Мать гражданки Казахстана Акжаркын Турлыбай, отбывающей наказание в тюрьме Китайской Народной Республики, рассказала свежие данные о текущем состоянии дочери и скандальном уголовном деле, пишет корреспондент Sputnik Казахстан.
Известно, что дело Акжаркын Турлыбай, задержанной с 4,5 кг наркотиков в аэропорту Гуанчжоу в марте 2014 года, взбудоражило всю страну. Одни обвиняли ее в погоне за деньгами, другие не верили, что 20-летняя казахская девушка занималась наркобизнесом. Она утверждала, что попала в сети кого-то, согласившись по просьбе знакомых доставить товар в Малайзию. Родственники юной девушки просили помощи у страны, утверждая, что Акжаркын невиновна. Ее мать даже просила заступничества у Елбасы. В 2015 году суд Гуанчжоу приговорил казахскую девушку к пожизненному заключению. Адвокаты Акжаркын (казахстанский Сункар Нурмагамбетов и два китайских защитника) не согласились с приговором суда и подали апелляцию в Верховный суд. В апреле 2016 года апелляционный суд отменил приговор суда Гуанчжоу о пожизненном заключении казахской девушки и вынес постановление о пересмотре дела. С тех пор прошло 2 года и 4 месяца. Всего Акжаркын Турлыбай провела в китайской тюрьме 4 года и 5 месяцев.
«Я видела дочь всего три раза…»
Мать Акжаркын, которая говорит: «Ложное обвинение, что моя дочь занимается наркобизнесом, мое материнское сердце не обманывает», в этом году перенесла инсульт из-за сильного беспокойства и вышла из больницы. Пройдя несколько месяцев лечения, она сегодня говорит, что ее состояние улучшилось, а ее гложет лишь тоска по ребенку.
«С тех пор, как Акжаркын задержали в Китае, я видела ее всего три раза. В последний раз я видела ее в 2016 году на судебном заседании. С тех пор прошло 2,5 года. Я не могу передать словами, как мне тяжело. По словам ее защитников, ее состояние стабильное. Сказали, что она работает. Китайский защитник привозит ей нужные книги. Но их количество ограничено, и они должны быть только на английском языке», — сказала мать Акжаркын Зухра Сейтимова, добавив, что в первую очередь она беспокоится за бабушку и дедушку.
Ведь Акжаркын воспитывалась у бабушки и дедушки. Новость о задержании внучки в Китае стала для пожилых людей сильным ударом.
«Китайские специалисты тоже на стороне Акжаркын»
Зухра Сейтимова, которая в ходе интервью несколько раз говорила: «Я уверена, что моя дочь будет оправдана», говорит, что ее адвокаты также прогнозируют, что приговор суда будет в пользу Акжаркын.
«Акжаркын до сих пор не признала предъявленные ей обвинения. Сначала ее дело было написано иначе в документах, затем ей было снято наказание в виде пожизненного заключения. Теперь, поскольку дело пересматривается, известно, что документы также будут изменены. Ее защитник в прошлый раз связал затягивание дела именно с этим. Честно говоря, я не знаю, что и думать. Мое внутреннее чутье меня не подводит», — сказала Зухра Сейтимова, добавив, что некоторые китайские специалисты также уверены в невиновности Акжаркын.
«Китайские психологи, посмотрев видеозаписи задержания Акжаркын в аэропорту, сказали, что у человека, знающего о наличии наркотиков в сумке, должны быть хоть малейшие эмоции и волнение. А Акжаркын выглядела совершенно спокойно. По словам специалистов, если человек хоть раз употреблял наркотики, они могут исчезнуть из крови через некоторое время, но сохраняются в ногтях и волосах на всю жизнь. Говорят, что состав наркотиков сохраняется в клетках даже у человека, который просто держал наркотики в руках. Обе эти экспертизы показали, что Акжаркын чиста. Ее адвокаты также уверяют, что правда восторжествует», — сказала мать девушки, находящейся в китайской тюрьме.
«Не могу найти деньги на адвокатов»
После того, как дело Акжаркын Турлыбай было возбуждено, ее родители продали дом и собрали деньги у родственников. Затем взяли кредит. Собранные в общей сложности 10 тысяч долларов США были выплачены в качестве гонорара двум китайским адвокатам. Один из них свободно владеет английским и русским языками, второй — китайским. А казахстанский защитник Сункар Нурмагамбетов оказывает Акжаркын бесплатную помощь.
«Остался один миллион тенге гонорара для двух китайских защитников. Я должна была заплатить его в марте. Я сама думаю: «Неужели они не работают, потому что я до сих пор не заплатила гонорар?». Один миллион тенге — это не легкие деньги для нас. Я сама работаю в двух местах, и мой заработок едва хватает на кредит (взятый для оплаты гонорара адвоката, когда Акжаркын была задержана – автор) и повседневное питание. У меня ведь есть и другие дети, кроме Акжаркын», — пожаловалась мать, сказав, что отсутствие денег сковывает ее действия. Она даже не может найти деньги на оформление визы, не говоря уже о поездке в Китай. Срок выданной МИД визы истек.
Никто не знает, когда будет вынесен приговор
«Защитники надеялись, что приговор будет вынесен в начале прошлого года. Затем прогнозировали, что приговор может быть вынесен в конце того же года, максимум через три месяца. Сколько времени прошло с тех пор. Сейчас нет новостей. Адвокаты говорят, что ничего не остается, кроме как ждать. Эти люди даже не могут предположить, когда будет вынесен приговор. Я уверена, что их защитники делают все, что в их силах. В этом августе один из китайских защитников должен приехать в Алматы. Я надеюсь, что будут хорошие новости», — сказала Зухра Сейтимова.
Напомним, недавно адвокат Акжаркын Турлыбай в Казахстане Сункар Нурмагамбетов посетил Китай.
«Я был в Китае с 17 по 20 июля. Моя работа связана с делом Акжаркын Турлыбай. Что происходит сейчас? Судебное решение находится на стадии оглашения. Суд (новый состав) удалился в совещательную комнату. Состояние Акжаркын по-прежнему удовлетворительное», — написал адвокат на своей странице в соцсети.