Какое величие личности жырау, занимающих особое место в нашей национальной истории и духовной культуре?! Величие их заключалось в воспевании подвигов и великих трудов выдающихся личностей, прочно занявших место в памяти народа, навечно поселившихся в глубине его сердца, поднявших знамя государственности, и в оставлении этого эпоса в наследство потомкам как бесценное сокровище. Через размышления и эпическое наследие жырау нам хорошо знакомы мечты и стремления, характер, сила духа и стойкость, отвага кочевника, жившего в седле коня и на горбу верблюда. Искусство жырау, являющееся духовной артерией казахов с древних времен до наших дней, породило множество ценных произведений и способствовало питанию национального духа, и в качестве современного примера этого можно привести эпосы Алмаса Алматова.
«Чингиз-нама» – это исторический эпос, глубоко раскрывающий личность великого Чингисхана, выдающейся личности в народной памяти, прославившегося на весь мир, основываясь на исторических данных и легендарных событиях. В начале произведения, напоминающем молитвенную форму в поэтической традиции, жырау, испрашивая помощи у Творца в соответствии с мусульманской традицией, излагает свои размышления об истории. Далее «Алқисса» берет повествование в свои руки и рассказывает историю Чингисхана. Упоминаются произведения, сказанные и написанные о великом кагане, раскрывается история ханов.
«Легенда о предках Чингисхана», как указывает сам жырау, изложена в поэтической форме по линии «Золотой летописи», что соответствует структуре исторического эпоса. Исторический эпос, начавшийся таким образом, продолжается по линиям «Женитьба Добу-мергена на Алан-сулу» и «Битва Есугея-батыра с татарами». Особым отрывком в повествовании эпоса является «Рождение Чингисхана», отличающееся легендарно-мифологическим значением, соответствующим устной традиции. Мотив «чудесного рождения» в эпической традиции основан на линии, передаваемой из уст в уста и запечатленной в письменных летописях. Когда Есугей, следуя знаку маленькой птицы, кружившей вокруг черного камня, расколол черный камень, в небо взлетела одна золотая метка, а при втором ударе серебряная метка упала в озеро. При третьем раскалывании камня по знаку птицы:
Могущественный знак «Хасбу»* появился,
Небесный Тенгри начертал узор, –
размышляет жырау. Таким образом, предвещается славное будущее Чингисхана. События эпоса изложены в хронологическом порядке. В разделах «Смерть Есугея-батыра», «Женитьба Тэмуджина на Борте-хатун и союз с Ван-ханом Керейским (Тогрул-ханом)», «Пленение Аюлун-бике и Борте-хатун» события, связанные с личной жизнью Чингисхана и жизнью народа, тесно переплетены в поэтической связи. Строки стихов, где сливаются письменные летописные повествования и устные предания, искусно сочетаются, передавая события языком эпоса, и очаровывают читателя и слушателя.
Разделы «Нападение Тэмуджина на тайшей и меркитов (1179 г.)», «Поход Чингисхана на меркитов», «Отделение Тэмуджина от друга Джамухи», «Основание улуса», «Сон прорицателя Курчи», «Избрание Тэмуджина ханом и присвоение титула Чингис-хаган (1182 г.)», где воспеваются исторические походы великого кагана и раскрывается его уникальная личность, показывают путь борьбы, выдающуюся природу, полководческий талант и ханские качества прославленного героя. Разделы, поэтически описывающие труд Чингисхана по установлению внутреннего порядка и военной системы государства, его непрерывные войны и великие походы, битвы на берегу реки Керулен и на Ононском полуострове, войны с Джамухой из рода Жалайыр, меркитами и татарами, посвящены раскрытию образа героизма, самоотверженной отваги и великого полководца. Идея государственности, героизма и абсолютного прославления исторической личности, взятая за основу исторического эпоса, возникшего в результате слияния легенд и исторических данных, продолжается в последующих разделах. Походы Чингисхана – свидетельство его великих деяний, покоривших весь мир. В эпосе эти походы, психология войны, история различных племен и родов, объединившихся в Великую Империю, походы прославленных ханов и потомков Чингисхана изображаются как великие события, направленные на достижение государственных целей. Рассказ о девяти визирях Чингисхана, а также повествования о визире Борчи, Таргутай-Кирлитюке, Ван-хане Керейском (Тогрул-хане), военный совет Чингисхана, правила стражи и охранников, образы ханов Буйрык, Кулик, Тогрул, Чагатая и Угэдея, хана Джучи, хана Хубилая, нойона Джебе, нойона Касара несут большую художественную нагрузку в содержании эпоса. Среди таких глав особо выделяется глава «Чингисхан пьет вино из золотой чаши», отличающаяся легендарным значением и окруженная мифопоэтическим художественным оформлением, что можно назвать кульминацией событий эпоса. Поиск «чаши жизни», предназначенной только для рожденного чудесным образом, отмеченного благодатью Тенгри, является одним из устойчивых и широко распространенных мотивов в мировой мифологии. «Чаша жизни», наполненная напитком изобилия и благоденствия, безграничной власти и мудрости, предстает в образе «золотой чаши» Чингисхана, в которую вино льется само собой. В нее льется вино только в уста такого чудесного человека, как Чингисхан, «навесившего свой лук на облака».
Если «чаша жизни», которую держит в руках король Артур, названный в кельтской мифологии «королем прошлого и будущего» (вспомним также мнение тюркских народов, считающих кельтов своими предками и принимающих Артура как своего брата), является символом бессмертной славы и вечного триумфа, то точно такая же «золотая чаша», наполненная вином, по воле Тенгри достается Чингисхану. Через это уникальное событие личность Чингисхана в эпосе становится еще более величественной.
Подводя итог, можно сказать, что представленный вниманию читателей исторический эпос «Чингиз-нама» является одним из крупных эпических произведений, воспевающих героизм и государственность, поднимающих героический дух, раскрывающих многослойную глубину национальной истории в художественном пространстве. Этот эпос, рожденный в традиции жырау, является цельным произведением, возродившим казахское искусство жырау и эпическое наследие.
Жанат Аскербеккызы,
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева