Искренне поздравляю с победой апай Сайрагуль. Я очень обрадовался, пересматривая ее радостное лицо после решения суда. Казалось, все вокруг радовались. Глядя на ее видео, я погрузился в размышления…
Ранее я уже высказывал свое гражданское мнение по вопросу китайских казахов.
По моему личному мнению, проблема китайских казахов может приобрести характер эпохального разделения на периоды «до Сайрагуль и после Сайрагуль». Сейчас наш народ занят только поздравлениями и празднованием, но не хватает стратегического анализа и оценки проблемы в более широком масштабе.
Случаи незаконного пересечения границы из Китая происходили и до Сайрагуль (по моему мнению, будут происходить и после Сайрагуль…). Во времена напряженности между СССР и Китаем, многие просоветские казахские националисты и молодые интеллектуалы из Китая пересекли границу незаконно или по справке с одной печатью (бумаге). Конечно, в то время не только казахи, но и ряд китайских капиталистов, буржуа, которые сопротивлялись конфискации, или внутренние сообщники, ожидавшие третьей мировой войны и возвращения Чан Кайши с опорой на Америку, тоже были. Они успели бежать в дальние и ближние зарубежные страны по морскому пути еще в 50-60-х годах. В период с 1979 по 1989 год еще больше людей пересекли китайскую границу и бежали из социалистического лагеря по морю. Многие направились в Австралию, Юго-Восточную Азию, Америку и Европу. Также было много случаев бегства за границу некоторых чиновников и олигархических групп, находящихся у власти. Например, история Линь Бяо, который погиб на территории Монголии (Ундерхаан) по пути в СССР со всеми государственными секретами Китая, до сих пор остается тайной…
В истории Китая при коммунистическом режиме (с 1949 года) очень мало людей, которые не бежали из Китая. Многие люди, от близкого друга Мао до самого простого рядового интеллектуала, бежали за границу незаконно. Основная цель бегства за границу заключалась не только в знании китайских секретов, но и в усталости и отвращении от социалистической системы.
Случаи бегства из Китая за границу в период с 1949 по 2009 год можно разделить на несколько категорий;
По национальному составу:
Китайцы, бежавшие за границу;
Некитайцы, бежавшие за границу (маньчжуры, тибетцы, уйгуры, монголы и казахи);
По политическому характеру:
Знающие государственные тайны;
Альтернативные силы власти (олигархи, клоны);
Антикоммунисты;
Просоветские антикитайцы;
Националисты;
Европеизированные либеральные силы;
Простые граждане, жаждущие свободы;
По характеру вероисповедания:
Религиозные миссионеры (христиане);
Хиджра (мусульмане);
Случаи бегства из Китая за границу в период с 1989 по 2019 год еще более сложны, и если их тщательно категоризировать и изучить, это будет очень интересная тема. Китайские националисты и государственники-олигархи, скопившиеся за границей, имеют свои телеканалы, независимую прессу и научно-исследовательские центры, а также профессиональных специалистов из разных областей, которые проводят анализ на академическом уровне. Они ежедневно анализируют и обсуждают любую политику китайских коммунистов за круглым столом. Политическую позицию Китая по отношению к тем, кто незаконно бежал за границу, можно изучить как отдельную тему.
Теперь вернемся к апай Сайрагуль. Какую реакцию может проявить китайская сторона после этого инцидента:
Во-первых, пребывание Сайрагуль на территории Казахстана считается победой Казахстана, а с другой стороны – победой Китая. Не следует забывать, что в политике «за одной радостью следует одно сожаление». Конечно, хотя независимое, суверенное правительство Казахстана и вступилось за одну Сайрагуль, оно не может вступиться за тысячи, а то и больше, людей с судьбой Сайрагуль в Китае. Китайские политтехнологи могут «порадовать нас судьбой одной Сайрагуль и мучить судьбой тысячи Сайрагуль». В Китае политический механизм и политическая тактика очень развиты. Мы, как независимая страна, суверенное государство, должны быть готовы ко всем реакциям Китая. Мои слова «если Сайрагуль будет возвращена – это победа Китая, если не будет возвращена – это тоже победа Китая» означают следующее: если она будет возвращена, Китай накажет Сайрагуль, если не будет возвращена, Китай накажет «Сайрагуль». Подумайте сами, выгодно Китаю как наказать Сайрагуль, так и наказать «Сайрагуль». А Казахстан спас Сайрагуль, но сможет ли он спасти «Сайрагуль»? Пусть народ сам скажет.
Во-вторых, этот вопрос усилит конкуренцию не только на торгово-деловом рынке между Казахстаном и Китаем, но и на политической арене. Китай сначала будет выглядеть проигравшим, будет отступать, но не упустит случая ударить по вашим слабым местам, поэтому нужно повышать политическую тактику и бдительность. Следует использовать спрос Китая на энергию и геостратегические перевозки, не зацикливаясь только на национальной проблеме, а переходить к другой тактике. Эта проблема не решится тем, что мы будем показывать зубы Китаю на улицах Алматы-Астаны или радоваться тому, что кто-то ударил китайца. Власть должна перейти к реальным тактикам ради судьбы страны, нужны стратегические специалисты, независимые эксперты, национальные интеллигенты, которые не продаются. Конечно, нас очень мало, мы даже не набираем численность одного Пекина. Но, несмотря на малочисленность нашего народа, мы не являемся народом, лишенным мудрости. Можно сжечь стог сена одной спичкой, можно перекрыть русло огромной реки, выкопав канал одной лопатой. Китай для нас – возможность, борясь с Китаем, мы будем испытывать, совершенствовать волю, терпение, знания, культуру и политическую тактику нашего народа, наша государственность будет крепнуть.
В-третьих, впереди два сценария: либо поток из Китая полностью остановится, либо поток возобновится. Нужно быть готовыми к обоим. Если поток остановится, это сделает коммунистическая власть; если коммунисты уйдут завтра, либералы все равно откроют дверь для потока. Это нужно отслеживать, изучать и фиксировать. Если поток остановится, нужно продолжать культурные и духовные связи с казахами в другом ключе, а если поток не остановится и возобновится, нужно полностью урегулировать внутренние и внешние миграционные вопросы и быть готовыми. Если регистрация, удостоверение оралмана, получение гражданства останутся в прежнем устаревшем виде, казахская проблема в Китае снова превратится в «казахскую проблему в Казахстане».
В-четвертых, объединение Великого Туркестанского потенциала.
Китайская сторона очень обеспокоена объединением казахского, кыргызского, казахско-узбекского народов в единую силу. Поэтому, чтобы внести раскол между ними, они готовят «китайского тюркского протеже». Для усиления своего влияния в Центральной Азии они используют региональные и другие возможности Урумчи и Кашгара, открывают экономическую и торгово-деловую «войну» в Центральной Азии через средний и восточный буржуазный бизнес уйгуров. Они пытаются сделать Центральную Азию зависимой от себя либо через Кашгар, либо через Урумчи. Для реализации этих возможностей они начинают «китайский тюркизм», созданный искусственно, и пытаются подчинить весь Туркестан (Центральную Азию) через уйгуров. Разве вы не знаете, что за попытками казахов в Казахстане и в дальнем и ближнем зарубежье отделиться от уйгуров, за утверждениями, что все названия мест и рек Алматинской области происходят из уйгурского языка, стоит «китайский тюркизм» протеже в Китае? Китайские политтехнологи в будущем создадут и другие политические игры. В качестве альтернативы этой борьбе, во-первых, Казахстан должен увеличить свою собственную силу потенциала, во-вторых, он должен суметь объединить понимание единого Туркестана и возможности, связанные с общей судьбой и интересами. Если мы опоздаем, мы будем поодиночке поглощены китайским «китайским тюркизмом» протеже. Если понимание Великого Туркестана возрастет и станет общей политической силой против Китая, мы сможем использовать возможности Китая, нуждающегося в энергии и геостратегических региональных перевозках, и восполнить внутренний баланс на территории Великого Туркестана (Центральная Азия) (например, рабочая сила, малый и средний бизнес, исторический туризм, реки и воды, перевозки и т.д.), и благодаря этой воле уменьшить зависимость от Китая.
Нужно избавиться от трусливого страха «мы станем узбеками, город захватят кыргызы», живущего в ущелье.
Из записи Елдеса Орда в Facebook