Установлено, что правительство, сколько бы ни старалось и ни прилагало усилий, не в состоянии открыть достаточное количество школ.
Правительство намерено покрыть расходы только 2616 человек, работающих в различных школах, библиотеках и других учебных заведениях, открываемых в Казахской республике. Однако для надлежащего ведения просветительской работы и всеобщего обучения детей требуется более 20 тысяч человек. Нужны средства и на их содержание.
Правительство предлагает покрывать большую часть расходов на просветительскую работу за счет различных налогов, собираемых в государственных учреждениях. Большая часть этой работы ложится на губисполкомы, но их благосостояние, достаточное финансирование просветительской работы, богатство народа, благополучие сельского хозяйства и своевременный полный сбор налогов — взаимосвязанные вещи. Исходя из этого, нельзя полагаться на налоги, собираемые в этих учреждениях. Даже если полагаться, губисполкомы не смогут быстро начать работу. Время для обучения уходит, и очевидно, что годичное отсутствие детей в школе нанесет большой вред. Сон пора отложить. Теперь народ сам должен взяться за эту работу.
Большой грех и вина народа в том, что он бездействует, когда советское правительство призывает: «Открывайте сами школы!», хотя в царское время Николая для открытия школы требовались годы усилий и затрат. Народ должен взять на себя расходы по открытию школ, не уклоняясь от них, как раньше брал на себя расходы по найму мулл для обучения детей. Обязанность образованных людей, учителей и преподавателей в народе — поставить эту работу на ноги и выполнить ее, открывая школы следующим образом: сельские или волостные общины, объединив усилия, должны установить налог на домохозяйство, соответствующий достатку богатых и бедных, и, взяв на себя обязательства по оплате труда преподавателей и других сотрудников, а также по обеспечению школы всем необходимым, заключить «договор» с местными отделами образования и открыть школу. Открытые по такому принципу школы должны контролироваться внешними отделами образования в части порядка обучения и воспитания детей. Оплата преподавателям будет производиться по нормам, установленным «профсоюзами». Для детей из бедных семей, не имеющих возможности платить налог, должно быть оставлено несколько мест, а учебные пособия, такие как книги, бумага, карандаши, должны приобретаться местными отделами образования.
В густонаселенных районах дети могут приходить в школу из дома, но если населенные пункты редкие и расположены далеко друг от друга, то зимой, особенно для бедных детей без одежды, приходить в школу очень трудно. Поэтому в более населенных районах следует открывать пришкольные отделения. Расходы на эти отделения должны покрываться за счет налогов, собираемых с населения для центральной школы. Если такие отделения открыть невозможно из-за редкости и большого расстояния между аулами, то, конечно, дети не смогут приходить учиться. Поэтому рядом со школой необходимо открыть общежитие или интернат для детей. При открытии интерната дети из богатых семей должны приходить со своей едой, а для бедных детей, не имеющих возможности, нужно собирать продукты с населения и обеспечивать им проживание и обучение в этом доме. Без такого интерната бедные дети не смогут учиться.
Если школы не будут открыты коллективно, как указано выше, одной сельской или волостной общиной, то их не смогут открыть отдельные лица или несколько человек. Потому что открывающие такие школы могут присвоить их и попытаться вести учебно-воспитательную работу по своему усмотрению, не применяя проекты и правила, установленные правительством в отношении школ. Поэтому местные отделы образования должны срочно заняться этим вопросом.
Во-вторых, кооперативы и другие организации в народе должны приступить к открытию школ в соответствии с вышеуказанными методами.
Надежные граждане страны несут огромную ответственность за продвижение этих дел, и сам народ не должен относиться к этой работе равнодушно, а должен приступить к ней, не обращая внимания на небольшие расходы.
Ахмет Байтурсынулы
Журнал «Кызыл Казахстан»,
1923, февраль, № 14, стр. 12-13.