Книга молодого поэта Алимжана Алишер «Обними меня» вышла в свет совсем недавно. Разве сам заголовок не веет юношеским максимализмом?!
«Обними меня!» — здесь чувствуется открытая, искренняя дружба. Несомненно, этот креативный порыв удивляет человека XXI века, который живет в разладе с внутренним миром, изолируется от общества и постепенно оказывается в плену одиночества.
Прежде чем углубиться во внутреннее содержание книги, остановимся на особенностях ее оформления, в котором также прослеживается стремление к новаторству, свойственное юности. У этой книги есть лишь одно «увы» — тираж очень скромный, всего 500 экземпляров.
В день выхода книги молодого таланта мы радуемся, и наши мысли, подогреваемые любопытством, начинают метаться вокруг вопросов: «Что пишут молодые, смогли ли они точно уловить и передать краски глобальных перемен, которые ложатся на нашу казахскую среду, казахский характер и бытие? Понимают ли они душу современного человека?»
Ведь наша приверженность концептуальной поэзии, которая не меняется, как бы мир ни перевернулся, иногда, честно говоря, приводит к сожалению.
Тех, кто называет себя «любителями» концептуального искусства, в том числе поэзии, от которого трудно оторваться от предыдущих идей, я бы назвал «имитаторами».
Итак, каким поэтом является Алимжан Алишер?
Есть ли в дебютной книге молодого таланта та новизна, которую мы ищем?
Из стихотворения «Творение»:
Я тяну руки к небу,
Небо тянет руки ко мне, — встретились мне эти строки. Удачно показана таинственная связь всего живого, и это правильно, это пробуждает интерес к постижению основной сути стихотворения.
Однако далее поэт:
Желай лишь добра, душа моя,
Жизнь моя еще не началась, — выдвигает эти слабые, безвольные строки. Если молодое растение, расправив листья, тянется к небу, и небо щедро одаривает его теплым дождем и солнечным светом, разве достойно человеческое дитя проводить день, лишь «желая добра»? Куда деть эту бурную силу, свойственную юности, — планирование будущего, стремление к цели, пробивание льда, разрушение гор?
Также хочется сказать, что жизнь молодого ростка начинается с момента падения зерна на землю. Есть пожелание, чтобы молодые поэты, созвучные дыханию времени, ценили краткость и дороговизну момента, чувствовали глубоко.
Эта незначительная критика, которую мы высказываем, не означает, что поэт Алимжан плохой. В его стихах есть дионисийское настроение, не так часто встречается погружение в уныние. Это радует. В стихотворении «Экстаз»:
Не сожалея о бедности, не склоняясь перед богатством,
Невидимая флейта в руках.
Радуясь каждой капле дождя,
Встречая насекомое, как товарища на пути, — точно описывает бытие и характер творческого человека.
Человек, находящийся в состоянии экстаза, действительно не может принять реальную жизнь, это очевидно. От шаманов диких племен до Будды, от психологического состояния последующих религиозных мистиков до состояния религиозного экстаза, мы знаем, что существуют и другие формы этого состояния, в том числе свойственная творческому человеку:
Не смотрите так, имя мое правильное,
Сегодня девяностый день января, — размышляя так, поэт Алимжан Алишер явно хотел донести, что поэтическое искусство — это таинственная связь души и Бога.
Молодой поэт старается высказывать собственную мысль в своих стихах, это очевидно. Тем не менее, он не может отделиться от концептуального направления или преемственности традиций в казахской поэзии. В стихотворении «День рождения» он говорит, что его день рождения совпадает с днями рождения известных поэтов, и за это восхваляет январь.
Это стихотворение завершается словами:
Я молча смотрю в будущее,
В окружении Кадыра и Касыма.
Достаточно моментов и мгновений нынешнего кипящего времени, которые хотят быть запечатленными в строфах. Современный человек и человек двадцать лет назад — это как небо и земля. Современный человек ждет от поэта более глубокого психологического исследования себя. Формы мимолетных чувств, преувеличенных эмоций, молчаливого понимания сейчас совершенно иные, как и ожидания, тоска, встречи, прощания. Современный человек — это часть космоса, а не системы в определенном круге…
У Алимжана есть диалог-стихотворение под названием «Отклик души». В нем он признает одно:
— Почему ты не называешь рассвет весной?
— Нелегко было сломать шаблон! — говорит он.
Значит, молодой поэт пытается сломать поэтический шаблон. Может ли это вселить надежду?
В одной из критических статей о стихах Алимжана Алишера его современники, ровесники, утверждали, что он «не поэт». Однако я хочу привести следующее стихотворение, свидетельствующее о том, что талантливый юноша является поэтом:
Хоть и туманно все перед глазами,
Мы ничего не испортили, что осталось бы в памяти.
Однажды ночью я сбежал из дома,
Желая сесть в лодку.
Боже, ты сделал меня счастливым в тот момент,
Удивляясь звездам счастливого неба.
Внезапно моя лодка перевернулась,
И я утонул.
Осознав свое настоящее и прошлое,
Я не знал,
Где?
Когда?
Ограничений.
Никто с тех пор так и не знает,
Что я утонул.
Алимжан Алишер — лирик-лирик, талантливый поэт. Он — автор, который еще находится в поиске и развитии. Мы ждем от дальнейшего творчества Алимжана впечатляющей лирики, точно передающей дыхание времени, прекрасно гармонирующей с бытием и вкусами человека новой эпохи.
Анар Кабылхак, критик