История движения Алаш – одна из самых удивительных и интересных страниц истории Казахстана.
Отставание традиционной экономики и патриархальных отношений, социально-экономические трудности дали толчок к пробуждению национального самосознания и патриотизма у передовой части казахского общества начала XX века.
Это стало результатом, прежде всего, взаимодействия культур, формирования нового поколения интеллектуальной элиты в казахском обществе, воспитания в национальных и мусульманских духовных традициях, а также получения европейского образования в высших учебных заведениях Российской империи.
Люди, стремящиеся к патриотизму, искали свои пути развития цивилизации, стремились к достижению подлинной независимости от колониализма. В начале XX века начался новый этап национально-освободительного движения казахского народа и его развития. Характерной особенностью стал переход от традиционных форм борьбы к новым политическим методам сопротивления царскому режиму.
Национально-освободительное движение, как и казахское общество в рассматриваемый период, не было однородным. Наряду с сохранением родоплеменных отношений и остатков кочевой демократии, возникли новые социально-экономические условия, связанные с проникновением капиталистических отношений в казахскую степь. Процесс капитализации был развит очень слабо, в связи с чем казахская национальная буржуазия не могла играть ведущую роль в политической жизни. В связи с этим руководство освободительного движения взяла в свои руки казахская духовная и интеллектуальная элита, последовательно выражавшая идею национальной независимости. Лидерами национально-освободительного движения были Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов, Мухамеджан Тынышпаев, Мыржакып Дулатов, Халел и Жанша Досмухамедовы и другие. Большинство из них были выпускниками высших учебных заведений. Например, с 20-х годов XIX века до 1917 года в Казанском университете обучалось около 30 молодых казахов, 17 из них получили юридическое образование, остальные – медицинское. В то время в Санкт-Петербургском университете около 20 казахов получали высшее образование, среди них были Бакытжан Каратаев, Мустафа Шокай, Жанша Досмухамедов и другие. Позднее они стали известными государственными и политическими деятелями. Халел Досмухамедов окончил Военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге, Мухамеджан Тынышпаев – Институт инженеров железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге. По неполным данным, до революции высшее образование имели около 120 казахов, среднее – около 700. Для представителей движения Алаш важным этапом стало формирование мировоззрения, накопление политического опыта и выдержки, организация ходатайств, в которых проводилась борьба за основные политические и социально-экономические требования казахского народа, а также за представительство в Государственной Думе.
Самым известным стало обращение в 1905 году 14,5 тысяч жителей Каркаралинского уезда Семипалатинской области, подписавших петицию на ярмарке «Коянды». Их основные требования ограничивались решением вопросов культурного и национального характера: признание права на владение землями, где они проживали, обязательное введение казахского языка в школах, проведение религиозных обрядов в соответствии с мусульманской религией, введение судопроизводства на казахском языке и т.д. В 1905 году Алихан Бокейханов, выступая на съезде земских и городских деятелей в Москве, потребовал равноправия казахов, составлявших 5 миллионов человек. Наряду с насущными вопросами социального заказа, он поднял в своей речи языковой вопрос, свободу выбора: «Насущная потребность казахов – свобода в использовании родного языка, особенно необходимая в связи с предстоящей избирательной кампанией, и я присоединяюсь к предложениям товарищей, обратившихся в конгресс, о немедленной отмене всех ограничений в правах местных языков».
15 июня 1906 года он был единогласно избран депутатом от казахов Семипалатинской области в Первую Государственную Думу России. К сожалению, он не смог принять участие в ее работе, так как был задержан в Павлодаре на три месяца Омским губернатором. Бокейханов прибыл в Санкт-Петербург накануне роспуска Государственной Думы, после чего отправился в Финляндию, в Выборг, где вместе со 180 депутатами подписал знаменитое «Выборгское воззвание» против насильственного роспуска Государственной Думы. За это он был наказан, и по решению Санкт-Петербургского окружного суда был арестован, а затем вынужден поселиться в Самаре.
После поражения первой русской революции в царской России начался реакционный период. Были запрещены демонстрации, митинги и собрания, были распущены семипалатинские, петропавловские, семипалатинские, верненские, перовские и другие социал-демократические организации и профсоюзы. Согласно закону от 3 июня 1907 года о роспуске Второй Государственной Думы и введении новой избирательной системы, казахи и другие народы, поселившиеся в регионе, были лишены своих избирательных прав. Усиление национального и колониального гнета, аграрная политика царизма, проникновение капиталистических отношений в социально-экономическую жизнь региона способствовали росту национального самосознания казахского народа.
Война ускорила процесс созревания общего кризиса в стране, наиболее ярким проявлением которого стало национально-освободительное восстание 1916 года, потрясшее почти все регионы Казахстана и Средней Азии. Непосредственной причиной восстания стал указ царя от 25 июня о призыве «инородцев» мужского пола в возрасте от 19 до 43 лет на тыловые работы в Казахстане и Средней Азии. 400 тысяч человек из Казахстана и Средней Азии должны были участвовать в тыловых работах. Постепенно стихийное движение приобрело организованный характер: появились крупные центры в Тургае и Семиречье, возглавляемые известными лидерами Амангельды Имановым, Алиби Жангельдиным и Токашем Бокиным. Восстание превратилось в военно-колониальное и широкомасштабное русское движение против военно-колониальной политики царизма и, в определенной степени, против феодально-верхушечных слоев аула, национально-освободительное движение.
Главной особенностью Февральской революции стало двоевластие в стране – образовались буржуазное Временное правительство и Советы рабочих и солдатских депутатов. Первое – отстранило от власти военных губернаторов, генерал-губернаторов и должностных лиц колониальной администрации. Вместо них появились областные комиссары, гражданские исполнительные комитеты, коалиционные комитеты и другие.
Однако Временное правительство в Казахстане не смогло решить национальный и аграрный вопросы. Это правительство не спешило правильно и справедливо решать вопрос о самоуправлении, автономии казахов, как и других угнетенных народов. Алихан Бокейханов тогда сказал: «Партия кадетов против национальной автономии. Мы стремимся к созданию национальной автономии, поднимаем знамя «Алаш». Я принял решение выйти из партии кадетов и организовать партию «Алаш»».
В этой ситуации лидеры казахского либерального движения приняли решение ускорить проведение Всеказахского курултая. Первый Всеказахский съезд, в котором приняли участие представители всех уголков Казахстана, прошел в Оренбурге с 21 по 26 июля 1917 года. Проект программы партии «Алаш», опубликованный до выборов в Учредительное собрание Российской Федерации, предусматривал всеобщее избирательное право, пропорциональное национальное представительство, демократическую Российскую Федерацию с президентом и законодательной думой, равенство автономий, составляющих Россию, демократические свободы, отделение церкви/мечети от государства, равенство языков и т.д. В ноябре 1917 года на выборах в Учредительное собрание партия «Алаш» получила большинство голосов и заняла 43 места. По количеству полученных голосов на выборах в Учредительное собрание (262 404) «Алаш» занял 8-е место среди пятидесяти партий, существовавших в России накануне Октябрьской революции. В декабре 1917 года на втором Всеказахском съезде была провозглашена Алашская автономия и создан временный народный совет под названием «Алаш-Орда». Планировалось, что конституция Алашской автономии будет впоследствии утверждена на Всероссийском учредительном собрании.
Автономия в форме независимости не означала полной независимости. В этом запросе лидеры Алаша стремились быть объективными, учитывая глубокую интеграцию в политическую и экономическую систему России. Детальное определение полномочий центра и автономий должно было регулироваться последующими соглашениями и законами. Лидер Алаш-Орды Алихан Бокейханов в своем обращении к принятым союзникам заявил, что среди народа Алаша «сепаратистских стремлений» не было. «Мы объединились с Великой демократической Россией».
Лидеры партии «Алаш» не приняли Октябрьскую революцию. Ахмет Байтурсынов позднее говорил, что Февральскую революцию они поняли правильно и казахи встретили ее с радостью, потому что, во-первых, она освободила их от гнета и насилия царского правительства, во-вторых, укрепила надежду на реализацию своих мечтаний о самоуправлении. Вторая революция была непонятна казахам: не было расслоения пастбищ и капитала, даже их имущество не отличалось от имущества других народов. Октябрьская революция испугала казахов своими внешними проявлениями. Насилие, бандитизм, диктаторская власть большевистского движения стали причиной этого.
При установлении советской власти отношения партии «Алаш» с новыми органами власти строились на компромиссе. В ряде городов – где власть Советов находилась в руках большевиков – Петропавловске, Перовске (ныне Кызылорда), Аулие-Ата (ныне Тараз) – активисты «Алаш» подверглись репрессиям. Лишь в Семипалатинске, Верном (Алматы) и других местах установилось хрупкое, кратковременное сотрудничество.
В то же время партии не доверяли друг другу, так как каждая стремилась к своим политическим целям: лидеры Советского Союза пытались усилить свое влияние на казахский народ через активистов «Алаш», лидеры «Алаш», официально поддерживая советскую власть, вели политику «размывания» новой власти изнутри.
Самое главное в движении Алаш – это вечные ценности, посвященные любви к Родине и своему народу, бескорыстию, честности и достоинству, уважению к труду и знаниям, верности долгу, жертвенности ради высоких идеалов.
В те годы представители движения Алаш, их сторонники осуществили великую гуманитарную миссию. Несмотря на длительные запреты в условиях сталинизма и потерю части своего наследия, благодаря движению Алаш были созданы и укреплены многие основы для беспрецедентного культурного прогресса казахского общества в XX веке.
На наш взгляд, если бы история позволила великим сыновьям Казахстана и Алаша реализовать все свои идеи в начале XX века, то Казахстан имел бы все шансы стать второй Японией. Эта страна в третьей четверти XIX века провела реформы, известные в истории как «Революция Мэйдзи», и породила современную Японию. Из отсталой страны средневековья она превратилась в современную державу на азиатском континенте и в мировом сообществе. Таким путем развития в первой половине XX века привели бы свои родные страны и деятели Алаша!
Керимсал Жубатханов,
Доцент Казахско-Русского Международного Университета, кандидат исторических наук