорайоне Туркестана, расположенном вдоль железной дороги, который все называют «Под дорогой». Честно говоря, парни из других мест не ухаживали за девушками из этого района, и, кажется, до сих пор так. Защищая своих красавиц, парни из этого района не замечают, как становятся известными драчунами. Это тоже правильно. Ведь защищать честь сестры – это величайшая гордость для парня, если вдуматься. Сейчас этот район города называется «Аул Бекзата Саттарханова». В нем две школы. В обеих учился Бекзат. С 1986 по 1996 год он учился в школе-интернате имени Абая, а затем в средней школе №18 имени Жумабека Едильбаева. Его первая учительница Асия Жусупова говорит: «Я до сих пор помню его маленьким, светловолосым мальчиком. Я приняла его в 6 лет. Посадила за третью парту первого ряда. Он был очень общительным. С удовольствием занимался физкультурой и математикой. Он был быстрым, подвижным, не мог усидеть на месте. Задавал вопросы, не знал, что такое стесняться. Когда он шалил, и ты сердилась, он обнимал тебя, говоря «апай», но не говорил «простите»». Когда Бекзат перешел в старшие классы, он стал больше внимания уделять географии. Его учительница географии Токсулу Сыздыкова вспоминает: «Бекзат вставал в 5-6 утра, бегал около 2 часов и успевал к уроку в 8:30. Но после обеда он просил освободить его от дополнительных занятий и субботников, говоря «у меня тренировка». Он задавал много вопросов, которые его интересовали, говоря: «Апай, если Бог даст, я стану известным спортсменом, который часто будет выезжать за границу. Я должен хорошо знать все страны мира». Он ездил на соревнования в разные города. Там он привозил нам сувениры на память. Я была рада, что он не забывал нас, даже когда пропускал уроки».
С 10-го класса Бекзат перевелся в школу подготовки олимпийцев в Шымкенте. Его классный руководитель в старших классах, Карлыгаш Касымова, говорит, что, несмотря на переезд в другой город, он активно участвовал в общественной жизни школы. Даже на школьном осеннем балу в 11 классе он был назван «Султаном парней». «Когда он учился в университете имени М. Ауэзова в Шымкенте, он жил в одной комнате с моим старшим сыном. Однажды сын сказал: «Мама, Бекзат собирается на Олимпиаду. Давайте пригласим его в гости, пожелав удачи». Когда он пришел в гости, мой младший сын сказал Бекзату: «Если станешь чемпионом, будет поздно просить. Оставь автограф». Тогда он написал в тетради: «Бекзат Саттарханов. Олимпийский чемпион». Он был очень уверенным в себе, максималистским парнем. Человек, поставивший перед собой цель, достигает всего. Иначе мы тоже растили своих детей в спорте, чтобы они стали как Бекзат. Но они не стали такими. К тому же, семейное положение Бекзата было не очень хорошим. У него было такое сильное желание «вытащить семью из всех трудностей», – делится своими мыслями Карлыгаш апай.
Ближайший друг Бекзата в жизни, Арман Карасбаев, говорит: «Мы впервые познакомились с Бекзатом на ринге. Его брат Максат привел его в тренировочный зал. Тогда мы учились в 8 классе. В подростковом возрасте мужская дружба проверяется «дикими драками». В такие моменты, когда другие убегали, Бекзат оставался рядом со мной. Мы вместе пережили и первое чувство любви. Наш Бекзат был во всем высок. Еще