Председатель Сената Парламента РК Касым-Жомарт Токаев раскритиковал работу правительства и указал на недостатки в законотворческом процессе, сообщает «Ұлт ақпарат».
«Работа по усилению полномочий Парламента требует регламентации порядка разработки и инициирования законопроектов законодательными органами. Здесь возникает первый вопрос. Это – низкий уровень планирования законотворческой работы, который остается неизменным, что приводит к системности, «разрозненности» в законотворческой деятельности, слишком позднему решению давно назревших проблем и беспорядочным поправкам в кодифицированные акты», — сказал Касым-Жомарт Токаев.
По его словам, внесение законопроектов в последние месяцы года или к концу сессии также является следствием недостаточной организации и планирования законотворческого процесса. Бывают случаи, когда в законодательные акты, принятые Парламентом, в течение года с момента вступления в силу вносятся около сотни поправок на основе других законов.
«Во многих случаях наши законы направлены на решение острых проблем в экономике и общественной жизни. В результате в содержании этих законов сразу же бросается в глаза отсутствие концептуального взгляда на текущую ситуацию и процессов, которые положительно повлияют на развитие государства. В ряде законов, наряду с внутренними противоречиями, можно увидеть отсутствие баланса. Один и тот же термин может толковаться в законе по-разному. Эта ситуация, безусловно, вызывает критическое отношение общества к деятельности Парламента и Правительства», — сказал он.
Спикер Сената также обратил внимание на то, что одной из важных задач законодательной системы страны является правовое обеспечение вхождения Казахстана в число 30 развитых стран.
«В связи с этим необходимо отметить глубокое стремление Правительства к достижению высоких рейтинговых показателей. Каждый государственный орган поставил перед собой задачу достижения международных рейтингов на основе принципов и методов, соответствующих только его задачам. Вместе с тем, меры по вхождению в группу передовых развитых стран требуют слаженной работы всех органов Правительства в этом направлении. Нет сомнений в важности взаимодействия с международными организациями, но их требования и запросы, прежде всего, не должны препятствовать законотворческой работе, направленной на обеспечение национальных интересов и удовлетворение нужд и потребностей граждан Казахстана», — сказал он.
По мнению К. Токаева, необходимо рассмотреть вопрос правового регулирования этапов и условий данного процесса, чтобы сделать его более комплексным, слаженным и понятным как международному сообществу, так и гражданам страны.
Касым-Жомарт Токаев также отметил, что отсутствие сбалансированной позиции в основе законотворческой системы является отдельной темой, требующей особого обсуждения и рассмотрения.
«Например, по некоторым направлениям мы руководствуемся принципами ужесточения, а в других сферах допускаем послабление и свободу. Таким образом, законы Казахстана в целом теряют внутреннюю логическую связь, и, соответственно, его правовая ориентация отдаляется от основных интересов, таких как подчинение закону, уважение к закону, снижение правонарушений. Более того, рост правонарушений в сфере половой неприкосновенности, оборота наркотических средств, скотокрадства и несоблюдения правил дорожного движения, приводящих к гибели людей, требует ужесточения наказания за них», — сказал Председатель Сената.
По его словам, преступления такого характера вызывают острые дискуссии в обществе, поэтому несогласие граждан с применением мягкого наказания или даже уходом от уголовной ответственности путем взаимного согласия (медиации) является закономерным явлением.
«Мы просим Правительство уделить этому вопросу особое внимание и сосредоточиться на нем», — сказал Касым-Жомарт Токаев.