Скоро придет и густая, темно-коричневая осень. Вы скажете, что любое время года в Алматы прекрасно, но осень одевается особенно «нарядно». Словно сваха, собирающаяся на той, она надевает свое «желтое платье» под лазурное небо-зеркало и долго стоит перед ним. И ты, глядя на нее, не устаешь.
А осень в других регионах… Мне в детстве осень родного села казалась очень холодной. Это было какое-то серое время, навевающее тоску. А потом были существа, которые показывали это время в черно-коричневых тонах, словно пленку старых фильмов. Это были вороны. Обычные вороны-грачи. «Карк-карк». Хоть бы на миг прекратили каркать. Казалось, что именно вороны мгновенно окрашивают только что сияющий момент в мрачный цвет и погружают все живое в это «скорбное состояние». Они словно закрывали собой все небо.
Позже, когда на этот мир смотришь с юношеским, мужским сердцем, начинаешь понимать, что у Бога есть ответ на все творения. Задумываешься над каждой летящей птицей, каждой бегущей зверушкой. Вникаешь в то, «почему это существо было послано человечеству». Например, вместе с детскими воспоминаниями ты словно приходишь к согласию с воронами-грачами, которые навечно «закаркали» в твоем сознании. Откуда пришла эта птица? Что говорят об этом легенды и предания? Что означает выражение «казах с вороньими венами», а что – «и нам на руку сядет ворона», откуда взялся «Казтуган с вороньим ростом», в чем секрет того, что казахи называют близких людей «воронушка», «воронушка» – давайте приведем несколько доказательств и аргументов…
Первое, что мы знаем – из «Священного Корана». Что там говорится? Сура «Маида» («Трапеза»). Убил Каин Авеля. Первое преступление на земле. Что теперь делать? «И послал Аллах ворона, который начал копать землю, чтобы показать ему, как похоронить труп его брата. Он сказал: «О горе мне! Неужели я не смог поступить так, как этот ворон, и похоронить труп моего брата?» И стал он сожалеющим».
(Аят 32). Следовательно, именно ворона научила человечество хоронить своих близких.
Теперь давайте перелистаем легенды и предания. Вспомните «Кисас-ул Анбия» Рабгузи. Что говорилось в первом повествовании об Адаме и Еве?! «Пришло известие от Всевышнего. «О Адам! Если хочешь, чтобы твое покаяние было принято, отправляйся в Мекку». Адам, мир ему, говорит: «О, мой Господь! Я бы отправился в Мекку, но я не знаю дороги». Тогда Аллах сделал черную ворону проводником, и Адам, мир ему, последовал за ней. Пророк, мир ему, сказал Адаму: «Не убивайте шесть видов животных. Во-первых, цените черную ворону…» говорится в «Истории пророков». Позвольте напомнить вам остальные пять животных: муравей, ласточка, птица «атат», лягушка, пчела. Здесь вы также видите, что ворона принесла пользу человечеству.
Несомненно, у каждого народа в истории были свои тотемы. По мнению историков, как волк когда-то был тотемом тюркских народов, так и ворона считалась прекрасным образом среди кочевых народов, проживающих на северо-востоке Азии и на северо-западном побережье Америки. Часть из них почитает ворону как священную птицу, поклоняется ей, считает тотемом («Устное народное творчество и культура шаманизма»). В древней легенде гуннов также говорится, что, когда единственный оставшийся в степи юный хан Уйсун был вскормлен волком, именно вороны приносили младенцу мясо.
В статье филолога-специалиста Алмаса Абсадыкова «Как понять значение слова «казах с вороньими венами»?» есть следующие строки: «В «Тайной истории монголов» ворона часто используется как образ дружбы, когда люди сплоченно приступают к какому-либо делу. Великий каган оценивает действия своих приближенных и издает указы о чинах и должностях, ссылаясь на свойства и образ жизни различных животных и птиц. В одном из таких эпизодов Чингисхан начинает свою речь, обращенную к военачальникам Кога и Кокечос, которые всегда были рядом с ним, следующими строками:
В темную ночь
Охотясь, как волк,
В светлый день
Будучи черной вороной, –
и ставит их в пример другим».
Мы также прочитали статью Кайрата Габитханулы, написанную на эту тему. В ней говорится, что монголы также почитали ворону. «Когда монголы слышат карканье вороны, они кричат: «Унеси свой плохой язык подальше, принеси свой хороший язык сюда». В понимании монголов ворона – священная птица, несущая в себе как добро, так и зло. Одному из видов вороны – грачу (хон хэрээ) – монголы говорят: «Если грач сядет на материнское дерево, лошадь станет быстрой», – считают они. Вероятно, это связано с тем, что грач долго живет и может летать высоко и далеко», – говорит автор, ссылаясь на «Этнографию Монгольской Народной Республики». В источниках говорится, что среди яку