Два дня Астана наслаждалась жарким состязанием акынов. 20 поэтов, не уступающих друг другу, вышли на арену. Международный айтыс, организованный Министерством культуры и спорта, был посвящен 20-летию нашей столицы. Два дня акыны воспевали прекрасный город Астану. На айтыс приехали акыны из Кыргызстана, Монголии. На этом айтысе было сказано всё. Была и поддержка, и Послание, и яркие выражения, и красивые рифмы.
Этот айтыс не похож на прежние. И есть причина, почему он не похож. Настоящие скакуны, испытавшие себя во многих состязаниях, прошли по красной дорожке перед зрителями. В жюри собрались ценители слова, писатели.
Вице-министр культуры и спорта Акбота Райымкулова зачитала приветственное слово министра. Министр сказал: «Айтыс – одно из национальных искусств, которого народ с нетерпением ждет и высоко ценит. На состязании испытывают свои силы острословы и остроязыкие акыны из всех уголков страны и из-за рубежа. Поздравляю всех вас с открытием поэтического забега и желаю удачи акынам».
Словно соединяя две страны
Первый день…
По заранее проведенной жеребьевке первыми на сцену вышли Ринат Заитов и Мейрбек Султанхан. Их айтыс «Старый клен и молодой сокол» был построен на уважении. Астанинский акын всячески старался уберечься от напора семейского джигита. Как иначе, Ринат в этом айтысе больше доказывал свое превосходство, чем состязался. Мейрбек сам дал название своему айтысу: «Насколько я знаю, Рекен всегда такой. Он шумел, показывая шоу народу». Отметив, что Ринат нечасто выступает на айтысах, Мейрбек выразил благодарность министру Арыстанбеку: «Тысяча благодарностей министру Арыстанбеку, который помог найти потерянного тигра». На вопрос «Какой сюрприз ты сегодня принес в любимый тобой город?» Ринат дал точный ответ: «Астана – моя единственная любовь, как чапан бедняка для праздника». Мейрбек, хоть и чувствовал себя неловко, спел проникновенные стихи, и его очки были полными. Ринат, который старался изо всех сил, отстал на одно очко.
Адилбек Буркитказы и Мундузбек Усупбекуулы показали прекрасный образец айтыса между кыргызами и казахами. Они говорили о положении братского народа в остроконечных шапках и о дружбе между двумя странами. Было высказано прекрасное пожелание, чтобы песня не покидала вершины Манаса и Алатау. Они воспели значение международного айтыса, сказав: «Айтыс – общий для двух стран, словно соединяющий две страны». Однако живость айтыса зависит и от соперника. Народ оценил: «Адилбек оказался ребенком, который далеко поскачет».
Айтыс Аманжола Куанткана из Монголии и Серика Койшугулова показал, что братья поддерживают друг друга. Серик предложил Аманжолу: «Приезжай на родину, возглавь шествие добра», на что Куанткан обрадовал народ, ответив: «Если будет на то воля Аллаха, этот день не за горами». Западный темперамент Серика создал впечатление, будто Мелстер вернулся на сцену. Максат Аканов и Аяулым Жумабеккызы разожгли пламя айтыса между парнем и девушкой. Максат, который и раньше волновал многих девушек на сцене, увидел и пылкость Аяулым. Юмор, подходящий Аканову, и скромность, проявленная Аяулым, восхитили публику. Следующими на арену айтыса вышли Биржан Байтуов и Асылбек Маратов, которые немного поспорили. Они говорили о преимуществах казахов и кыргызов и прошли немалый путь. Вскоре примирение нашло свое место. Акын Биржан, сказав: «Давайте общаться без переводчика, пока не наступит Судный день», поставил красивую точку в своем айтысе с Асылбеком.
На шесть континентов – Шесть Алашей,
С тобой известна, Астана!
На сцену вышли Айбек Калиев и Дидар Камиев. Мы чувствовали, что начнется что-то интересное. Акыны украсили айтыс историческими стихами, создав приятный айтыс с юмором. Они высказывали друг другу уместные замечания и давали достойные ответы. Айбек упрекнул Дидара, который не явился на жеребьевку: «Было забавно, что ты, как дочь соседа, пришла, когда уже вышивали». Не растерявшись, Дидар ответил: «Я не смог пройти мимо своей восьмидесятилетней бабушки, опасаясь, что сорокалетний Калиев обидится», и рассказал, что был там, где обещал. Он понравился многим, сказав: «Я не потому, что не хочу тратить деньги, а потому, что уважаю седые волосы». На слова «Акыны Монголии и Кыргызстана пришли раньше тебя» он рассмешил публику, сказав: «Я не летел на самолете, как ты, я чуть не улетел из-за гололеда». Воспев многогранные стороны Айбека, он оценил своего старшего брата: «Ты не причиняешь вреда, когда говоришь пустые слова, но очень опасен, когда говоришь о проблемах». Калиев тоже не оставил Камиева без внимания. Он спокойно пел, показав, что является стратегом, атакующим в нужный момент. Каждое его слово создавало глубокое стихотворение. Были затронуты проблемы села в окрестностях Астаны, цены на уголь, вопросы газа и воды. Содержательный айтыс завершился размышлениями Дидара об Астане.
– До ханов Аз Тауке,
Превысившая Орду, Астана!
Законов, подобных Жеты Жаргы,
Продолжение написавшая, Астана!
На шесть континентов – Шесть Алашей,
С тобой известна, Астана!
Даже чужому народу,
Ты стала родной, Астана!
Двум воевавшим народам,
Ты стала посредником, Астана!
Слава и честь в одно мгновение,
Возвысились, Астана!
Мечта Алиханов,
Не увидев, ушли, Астана!
На болотах и солончаках,
Построившая юрту, Астана!
Хоть и стоишь на солончаке,
Ты стала судьбой казахов, Астана!
Продолжая путь предков,
Заново зазвучала мечта-песня!
В небе твоей свободы,
Твой орел парит,
От этого свободного дня,
От моей веры, от моего родного языка,
Прошу не отнять,
У Единого Создателя!
«Проклятие» бабушки,
«Благословение» дедушки
Рустем Кайыртайулы и Мухтар Ниязов создали яркий айтыс, построенный на дружеских шутках. Они подхватывали друг друга, создавая стремительный айтыс. Он запомнился своей особенностью – вопросом, заданным на ходу, и мгновенным ответом.
Рустем, сказав: «Я был сыном своей бабушки, давайте я прокляну Астану как следует, как моя бабушка», посвятил красивые строки:
– Территория у собачьего носа,
Пусть станет лесом, Астана!
Территория у Коянды,
Пусть станет дорогами, Астана!
Даже если прольется ливень на улицу,
Пусть вода не собирается, Астана!
Пусть печаль и горе казахов,
Останутся в музее, Астана!
Отдавая уголь селу,
Пусть газ придет скорее, Астана!
Не надевая шубу в марте,
Пусть лето придет скорее, Астана!
Пусть Абу-Даби не возвышается,
Пусть не горит, Астана,
Пусть не плачет в мусоре,
Пусть